На протяжении всей истории Церкви средства благодати предлагались и принимались в контексте локальной поклоняющейся общины. Хотя проповедь иногда совершалась в открытом поле, молитвы возносились дома, гимны пелись на работе, а Святое Причастие относилось к прихожанам и больным в больницах, по большей части, средства благодати обычно предназначались для совершения в церкви как выражение духовной жизни этой конкретной общины.
Учитывая такую традиционную, безопасную и контролируемую обстановку для их проведения, не удивительно, что многие чувствуют себя неуютно, когда Таинства и другие священнодействия Церкви предлагаются за пределами того, что стало их нормативной сферой. Это чувство неловкости нигде не ощущается так остро, как сегодня, когда средства благодати предлагаются через Интернет.
«Возможна ли виртуальная церковь?»
«Можно ли создать христианскую общину через dial-up?».
«Можно ли совершать Таинство Святого Причастия через Интернет?».
Подобные и многие другие вопросы задавали мне друзья и собратья-христиане, священнослужители и миряне, заинтересованные лица и те, кто весьма скептически относится к Интернету как к эффективному средству донесения Евангелия и передачи Божьей благодати. Действительно, несколько экспертов выразили значительное несогласие с моим богословием и практикой предложения Святого Причастия через Интернет. Один из этих авторов, священнослужитель-блоггер Padre Complex, предложил несколько наводящих на размышления замечаний, которые заслуживают внимания:
Я за здоровое понимание Причастия святых и «великого облака свидетелей», но разве нет чего-то недостающего в полном отсутствии общины? Преподобный Нил избегает запрета на причастие на принципах «самообслуживания». Похоже, что у преподобного Нила очень индивидуалистический подход к таинствам и поклонению. В причастии в общине есть нечто решающее. Причащаться вместе с другими людьми — значит требовать от них таких отношений, о которых отдельному человеку не нужно думать. Как индивидуум я могу сидеть перед телевизором и смотреть «Симпсонов» во время ужина. Но если моя семья дома, то нам лучше сесть за стол, чтобы мы могли узнать, как прошел день каждого из нас, разделить надежды и мечты о совместной жизни. Причастие — это не индивидуалистический опыт. Даже Иисус поощрял общину — две или больше.
Община Завета:
Padre Complex, конечно, прав в своем замечании, что Святое Причастие должно переживаться в общине. Действительно, я полностью согласен с тем, что Евхаристия наиболее совершенна в контексте поклонения Церкви. Как я уже ясно говорил в проповедях и статьях, которые можно найти на моем сайте, Таинство Святого Причастия является средством благодати, в котором верующий получает питающее, преображающее жизнь Реальное Присутствие Иисуса. Через верное участие в Таинстве христиане объединяются в мистическое Тело Христово и получают силу для миссии и служения через освящающую благодать нашего Господа.
Таким образом, Святое Причастие никогда нельзя рассматривать как «индивидуалистический» опыт, даже если человек физически одинок во время причастия. Возможно, будучи несколько нетрадиционным, я, конечно, не придерживаюсь «очень индивидуалистического» подхода ни к таинствам, ни к поклонению. Хотя можно поклоняться Богу «в одиночку», как я делал много раз во время утренней и вечерней молитвы дома, человек никогда не бывает один в поклонении Богу. «Когда двое или трое собраны вместе» — это, действительно, мощное обещание реального присутствия нашего Господа, но это ни в коей мере не ограничивает способность Иисуса присутствовать; другими словами, нет физического «кворума», необходимого для поклонения христиан или для того, чтобы средства благодати были истинными и эффективными во всех их чудесных проявлениях.
