«Мы можем сказать «внимательность», но точно не можем сказать «медитация»».
В 2018 году один из моих коллег-стажеров по преподаванию детской йоги сделал это различие, говоря о йоге в школах. Это вызвало долгую дискуссию о том, как «подать» йогу молодым людям, особенно в нашем сильно католическом регионе на юге Луизианы. Аналогичные дебаты велись и в Алабаме, где этой весной был снят запрет на занятия йогой в школах — но только до тех пор, пока учителя воздерживаются от использования традиционных санскритских слов «намасте» или даже «ом», которые многие консерваторы считают неотделимыми от происхождения йоги из южноазиатских религий, таких как индуизм. Поэтому вопросы остаются: Является ли йога обязательно религиозной? Противоречит ли йога учению христианства?
На эти вопросы трудно ответить. Ученые определили, что йога возникла в южно-азиатской традиции, поскольку «йога» является одной из шести индуистских даршан, то есть философских традиций, и некоторые ключевые постулаты буддизма и джайнизма появляются в йогической философии. Но йогическая философия не может быть сведена к этим трем направлениям религии.
Философские заповеди йоги исходят из основополагающих индуистских текстов, таких как Катха Упанишада, Махабхарата (в частности, Бхагавад Гита) и Йога Сутра Патанджали. Хатха-йога Прадипика содержит наиболее актуальное объяснение происхождения йоги как физической практики, зеркально отражающей то, что мы видим сегодня в рекламе фитнес-индустрии. Она содержит подробные инструкции по выполнению определенных асан, или поз, и переходит к другим практикам, связанным с телом, таким как мудра (жесты руками) и пранаяма (дыхательная дисциплина).
И Бхагавад Гита, и Йога Сутра содержат риторику, которая переводится такими словами, как «Бог» и «Господь». Для некоторых этого достаточно, чтобы назвать их «религией» или «религиозными». Но мы должны рассмотреть определения таких слов, как Бог или Господь, в культурных контекстах, отличных от нашего собственного. Их использование не означает, что автор навязывал одно конкретное религиозное понимание Бога.
Современная йога, по крайней мере, в том виде, в котором она практикуется в студиях йоги в США, включает в себя асаны и пранаяму, и в ней редко встречается упоминание об откровенно южноазиатских религиозных коннотациях за пределами санскрита, священного языка — если эти слова вообще используются. Это не должно быть большим сюрпризом, потому что, как сказала Андреа Джайн, исследователь йоги и профессор Университета Индианы, «йога никогда не принадлежала какой-либо одной религии».
Короче говоря, йога сама по себе не является религией. Она может быть религиозной, но когда вы видите учителя начальной школы, демонстрирующего позу дерева группе четырехлетних детей, то, скорее всего, это просто метод ознакомления детей с телом.
Физические движения не являются религиозными до тех пор, пока ваше намерение не направлено на формирование веры, какой бы она ни была. Наложение крестного знамения не делает вас католиком. Лежание в позе простертости не делает вас мусульманином. Сидение со скрещенными ногами на сиденье для медитации не делает вас буддистом. Практика йоги не делает вас индуистом. (Если уж на то пошло, празднование Хэллоуина не делает вас викканином).
Намерение практикующего является ключевым в определении того, является ли практика йоги религиозной. Применяя философию йоги, практикующий имеет право интерпретировать Бога как Вишну, Аллаха, Иисуса Христа или мать-природу. Они также могут полностью игнорировать Бога, если они практикуют только асаны.
Я участвую в организации под названием «Христиане, практикующие йогу», которая способствует межконфессиональным исследованиям, основанным на йоге и христианстве. Аналогичным образом, группа Ignatian Yoga была основана преподавателем йоги Аланом Харасом и недавно рукоположенным священником-иезуитом Бобби Карле. Многие из участников обеих сетей практикуют асаны и пранаяму, чтобы углубить свою собственную форму христианской медитации, такую как созерцательная молитва.
«Через некоторое время мы начинаем понимать, что медитация и йога становятся чем-то, что не следует называть индуистским или христианским, но общечеловеческим», — сказал мне отец Том Райан, основатель «Христиан, практикующих йогу» и рукоположенный священник монашеского ордена Паулистов.
Учение Католической церкви отражает подобный межрелигиозный вывод. Когда я размышляла о том, стоит ли заниматься йогой, основываясь на мнениях критиков, эта же тема появилась во время чтения «Nostra Aetate«, документа Второго Ватиканского собора, как утешение для сердца христианина, который практикует йогу. По сути, «Nostra Aetate» говорит мне, что независимо от нашей религии, мы все святы.
«Католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого» в других религиях, согласно тексту, провозглашенному Папой Павлом VI, и «с искренним благоговением относится к тем способам поведения… которые, хотя и отличаются во многих аспектах от тех, которых придерживается и излагает [церковь], тем не менее, часто отражают луч той Истины, которая просвещает всех людей».
И, конечно, не только христиане практикуют йогу таким образом. Существует также еврейская организация йоги «ОМ ШАЛОМ» и мусульманка и практик йоги Амина Сандерс.
За свою историю йога приобрела множество определений. Но независимо от физической или философской практики, это, прежде всего, практика, которая поощряет внутреннее путешествие, способствующее личной стабильности и комфорту. Для меня йога — это практика, которая напоминает мне о необходимости присутствия с Богом как в тишине мессы, так и в хаосе жизни. Называйте это приносящим мир, духовным или, даже религиозным. Я всегда буду называть ее доброй по своей сути.
Эллисон Хьювал
— студентка Йельской школы богословия, получающая степень магистра в области религии. Она является основателем блога Bethel Yogi, посвященного межконфессиональной йоге с католической точки зрения, и организатором сообщества The Catholic Yogis, сообщества и блога для католиков, практикующих йогу. Она также является управляющим директором организации «Христиане, практикующие йогу».
Журнал Америка