Папа Франциск ограничил богослужения для католиков-традиционалистов: реакция епископов

Главное Новости

Обнародовано апостольское послание motu proprio Папы Франциска об использовании дособорного миссала: теперь связанные с этим решения должны принимать епархиальные пастыри; общины верных, предпочитающие экстраординарную форму римского обряда, не должны исключать легитимности литургической реформы, указаний Второго Ватиканского собора и учительства Римских Пап.

После консультаций с епископами во всем мире Папа Франциск принял решение изменить нормы, регулирующие использование миссала 1962 года, установленные 15 лет назад Папой Бенедиктом XVI. Новые правила изложены в апостольском послании Traditionis custodes и в сопровождающем его послании к епископам — сообщает Vatican News.

Новшества заключаются прежде всего в том, что богослужения по экстраординарному чину будут относиться к компетенции епископа, организатора литургической жизни в епархии: «Использование Римского миссала 1962 года является его исключительной компетенцией в епархии, в соответствии с ориентирами, данными Апостольским Престолом». Епископ должен будет удостовериться в том, что группы верных, в которых богослужения совершаются согласно экстраординарной форме римского обряда, «не исключают действительности и легитимности литургической реформы, указаний Второго Ватиканского собора и учительства Римских Пап».

«Тридентские» Мессы больше не будут совершаться в приходских храмах: место и расписание богослужений будет устанавливать епископ. Литургические чтения должны провозглашаться на народном языке согласно обиходу, одобренному епископскими конференциями, а предстоятельствовать на Евхаристии может только священник, уполномоченный епископом. Епископ должен будет также определить, насколько целесообразно продолжать совершать богослужения согласно экстраординарной форме, и оценить их «эффективную пользу для духовного роста» верующих. Уполномоченный епископом священник должен заботиться не только о достойном совершении литургии, но и о пастырском и духовном попечении о верных. Епископ же должен «позаботиться о том, чтобы не было авторизовано создание новых групп».

Священники, рукоположенные после публикации сегодняшнего motu proprio и желающие служить согласно экстраординарной форме римского обряда, должны обратиться с прошением к епархиальному епископу; епископ может дать такое разрешение только после консультации с Апостольским Престолом. Те же, кто уже прежде совершали Евхаристию по старому чину, должны обратиться к епархиальному епископу за разрешением продолжать использовать миссал 1962 года. Институты богопосвященной жизни и общества апостольской жизни, в свое время учрежденные Папской комиссией Ecclesia Dei, переходят в ведение Конгрегации по делам институтов посвященной жизни. Это ватиканское ведомство, вместе с Конгрегацией богослужений и дисциплины Таинств, будет отвечать за соблюдение новых норм.

В сопроводительном письме к документу Папа Франциск поясняет причины своего решения. Он напоминает, что уступки, сделанные его предшественниками, были вызваны желанием «содействовать воссоединению после раскола с движением, возглавляемым монсеньором Лефевром». Таким образом, использование дособорного миссала должно было способствовать восстановлению церковного единства. Однако возможность совершать Мессу согласно экстраординарному чину «многими была истолкована как возможность свободно использовать Римский миссал, утвержденный святым Пием V, что привело к его параллельному использованию наряду с Римским миссалом, утвержденным святым Павлом VI».

Папа напоминает также, что в основе motu proprio Бенедикта XVI Summorum Pontificum (2007) лежало «убеждение, что эта мера не поставит под сомнение одно из важнейших решений Второго Ватиканского собора, тем самым подрывая его авторитет». 14 лет назад Папа Бенедикт XVI утверждал, что подобные опасения неоправданны, поскольку «эти две формы использования римского обряда будут друг друга обогащать». Однако недавно проведенный опрос среди епископов выявил болезненный феномен противостояний, что побудило Папу вмешаться: вместо того, чтобы способствовать единству, предложенная в Summorum Pontificum возможность привела к риску разделений в Церкви.

Папа отмечает, что болезненные злоупотребления есть «как с одной, так и с другой стороны», при этом констатируя прискорбный факт связи использования Римского миссала 1962 года с отвержением не только литургической реформы, но и Второго Ватиканского собора, «с беспочвенным и неприемлемым утверждением, будто он изменил Традиции и ʺистинной Церквиʺ». Сомнения в легитимности вселенского собора «означают сомнения в самих намерениях его Отцов, которые исключительным образом осуществляли коллегиальные полномочия cum Petro et sub Petro на вселенском соборе, и в конечном счете это означает усомниться в самом действии Святого Духа в Церкви».