Считаю ли я, что неизмеримо лучше причащаться благодати — и, особенно, Святого Причастия — в физически локализованной общине верующих? Конечно! Я никогда не призывал никого «оставить собирание святых вместе». Действительно, как мои аудио проповеди в интернете не должны рассматриваться как альтернатива прослушиванию проповедуемого Слова в местной общине, так и мое предложение Вечери Господней через интернет не должно рассматриваться как альтернатива участию в Таинстве в местной общине. Действительно, я никогда не хотел, чтобы кто-либо получал какие-либо средства благодати через мое служение, исключая их получение в церкви. Скорее, они предлагаются в дополнение и в дополнение к обычному опыту получения Благодати в собранной, физически локализованной, поклоняющейся общине.
Правда, есть времена и места, в которых посещение общественного богослужения, слушание проповедуемого Слова и принятие благословенного Таинства может быть невозможным или, по крайней мере, очень трудным. В таких случаях мое предложение Средств благодати через Интернет служит полезной цели, заполняя пробел, который создали обстоятельства.
Но это исключения из правил. В большинстве случаев я убежден, что подавляющее большинство тех, кто получает благодать через мое служение, делают это для того, чтобы дополнить и усилить то, что они уже получают в своей местной общине веры. Как бы там ни было, в любых обстоятельствах я верю, что когда человек причащается через интернет, он причащается в расширенной онтологической общине Церкви, собранной не только там, где я праздную за столом Господним, но — действительно — в единой святой кафолической и апостольской Церкви, частью которой являются все христиане. Я могу утверждать и утверждаю, что даже через Интернет, когда человек причащается благодати, он делает это в мистическом Теле Христовом… в Церкви.
Таинство Святого Причастия является главным духовным выражением Церкви; независимо от ее размера, формы, места, даты, названия, деноминации или стиля, все христианские общины, тем не менее, являются частью Вселенского Тела Христова, образцом которого является Евхаристия. Мышление о Церкви как о привязанной к одной поместной общине или конкретной группе людей, участвующих в богослужении, опасно близко к отрицанию не только доктрины об «Общении святых», но и самой идеи «кафолической церкви», как ее понимают и формулируют христиане-протестанты.
Проще говоря, богослужебная община, пастором которой я являюсь, и в которой я председательствую за Столом Господним, метафизически взаимосвязана и онтологически неотличима от общин веры, в которых все остальные христиане причащаются благословенного Таинства… Мы все являемся частью Единого Тела нашего Единого Господа Иисуса Христа. Если это так — а мы верой принимаем, что это так, — то почему тогда Святому Духу труднее распространять Реальное Присутствие Христа от множества локализованных общин до верующих христиан, которые соединяются в вере с такими общинами посредством Интернета?
Говоря иначе, если Тело Христово не ограничено временными или пространственными рамками, почему мы — в нашем человеческом догматизме — чувствуем необходимость ограничить Тело Христово и средства благодати только теми, кто может физически присутствовать в поклоняющейся общине? Являются ли христиане частью Тела Христова только тогда, когда они временно и пространственно присутствуют в церкви? Конечно же, нет! Точно так же я верю, что Община присутствует и в одиноком верующем, который поклоняется Христу и получает средства благодати даже на расстоянии, через Интернет. Временные и пространственные ограничения могут ограничивать нас, но они не ограничивают способность Бога или Святого Духа передавать Благодать верующему.
Элементы Евхаристии:
Еще одним препятствием для Святого Причастия через Интернет является невозможность транспортировки освященных элементов через Интернет. Возможно, когда-нибудь станет возможным «телепортировать» хлеб и вино через Интернет к причащающимся, но на сегодняшний день это все еще за пределами наших технологических возможностей. Многие критики сосредоточились на этом недостатке, утверждая, что он серьезно — если не полностью — подрывает способность Евхаристии функционировать через виртуальные средства массовой информации; и они правы… это критический вопрос. Преломление хлеба, обоняние вина и вкушение каждого из них — это одновременно физиологический и типологический опыт Божьего благодатного обеспечения; как хлеб и вино приносят питание и освежение, так и Христос Иисус входит в нашу жизнь, чтобы питать и освежать нас. Поэтому элементы, как средства, передающие реальное присутствие Иисуса, занимают центральное место в Таинстве Святого Причастия.
