Евангелисты хотят сделать Москву христианским городом

Диалог

Евангельские группы в США уже много лет сталкиваются с проблемой сокращения численности. И культурные войны за направление движения общества могут привести к дальнейшему росту отступничества.

Но в то время как некоторые из крупнейших протестантских деноминаций Америки, например, южные баптисты, продолжают терять своих членов, одна небольшая группа консервативных евангелистов, похоже, преодолевает эту тенденцию — несмотря на то, что их численность составляет всего около 1300 человек.

В течение последних 30 лет верующие со всех Соединенных Штатов и из-за их пределов собираются в Москве, городе на севере штата Айдахо с населением около 25 000 человек. Здесь, в составе общины Церкви Христа, они противостоят культуре американской современности. Руководствуясь противоречивой социальной теорией, известной как «христианская реконструкция», которая утверждает, что библейские законы должны применяться в современных условиях, они обращаются к Библии, чтобы понять, как, по их мнению, должны быть реформированы американские институты. Последователи верят, что права на аборты и однополые браки, среди прочих свидетельств того, что они считают моральным упадком, в конечном итоге будут отменены. Их цель проста — обращение жителей Москвы к своему образу мышления как первый шаг к обращению всего мира.

Эта надежда может показаться нереалистичной. Но как ученый, описавший развитие этого движения в своей книге «Выживание и сопротивление в евангелической Америке», я знаю, что эти верующие уже сделали шаги к этой цели.

Растущее влияние

В Москве община основала несколько церквей, классическую христианскую школу, гуманитарный колледж, музыкальную консерваторию, издательство и зачатки медиаимперии. С книгами, опубликованными крупными торговыми и академическими изданиями, и ток-шоу на Amazon Prime, община задает повестку дня для теологически энергичного и политически реакционного евангельского возрождения.

Этих верующих возглавляет консервативный пастор Дуглас Уилсон, чьи взгляды на гендер, брак и многие другие темы вызывают споры даже среди самых консервативных христиан. Более 30 лет Уилсон ведет кампанию против влияния всего — от атеизма до феминизма.

Тем самым он привлек к себе значительное внимание критиков — не в последнюю очередь со стороны покойного журналиста и видного атеиста Кристофера Хитченса, с которым он спорил о том, полезно ли христианство для мира, в серии обменов мнениями, которые позже были изданы в виде книги.

Община, которую Уилсон возглавляет в Москве, все еще мала. Трудно получить данные о росте Церкви Христа в количественном выражении, но мои исследования и беседы с членами общины говорят о том, что она расширяется. Ясно лишь то, что за три с небольшим десятилетия Церковь Христа прошла путь от малоизвестной общины до общины, привлекающей внимание СМИ и высокопоставленных политических деятелей.

В общине создана школа К-12, входящая в ассоциацию сотен классических христианских школ, на которую оказали сильное влияние убеждения Уилсона в области образования. Свидетельством политического влияния этой группы является то, что в 2019 году сенатор-республиканец Бен Сассе из Небраски был одним из докладчиков на ежегодном съезде ассоциации.

Как я отмечаю в своей книге, гуманитарный колледж общины направляет студентов на докторские программы по различным дисциплинам в Лигу плюща и ведущие европейские университеты — это не изолированный образовательный мир. Его небольшая и тесно связанная группа авторов сотрудничает с такими издательствами, как Random House и Oxford University Press.

А еще есть ток-шоу на Amazon Prime

Ток-шоу «Man Rampant»  (Буйный мужчина) дает представление о том, почему влияние этого сообщества растет, несмотря на упадок евангелистов. Уилсон, как его ведущий, использует платформу для изложения идей, которые лежат в основе его видения христианского обновления — разработки программы, взятой непосредственно из Библии, о возрождении традиционной мужественности.

