Молитва — это направление всего внимания, на которое способна душа, на Бога» (Симона Вейль, «В ожидании Бога»).
Один из самых простых методов созерцания — это «практика присутствия Бога», описанная братом Лоуренсом (1614-1691), французским монахом-кармелитом XVII века. Лоуренс был мягким и скромным человеком, который, несмотря на отсутствие образования, просто излучал святость — не из кресла аббата, а из кухни, где он работал. Я совершенно согласен с писательницей Эллин Санна, которая замечает: «В своей основе практика брата Лоуренса была просто дзен — сосредоточенность на настоящем моменте, чтобы проснуться, чтобы суметь увидеть Свет». Вот несколько современных пересказов «максим» брата Лоуренса, которые предлагают читателям не реальную методику, а простое поощрение быть самим собой и осознавать присутствие Бога:
«Я не придерживаюсь какой-либо определенной молитвенной дисциплины. У меня нет конкретной техники, которую я использую для медитации. Я знаю, что эти методы работают для многих людей. Но для меня, когда я пробовал их, я просто проводил все свое время, отвергая свои блуждающие мысли, снова и снова. Я пытался практиковать эти дисциплины, но теперь я больше не беспокоюсь о них. Их единственная цель в любом случае — привести человека к единению с Богом. Зачем мне поститься, выделять особое время для молитвы или отказывать себе в чем-то, если я нашел короткий путь? Если каждое мгновение я сознательно практикую любовь, делая все ради Бога, тогда мне не нужно беспокоиться об этих духовных методах».
«Мои мысли — самые большие препятствия на пути к такому образу жизни. Маленькие бесполезные мысли, которые проносятся в моей голове, мешают, отвлекают меня. Я научился отвергать их, как только замечаю. Они не имеют никакого отношения ни к реальности, ни к моему вечному спасению, и как только я перестаю обращать на них внимание, я могу вернуться к общению с Богом».
«Я отказался от всех конкретных форм преданности, от всех молитвенных техник. Моя единственная молитвенная практика — это внимание. Я веду привычный, тихий и тайный разговор с Богом, который наполняет меня непреодолимой радостью».
«Когда мы ходим в присутствии Бога, самый напряженный момент дня ничем не отличается от тишины молитвенного алтаря. Даже посреди шума и беспорядка, когда со всех сторон на вас несутся голоса людей, просящих вас о помощи в самых разных делах, вы можете обладать Богом с таким же спокойствием, как если бы вы стояли на коленях в церкви».
«Конечно, я не всегда могу сосредоточиться на Боге. Вдруг я обнаруживаю, что уже давно не думал о Боге. Обычно я обращаю внимание на то, как плохо я себя чувствую, а потом понимаю, что забыл о присутствии Бога. Но я не слишком беспокоюсь об этом. Я просто немедленно возвращаюсь к Богу. И осознав, насколько я несчастен, когда забываю Бога, мое доверие к Богу всегда становится намного больше».
«Божественное Присутствие занимает здесь и сейчас. Если вы не осознаете этого — станьте им!»
Из книги «Брат Лоуренс: Христианский мастер дзен», ред. Эллин Санна