Хотя это наиболее очевидно в отношении таинств, центральное значение физического инструментария верно для всех средств благодати. Проповедь требует голоса и слуха и/или умения читать и писать; молитва требует голоса (внутреннего или внешнего); служение требует физических действий; чтение Писания требует Библии; общение требует взаимодействия с другими людьми; рукоположение требует возложения рук и так далее. Эта характеристика инструментальности не является чем-то вспомогательным по отношению к средствам благодати, но, скорее, является центральной для каждого из них — утверждение католического христианства состоит в том, что Божья благодать приходит к нам через инструменты.
Действительно, это принципиальное различие между католической концепцией сакраментологии и цвинглианской концепцией ординарной теологии: в ординарной теологии Божья благодать понимается как нисходящая непосредственно на верующего, без посредничества между человеком и божеством; в сакраментальной теологии Божья благодать понимается как передаваемая верующему через множество различных инструментов. Будучи Объединенным методистом и англиканином, в своей сакраментологии я утверждаю католическую концепцию инструментария: Божья благодать передается через средства.
Итак, как может Евхаристия функционировать через Интернет, если хлеб и вино не могут быть физически переданы причащающимся? Говоря иначе: если в Вечере Господней Реальное Присутствие Иисуса передается причащающемуся через посредство освященного хлеба и вина, то как это Таинство может функционировать через Интернет, где физические элементы не могут быть переданы получателю?
Аудиопроповедь требует передачи звуков, но современные технологии позволяют передавать звук и, более того, даже видео, поэтому это средство благодати может функционировать в виртуальной сфере без особых трудностей. То же самое нельзя сказать о Евхаристии. Или… можно? Что мешает интернет-участнику иметь элементы, подготовленные и готовые к приему на своем конце всемирной паутины? Должны ли хлеб и вино находиться в непосредственной пространственной и временной близости от празднующего за столом? Если да, то насколько близко… или, если сказать наоборот, насколько далеко могут находиться хлеб и чаша, прежде чем они перестанут считаться «освященными»?
Когда я рассматривал этот вопрос, то самым удивительным открытием для меня стало то, что мы — церковь — часто имеем магическое понимание освящения. Да, я сказал «магическое»… потому что именно так многие относятся к процессу и освященным элементам. Это неправильное понимание христианской концепции святого освящения, но, тем не менее, оно широко распространено в мышлении и поступках многих христиан. Например, на фотографии, с которой начинается данный раздел этой статьи, я изображен освящающим хлеб и чашу; мои руки находятся над элементами, пока я молюсь со словами:
«Излей Духа Твоего Святого на нас, собравшихся здесь, и на эти дары хлеба и вина: сделай их для нас Телом и Кровью Христа, чтобы мы были для мира Телом Христовым, искупленным Его Кровью».
Эта эпиклезиологическая молитва или подобная ей была частью большинства евхаристических литургий на протяжении всей истории Церкви. Символические действия — движения рук, поднятие элементов, формальное преломление хлеба и т.д. — это все особенности исторического праздничного стиля, которому меня учили в семинарии, и из которого я черпаю большой личный смысл в своей собственной духовной жизни.
Эти освященные элементы затем принимаются верующими как средства благодати, и к ним относятся с должным уважением как к инструментам, через которые передается Реальное Присутствие Иисуса. Но только ли эти элементы — только эта облатка и только эта чаша под руками празднующего — являются освященными? Является ли евхаристическое освящение только пространственно и временно локализованным действием, или молитва может освятить элементы, которые не находятся под руками празднующего и даже в непосредственной близости от него?