Как следует из названия, «Man Rampant» пропагандирует чрезвычайно маскулинное христианство. Забудьте об Иисусе как о благонамеренном, кротком и мягком человеке; в первом эпизоде осуждается «грех сопереживания». Сочувствие, говорит Уилсон, «не является хорошей вещью».

Повестка дня «Man Rampant» укрепляется на сайте Уилсона, который привлекает творческих людей, живущих в московском сообществе, чтобы превратить свои аргументы в яркие визуальные метафоры, и где, отвергая расизм, он утверждает, что «быть белым действительно нормально».

Обращение Америки на местном уровне

На переполненном религиозном рынке Америки послание Уилсона четко выделяется.

Одним из самых важных инструментов влияния Уилсона является покойный Р.Дж. Рашдони, армяно-американский пресвитерианский теолог, который был движим желанием защитить протестантов в США от геноцида, от которого спаслись его родители. Разочарованный уходом в поиск сверхъестественного многими американскими христианскими деноминациями приверженцы которых, как он опасался, проповедовали больше о небе, чем о земле, и их самоуспокоенностью в том, что он считал враждебной либеральной культурой, Рашдони занялся разработкой библейских принципов организации общества.

Десять заповедей больше не должны рассматриваться как артефакт в истории морали, утверждал Рашдони. Вместо этого их следует понимать как базовые принципы управления современным государством. «Не укради» исключает возможность инфляции, которая, по мнению Рашдони, обесценивает денежные активы и, следовательно, является формой кражи. А «у тебя не должно быть других богов, кроме Меня» исключало любую возможность религиозного плюрализма.

Рашдони пропагандировал эти идеалы в таких изданиях, как «Институты библейского закона» 1973 года — 1000-страничное изложение десяти заповедей, в котором приводились доводы как в пользу отмены тюремной системы, так и массового распространения смертной казни.

Христиане будут в безопасности в американском обществе только тогда, когда оно будет формироваться в соответствии с их религиозными ценностями, утверждал он. Но христианская Америка, которую он ожидал, не будет обеспечена революцией или какой-либо формой политических изменений сверху вниз — только путем преобразования жизни отдельных людей, семей, городов и штатов.

Эта стратегия продвижения убеждений на местном уровне объясняет, почему христианские реконструкционисты, такие как те, кого возглавлял Уилсон, предпочитают сосредотачивать свои усилия в небольших городах. Реконструкционисты в Москве считают, что они могут добиться гораздо более значительного культурного влияния, если им удастся добиться значительных демографических изменений, либо путем обращения существующих жителей, либо побуждая других переехать в этот район.

Спасение от экзистенциального кризиса

Заявленная цель конгрегации Уилсона — сделать Москву христианским городом; в настоящее время только около трети жителей Москвы считают себя «религиозными», согласно отчету за 2019 год.

Но именно отношение Уилсона к мерам здравоохранения во время пандемии в последнее время вновь привлекло к нему и его церкви внимание политических лидеров. На протяжении всей пандемии он утверждал, что требования масок показывают лицемерие правительства. В сентябре 2020 года Уилсон возглавил свою общину во время незаконного исполнения гимна перед зданием мэрии, что привело к аресту нескольких членов церкви — кадры этого события ретвитнул президент Трамп, который предположил, что аресты московской общины символизируют то, что произойдет с евангелистами, если демократы придут к власти. «ДЕМЫ ХОТЯТ ЗАКРЫТЬ ВАШИ ЦЕРКВИ, НАВСЕГДА», — написал бывший президент в Твиттере заглавными буквами.

И все же, каковы бы ни были опасения бывшего президента, община Уилсона растет. В то время как крупные деноминации, такие как Южные баптисты, разделились в спорах о критической расовой теории, церковь Уилсона показывает, как некоторые общины могут ответить на экзистенциальный кризис евангелизма — и, возможно, процветать.

Кроуфорд Гриббен
Профессор истории, Королевский Университет Белфаста

The Conversation

Расскажите друзьям