Один мой знакомый белый пастор был недавно госпитализирован с COVID-19, но только после того, как он причастил свою преимущественно афроамериканскую общину — население, которое сильнее пострадало от этой болезни из-за сохраняющегося расового неравенства в американском здравоохранении и обществе. До того рокового утра пастор скептически относился к ограничениям, связанным с пандемией, и появлялся на публике без маски. В результате 200 его прихожан и сотрудников церкви было предписано поместить в карантин на две недели.
Данные исследований показывают, что маски значительно уменьшают количество аэрозольной слюны, выделяемой человеком во время разговора, кашля или чихания, и не дают этим каплям перенести вирус на другого человека. Почему же тогда некоторые люди, в том числе консервативные христиане, возражают против масок или прямо отказываются их носить?
Джон МакАртур, один из нескольких пасторов евангелической мегацеркви в Калифорнии, которые не подчинились постановлениям штата об ограничении религиозных собраний, 26 июля провел службу в помещении; на записи церковной трансляции было видно, что прихожане сидят близко друг к другу и очень мало людей носят маски. Макартур, а также пасторы и старейшины церкви, защитили свое решение в заявлении, сказав, что гражданские лидеры «превысили свою законную юрисдикцию» и утверждая, что «верность Христу запрещает нам соблюдать ограничения, которые они хотят наложить на наши корпоративные богослужения».
Если бы ношение масок запрещало кому-либо быть верным Христу, пасторы и старейшины МакАртура могли бы быть правы — но маски, наряду с другими разумными мерами предосторожности, чтобы остановить этот вирус, на самом деле все дело в верности заповедям Христа.
Когда Иисуса, «автор и совершитель нашей веры» (Евреям 12:2 KJV), спросил религиозный эксперт-юрист, какая из всех Божьих заповедей является величайшей, Иисус ответил: «„Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами“, — ответил Иисус. — Вот первая и величайшая заповедь. И вторая такая же: „Люби ближнего, как самого себя“. Весь Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях».(Матфея 22:37-40).
Джон Макартур может думать, что самое важное, что он и его прихожане могут сделать в этом кризисе, это отстаивать свои доктринальные убеждения и юридические права — но это не то, что говорит его Господь и Спаситель. Для Иисуса отстаивание личных прав никогда не попадает даже в почетный список приоритетов.
Вместо этого Иисус говорит, что все в Писании зависит от этих двух главных заповедей — любить Бога и ближнего — для их морального авторитета и правильного толкования. Он также сказал, что эти две заповеди «подобны» друг другу. Греческое слово Нового Завета, переведенное как «подобный», homoios, означает «такой же, как, равный». Мы должны читать эти заповеди не как первую и вторую по положению, а как неразрывно связанные в одном высшем положении. Все, что мы говорим и делаем как христиане, должно соответствовать любви к Богу и любви к людям.
С любовью к Богу все ясно, но как мы любим ближних, как самих себя? Ответ содержится в Золотом правиле Христа: «Так вот, все, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы.» (Матфея 7:12a). Мы должны вести себя по отношению к другим так же, как хотим, чтобы они вели себя по отношению к нам. Так, если мы не хотим, чтобы люди чихали или кашляли на нас, мы не должны чихать или кашлять на них. Если я не хочу, чтобы кто-то передал мне болезнь, то я должен сделать все возможное, чтобы не передавать болезнь ему. Отстаивание прав — это все про меня, но ношение маски — это все про мою заботу и беспокойство о чувствах и благополучии других людей.
Лицевые маски защищают не столько их носителя, сколько людей, с которыми он сталкивается. Апостол Павел подытожил практические последствия христоподобной этики по отношению к другим: «Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия. Пусть каждый смиренно считает другого выше себя! Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других!» (Филиппийцам 2:3-4).
Простая маска — это защита близких, особенно слабых и пожилых людей, медицинского персонала первой линии и их семей, а также целых сообществ. Ношение масок уменьшает потребность в распоряжениях о закрытии предприятий, поскольку меньше людей заболевает; открытая экономика не дает предприятиям потерпеть крах, работникам — потерять работу и, как следствие, сохраняет безопасность семей, зависящих от этих зарплат.
Ношение маски — это небольшой крест, который нужно нести ради всего хорошего, что она дает. В конце концов, большинство из нас зимой обматывают лицо шарфом, чтобы уберечь свои губы от обветривания. Если мы делаем это, чтобы защитить себя от чего-то незначительного, то, конечно, мы можем обернуть вокруг своего лица что-то еще, чтобы избавить кого-то от серьезных страданий — или даже хуже.
Носить маску — это не только тактично и вежливо, но и по-библейски.
Преподобный Роб Шенк
— автор книги «Дорогая благодать: Новое открытие веры, надежды и любви евангельским священником» (HarperCollins) и президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, округ Колумбия.