Освящение — это не магический акт, не суеверие, это молитвенный литургический акт Церкви, в котором празднующий призывает Святого Духа благословить элементы, где бы они ни находились. Это относится к элементам, находящимся под руками празднующего, элементам, покоящимся в другом месте на алтаре, элементам, расположенным на станциях вокруг большой общины, и даже элементам в залах общения или вспомогательных зданиях, где переполненная община участвует в богослужении через большие проекционные экраны. Хотя это, конечно, не традиционно и даже не нормативно, я убедился, что это справедливо даже для радио, телевидения, телефона, прямых потоковых интернет-передач, аудио- и видеозаписей и даже потоковых загрузок по требованию.
Человеческие представления и ограничения времени и пространства никогда не являются препятствием для способности или желания Бога даровать Божественную Благодать. Каждое празднование Евхаристии, которое когда-либо происходило или будет происходить, происходило в один и тот же момент для Бога… в вечном Божьем «сейчас». Подобным образом, каждое празднование Евхаристии, происходящее в любой точке вселенной, происходит в точно таком же месте для Бога… в Божьей вездесущности. Следовательно, не имеет значения, если хлеб и чаша не находятся в непосредственной физической или временной близости от празднующего — Бог присутствует, и Бог знает намерение и веру причащающегося, даже если он принимает через интернет и с элементами, находящимися на своей стороне соединения. Если намерение причащающегося — принять Тело и Кровь нашего Господа, и если его вера сосредоточена на Христе Иисусе во время причастия, тогда то, что мы имеем, безусловно, является средством благодати и, я убежден, истинным выражением и опытом Таинства Святого Причастия.
Святое Причастие среди средств благодати:
Я не верю, что мудро или даже возможно ограничивать Бога рамками парадигмы нашего собственного творения и полагать, что это «все, чем должен быть Бог» или «единственный способ получения Божьей благодати». Действительно, я верю, что мы должны быть очень осторожны, чтобы не ограничивать функциональность любого из Средств благодати только временным и физическим местоположением церковного святилища или непосредственной общины. Мы не делаем этого с молитвой: хотя собранные «молитвы народа» имеют большую ценность, мы не отрицаем действенность молитв одинокого человека. Мы не делаем этого с чтением Писания: хотя публичное чтение важно, личное чтение и изучение в равной степени является средством благодати. Точно так же, если проповедь является средством благодати — а это так — и, тем не менее, через проповедь Божья благодать может быть передана через Интернет, почему то же самое нельзя сказать о Святом Причастии?
Я считаю, что это хороший вопрос, который заслуживает серьезного рассмотрения, а не просто игнорирования. То, что люди слушают мои аудиопроповеди в уединении у себя дома или на своих iPod, занимаясь в тренажерном зале или ездя в машине, не делает их менее благодатным средством. Точно так же, если верующий принимает Таинство через Интернет, это не делает его менее благодатным средством. Возможно, функциональность Благодати отличается по виду, процессу или даже качеству, но она не отличается по своей онтологической сути; она не является Божьей Благодатью в меньшей степени из-за обстановки, в которой она принимается, или средств, с помощью которых она передается нам. Если это верно для проповеди, то это верно и для других средств благодати.
В 1998 году я начал загружать аудиопроповеди в Интернет. Задолго до того, как это стало обычным явлением, у меня была небольшая коллекция проповедей, доступная для потокового воспроизведения на моем сайте. Мои первые попытки были смехотворны (по сегодняшним стандартам качества), но это сработало. И по сей день на моем сайте есть значительный каталог аудиопроповедей, начиная с января 1999 года, доступных для потокового воспроизведения. В 2005 году я добавил подкастинг через iTunes к моим средствам подачи проповедей в интернете. За эти годы число моих еженедельных слушателей выросло с небольшой горстки до нескольких тысяч. Меня по-прежнему удивляет, что это так, но это так… люди действительно слушают проповеди, регулярно, через Интернет. Об этом свидетельствует статистика моего сайта, а также расходы на превышение пропускной способности. Письма, которые я получаю с благодарностью за предоставление этих посланий, являются для меня таким ответным благословением, что я продолжал бы этот аспект моего служения, даже если бы не поступало ни цента на его поддержку.
