Главный раввинат Израиля направил письмо Папе Римскому Франциску, в котором выразил свое «огорчение» в связи с его высказываниями о том, что еврейский закон, записанный в Торе, устарел.
Письмо, о котором впервые сообщило агентство Reuters, было отправлено раввином Рассоном Аруси, председателем Комиссии Главного раввината Израиля по диалогу со Святым Престолом. Арузи ссылался на проповедь Франциска, произнесенную во время общей аудиенции 11 августа.
В этой гомилии, или проповеди, Папа размышлял о взглядах апостола Павла в Новом Завете о том, что Тора не дает жизни.
Говоря о Торе, первых пяти книгах Библии, Папа сказал: «Она не предлагает исполнения обетования, потому что не способна его исполнить… Тем, кто ищет жизни, нужно смотреть на обетование и на его исполнение во Христе».
Это заявление близко к суперсецессионизму, также называемому теологией замещения — убеждению, что христианская вера заменила или вытеснила иудаизм, и это мнение отвергается Католической церковью. В ватиканской декларации Nostra Aetate, принятой в 1965 году, церковь установила новые отношения между евреями и католиками.
В декларации, в частности было сказано:
«Поскольку общее для христиан и евреев духовное наследие так велико этот священный Синод хочет поощрять и говорить в пользу взаимопонимания и взаимного уважения, которое является результатом, прежде всего, библейских и теологических исследований, а также братского диалога. Это правда, что еврейские власти и те, кто последовал их примеру, настаивали на том, чтобы убить Христа; (13) однако, то, что произошло во время Его крестных мук, не может быть обвинением всем евреям, ни жившим тогда, ни живущим сейчас. Несмотря на то, что Церковь есть новый народ Божий, евреи не должны быть представлены как отвергнутые или проклятые Богом и что это как бы вытекает из Священного Писания. Всем нужно понять это, и, преподавая катехизис или в проповеди, никто не должен учить ничему, что не соответствует истине Евангелия и духу Христову. Более того, в своем неприятии любого преследования людей, Церковь, принимая во внимание наследие, которое она разделяет с евреями, и движимая не политическими соображениями, а любовью в духе Евангелия осуждает ненависть, гонения и проявления антисемитизма, когда-либо и кем-либо направленные против Евреев. Кроме того, как Церковь всегда считала и считает сейчас, Христос претерпел крестные муки и умер за грехи людей добровольно и по причине Своей бесконечной любви для того, чтобы все могли спастись. Таким образом, основная мысль в проповеди Церкви состоит в том, чтобы провозгласить, что крест Христов — это знамение Божьей всеохватывающей любви и источник, из которого исходит все милосердие.»
«В своей проповеди Папа представляет христианскую веру не просто как вытеснившую Тору, но утверждает, что последняя больше не дает жизни, подразумевая, что еврейская религиозная практика в нынешнюю эпоху устарела», — пишет Арузи в письме.
«Это фактически является неотъемлемой частью «учения о презрении» к евреям и иудаизму, которое, как мы думали, было полностью отвергнуто Церковью», — написал он.
Письмо Арузи было направлено кардиналу Курту Коху, в чей ватиканский департамент входит комиссия по религиозным отношениям с евреями.
Массимо Фаджоли, профессор теологии и религиоведения Университета Вилланова, изучающий Ватикан, сказал, что, возможно, имело место недостаточное внимание к проверке текстов проповедей Папы.
«Я уверен, что дело не в том, что Папа Франциск возвращается к теологии, существовавшей до Второго Ватиканского собора», — сказал Фаджоли, имея в виду Собор, который собирался в 1962-1965 годах для проведения церковных реформ — таких, как отношения с иудаизмом.
«Но это важно, потому что в этой обстановке любой незначительный сигнал, который может свидетельствовать о том, что учение II Ватиканского собора не следует воспринимать всерьез, вызывает тревогу».
После принятия декларации Nostra Aetate церковь предприняла несколько шагов для улучшения еврейско-католических отношений. В 1998 году Ватикан извинился за свое бездействие во время Холокоста. В 2015 году Ватикан выпустил документ, в котором впервые прямо советует католикам не пытаться обращать евреев в свою веру.
Франциск, в частности, поддерживал тесную дружбу с аргентинским раввином Авраамом Скоркой. Когда Франциск был архиепископом Буэнос-Айреса, они вместе вели телевизионное шоу. Они также написали совместную книгу о межконфессиональном диалоге.
Арузи попросил «передать наше огорчение Папе Франциску» и попросил Папу принять меры, чтобы «гарантировать, что любые унизительные выводы, сделанные из этой проповеди, будут четко опровергнуты».
Фаджоли сказал, что он ожидает, что на письмо ответит либо кардинал Кох, либо сам Папа.