Папа пишет еще об одной причине своего решения: «В словах и в действиях многих становится все более очевидной тесная связь между выбором богослужений по дособорным литургическим книгам и отвержением Церкви и ее институтов во имя того, что они расценивают как ʺистинную Церковьʺ». Подобные тенденции противоречат церковному общению, подталкивая к разделениям: «Чтобы защитить единство тела Христова, я вынужден отозвать полномочия, предоставленные моими предшественниками», — пишет Святейший Отец.

Французские католические епископы выражают «уважение» общинам традиционной латинской мессы

Католические епископы Франции в субботу выразили «уважение» прихожанам и пасторам общин традиционной латинской мессы после опубликования папой Франциском motu proprio Traditionis custodes.

Епископы выступили с заявлением 17 июля, на следующий день после того, как Папа внес радикальные изменения в апостольское послание своего предшественника Бенедикта XVI «Summorum Pontificum» 2007 года, в котором признавалось право всех священников совершать Мессу по Римскому Миссалу 1962 года.

Новое motu proprio, изданное с немедленным вступлением в силу, гласит, что разрешение на использование Римского миссала 1962 года в своей епархии является «исключительной компетенцией» каждого епископа.

«Епископы Франции, вместе со всеми верующими своих епархий, получили motu proprio Traditionis custodes Папы Франциска, которое было обнародовано вчера», — говорится в заявлении.

«Они хотят выразить верующим, которые обычно совершают богослужения в соответствии с Миссалом св. Иоанна XXIII, и своим пасторам свою заботу, уважение к духовному рвению этих верующих и решимость продолжать миссию вместе, в общении Церкви и в соответствии с действующими нормами».

Комментарии епископов будут внимательно изучены, поскольку Франция является одним из ведущих мировых центров католического традиционализма.

Заявление продолжило: «Каждый епископ будет иметь в сердце желание жить в соответствии с вызовами, описанными Святым Отцом, чтобы осуществить ответственность, о которой ему напоминают в справедливости, благотворительности, заботе об одном и всех, служении литургии и единстве Церкви. Это будет сделано через диалог и потребует времени».

«Моту проприо Traditionis custodes и письмо Святого Отца к епископам, которое его представляет, являются требовательным призывом для всей Церкви к подлинному евхаристическому обновлению. Никто не может обойтись без него».

Епископы завершили свое послание цитатой из Lumen gentium, Догматической конституции о Церкви Второго Ватиканского собора.

«Епископы призывают Святого Духа, чтобы Евхаристия, «источник и вершина христианской жизни», жертва Господа и воспоминание о Его Страстях и Воскресении, стала местом, где Церковь каждый день черпает силы, чтобы стать тем, чем она является: «во Христе как таинство или как знак и инструмент как очень тесного союза с Богом, так и единства всего человеческого рода»».

Во Франции в последнее время наблюдается напряженность между сторонниками традиционной латинской мессы и местным архиепископом.

Прихожане выразили протест после того, как архиепископ Дижона Ролан Миннерат попросил членов Священнического братства Святого Петра (FSSP) покинуть базилику Фонтен-ле-Дижон, место рождения святого Бернарда Клервоского, после 23 лет работы в архиепархии.

FSSP — это клерикальное общество апостольской жизни понтификального права, канонически учрежденное Папой Иоанном Павлом II в 1988 году. В братстве, насчитывающем более 300 священников и 150 семинаристов из 30 стран, используется Римский миссал времен до Второго Ватиканского собора.

Споры в Дижонской архиепархии разгорелись через несколько месяцев после появления меморандума, составленного конференцией французских епископов в ответ на вопросник Ватикана о применении Summorum Pontificum, разосланный епископам всего мира в 2020 году.

Текст конференции епископов призывал предпринять шаги, чтобы «побудить верующих экстраординарной формы больше участвовать в епархиальной жизни», чтобы избежать создания «параллельной Церкви».

FSSP заявила 16 июля, что ее члены «разочарованы и встревожены» после принятия нового motu proprio.

В заявлении, опубликованном в день выхода новых норм Папы, эта группа сказала: «После публикации последнего motu proprio Папы Франциска, Traditionis custodes, которое наложило новые ограничения на Чрезвычайную форму Римского обряда, многие из нас разочарованы и встревожены».