В любое воскресное утро у меня будет от 100 до 120 человек на поклонении в церкви; к вечеру следующей пятницы более 3000 дополнительных интернет-слушателей услышат то же послание и, я молюсь, будут тронуты Божьей благодатью при таком слушании. Было бы лучше, если бы эти люди были на самом служении и получили все различные средства благодати, которые приходят с частью поклоняющейся общины? Да. Но то, что их там не было, не делает невозможным для них получить что-то от послания. Я видел, как это происходило снова и снова; Божья благодать действует разными способами… особенно теми, которые выходят за узкие рамки наших близоруких ожиданий. Это безусловно, верно и очевидно в Священном Писании о взаимодействии Бога с Божьим народом!
Бог часто выбирает действовать через наименее вероятное потомство, наименее вероятную пару, наименее вероятных людей, наименее вероятный инструмент, наименее вероятную девушку, и часто в наименее вероятных местах и временах. Бог предпочитает разрушать человеческие представления об уместности и человеческие ожидания того, «как все должно быть сделано», предпочитая использовать пути, средства и сосуды, которые вызывают удивление и неприятие со стороны устоявшихся «религиозных лидеров» и неожиданный отклик со стороны последних, наименьших и потерянных. Стоит ли удивляться тому, что Бог все еще действует таким образом, все еще призывает тех, кого Церковь никогда бы не призвала, и все еще функционирует способами, которые бросают вызов экклезиологическим правилам и предписаниям?
Несколько лет назад — задолго до публикации отчета Объединенной методистской исследовательской комиссии о Святом Причастии — я снова начал задавать вопрос о таинствах. Проповедь — это средство благодати; является ли она единственным средством благодати, которое может быть донесено до людей через Интернет? Я не мог принять ответ «да» на этот вопрос. Я просто не могу поверить, что человеческие ограничения каким-либо образом ограничивают Божью благодать и возможность передачи Божьей благодати. Поэтому я начал размещать на своем сайте проповеди о Святом Причастии, тексты евхаристических ритуалов, фотографии празднования причастия, аудио- и видеозаписи евхаристических служб. Я приглашал всех, кому это было интересно, молитвенно участвовать в служении через Интернет и получать ту меру Благодати, которую Бог пожелает им дать через это участие. Я не был первым, кто сделал это, и не буду последним. Действительно, наши римско-католические сестры и братья имеют веб-камеры, направленные на Сокровенное Таинство для поклонения верующих почти с самого начала развития технологии веб-камер. Если Божья благодать каким-то образом может быть передана верующему, когда он «молится с Таинством» через Интернет и веб-камеру, то как еще может быть передана Божья благодать? Я решил выяснить это.
С тех пор как я начал предлагать Святое Причастие на своем сайте в 2003 году, я получил многие десятки писем по этому поводу. Некоторые были едкими, обвиняя меня в неуважении к Таинству. Другие благодарили меня за наглядное пособие по празднованию Таинств, часто выражая удивление, что методисты могут носить облачения, стоять за столом или даже использовать Великое славословие, которое очень похоже на католическую мессу.
Мне писали священники Объединенной методистской церкви, благодарили меня за демонстрацию чистого и привлекательного стиля празднования, а другие благодарили меня за мои труды, аудиопроповеди и другие учения, которые передают здравое методистско-англиканское понимание сакраментальной теологии. И многие из тех, кто написал мне письмо, благодарят меня за то, что я донес до них Евхаристию через Интернет таким образом, что это коснулось их жизни и дало им новый опыт Реального Присутствия Иисуса. В большинстве случаев они вновь проявили интерес к посещению церкви, и в более чем одном случае я помог им найти церковь в их местной общине, чтобы посещать ее. Короче говоря, хотя были и те, кто не понял или не оценил раздел моего сайта «Святое Причастие в Интернете», большинство из них так или иначе отнеслись к нему положительно. И за это я благодарю Бога.