Американские епископы издают руководство в ответ на документ Папы Франциска о традиционной латинской мессе

Большинство епископов в США, включая кардинала Уилтона Грегори из Вашингтона, выпустили руководство относительно групп, празднующих традиционную латинскую мессу в своих епархиях, после того, как в пятницу Папа Франциск в новом документе ввел ограничения на использование традиционной литургии.

Епископы по всей территории США дали разрешение на продолжение традиционной латинской мессы в своих епархиях, пока они изучают документ и определяют, как действовать дальше.

«Я буду с молитвой размышлять над Traditionis custodes в ближайшие недели, чтобы убедиться, что мы полностью понимаем намерения Святого Отца и тщательно рассмотрим, как их реализовать в архиепархии Вашингтона», — написал кардинал Грегори Вашингтонский в письме своим священникам от 16 июля.

«В промежуточный период я предоставляю право тем, кто совершает Мессу по литургическим книгам, изданным до 1970 года, продолжать это делать в эти выходные и в последующие дни, пока не появятся дальнейшие указания».

Новый документ устанавливает обязанности епископов, в епархиях которых уже есть одна или несколько групп, совершающих Мессу в экстраординарной форме, и предписывает епископам определить, что эти группы не отрицают действительность II Ватиканского Собора и Магистериума.

Епископам предписано «назначить одно или несколько мест, где верующие приверженцы этих групп могут собираться для евхаристического празднования (однако не в приходских церквях и без возведения новых персональных приходов)».

Он также вводит новые требования к новорукоположенным священникам, желающим совершать Чрезвычайную форму, и предписывает епископам проверять, что уже созданные приходы, совершающие Чрезвычайную форму, «эффективны для их духовного роста и определять, сохранять их или нет». Кроме того, он предписывает епископам «позаботиться о том, чтобы не разрешать создание новых групп», которые празднуют Чрезвычайную форму.

Папа сказал, что он написал этот документ в ответ на опрос епископов, проведенный в 2020 году, и объяснил, что его огорчает то, что он видит как отказ от литургических реформ Второго Ватиканского собора.

Архиепископ Лос-Анджелеса Хосе Гомес, президент Конференции католических епископов США, опубликовал краткое заявление по этому вопросу 16 июля.

«Сегодня Папа Франциск опубликовал Traditionis custodes, апостольское письмо motu proprio об использовании латинских литургических текстов, утвержденных до реформы 1970 года. Я приветствую желание Святого Отца способствовать единству среди католиков, празднующих Римский обряд», — написал Гомес.

«По мере внедрения этих новых норм я призываю своих братьев-епископов работать с осторожностью, терпением, справедливостью и милосердием, поскольку вместе мы способствуем евхаристическому обновлению в нашей стране».

Священническое братство святого Петра (FSSP), которое совершает традиционную латинскую мессу, обратилось к ситуации в заявлении от 16 июля.

«На данный момент еще слишком рано говорить о том, какие последствия будут для Священнического братства Святого Петра, но мы заверяем вас, что мы по-прежнему преданы служению верующим, посещающим наши апостольства, в соответствии с нашим Уставом и харизмой, как мы это делали с момента нашего основания», — говорится в заявлении, предоставленном CNA.

«Мы должны стремиться рассматривать этот Крест как средство нашего освящения и помнить, что Бог никогда не оставит Свою Церковь».

Другие епископы выступили с заявлениями о праздновании традиционной мессы в своих епархиях.

«Я сообщил нашему духовенству, что даю временное разрешение священникам, компетентным в совершении мессы в экстраординарной форме, продолжать совершать ее в церквях, где уже есть месса в экстраординарной форме по расписанию, или в частной обстановке до тех пор, пока дальнейшее изучение и разъяснения не позволят надлежащим образом реализовать этот документ», — сообщил архиепископ Оклахома-Сити Пол Кокли в твиттере от 16 июля.

Архиепископ Сальваторе Кордилеоне из Сан-Франциско заявил CNA 16 июля, что «Месса — это чудо в любой форме: Христос приходит к нам во плоти под видом хлеба и вина. Единство под Христом — вот что важно. Поэтому традиционная латинская месса будет по-прежнему доступна здесь, в архиепархии Сан-Франциско, и будет предоставляться в ответ на законные нужды и желания верующих».

Расскажите друзьям