Слово Вселенского Патриарха Варфоломея на доксологии во время его визита в Киев

Документы

Слово Его Божественного Святейшества Вселенского Патриарха кир кир Варфоломея на доксологии во время его визита в Киев

Блаженнейший Митрополите Киевский и всея Украины кир Епифаний,

Высокопреосвященные и Преосвященные братья Архиереи,

Благословенный Народ Украины,

Славу, хвалу и благодарность возносим, ​​поклоняясь Богу нашему в Троице, который удостоил нас чести посетить благословенную многострадальную страну Украину, духовную купель Руси, прославленный Киев, где Святой Князь Владимир заложил неподвижно твердый фундамент Веры во Христа, которую получил от Великой Константинопольской Церкви и Государства нового Рима.

Мы чувствуем себя как дома в этом месте с вашим народом не потому, что уже посещали эту блаженную землю, но так как святой предшественник нашей Мерности Великий Патриарх Фотий был тем, кто первым бросил сюда плодоносное зерно Евангелия и, конечно, также потому, что Киевская Митрополия несмотря на то, что ревностно трубят об обратном, была неотъемлемой канонической территорией и митрополией под омофором нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Престола, хотя исторические обстоятельства и мирские притязания насильственным способом, но не навсегда, отсекли ее от естественной Духовной Матери.

Итак возглавляемая нами Первопрестольная Церковь как нежно любящая Мать Православной Церкви не только Украины, но и России, Сербии, Румынии, Болгарии, Греции, Польши, Албании, Чехии и Словакии, и одним словом всех более новых Церквей, образованных из нашего тела, никогда не упоминает дни большого огорчения, пощечин, оскорблений и гвоздей, но всегда идет путем прощения, благодеяния и исцеления всех своих детей без исключения. Это привилегии Великой Церкви, которыми ее попрекают те, кто говорят о первенстве кафедры, мирские претензии и политические стремления. Одним единственным, дорогие братья и дети в Господе, есть привилегия, характеризующая возглавляемую нами Константинопольскую Церковь, гордость Господа: привилегия жертвы, из которого вытекают и первенство истощения, и обязанность жертвенного служения.

История является достоверным нелживым свидетелем правды и реальности. Вселенский Патриархат изначально был надежным охранником блага Церкви, и хотя во времена расцвета и численной силы он мог ввести и установить пирамидальную форму устройства Восточной Православной Церкви, но он с отвращением отверг эту мысль и не отступил ни от переданной ему экклезиологии, ни от установленной и освященной Соборами системы «Пентархии».

И конечно, Вселенский Патриархат никогда, пользуясь имеющейся имперской властью, не выбирал путь культурной и языковой ассимиляции национальностей, которые приходили к верк в Евангелие. Напротив, Великая Церковь приняла местные обычаи, язык, на котором говорили люди, она вдохновила и культивировала, способствовала развитию местной культуры, настолько, что сегодня невозможно представить какой была бы судьба народов, принявших христианство, без культурного влияния Православной Церкви.

В таком духе, Святой и Великий Собор на Крите провозгласил, что «В противоположность уравнительной и безликой гомогенизации, которую различными способами пропагандируют, Православие провозглашает уважение к своеобразию людей и народов» (Послание Святого и Великого Собора Православной Церкви к православному народу и каждому человеку доброй воли, параграф 9).

И с такой залогом верности прочно удерживает и сегодня Церковь Христовых бедных, облаченная в окровавленную порфиру жертвы, в духе примирения противоречий, соединения разорванного, взаимного сосуществования различий во мнениях как одного в другом без ассимиляции и потери себя в другом, общего проторения пути разными, соединения несочетаемого, [в духе] сближения в различиях, общения разъединенных. Выражением такой благословенной морали является забота Великой Церкви о единстве Православия в Украине и о прогрессе и благосостояние всего украинского народа.

С такими мыслями, с такими чувствами истинной и бескорыстной любви, мы, Блаженнейший и весьма дорогой святой брат, приняли и Ваше приглашение, и приглашение от высшего государственного Главу Вашей Страны. И сегодня мы находимся здесь вместе с нашим уважаемым сопровождением, в состав которого входят дорогие о Господе братья Митрополит Халкидонский Эммануил, который приложил много усилий и сделал большой вклад в вопросе Церкви Украины, Митрополит Адрианопольского Амфилохий, ваш давний знакомый и друг, Митрополит Филиппы, Неаполя и Тасоса Стефанос, смиренный и избранный Иерарх Вселенского Патриархата в Греции, и в Господе наши чада, а именно Главный секретарь возглавляемого нами Святого и Священного Синода архимандрит Григорий, от Украинской Канады наш Синкел Яков, диакон Иероним, Председатель нашего пресс-офиса господин Николаос Папахристос и другие наши сотрудники миряне.

Мы все прибыли, чтобы прожить с Вами лично достойное прославления чудо: чудо Воскресения, борьбы за исцеление разделения, возвращение к общению Церкви, нераздельного  следования вместе путем Истины.

Мы прибыли, чтобы увидеть воочию достижения многих Ваших невероятных усилий, Блаженнейший брат! Вы самый молодой по возрасту, но это в Вашем случае, является Вашим преимуществом, а не недостатком. Поскольку Ваша молодость не считается с бесконечными жертвами и усилиями ради возглавляемой Вами Церкви, которую хранит Бог. Ваш труд будет тяжелым, но много десятилетий, потомки славить Ваше имя и Ваш пример.

Мы узнали Вас как человека дела, как человека богобоязненного с непоколебимой верой в Христа, любовью к Церкви и Вашей Родины даже до Креста.

Мы видим, с какой тактичностью и благородством Вы прилагаете усилия в различных многочисленных вопросах Поместной Церкви Украины. Это только начало. Нужно терпение. Учиться на уроках святых и истории. Нужен опыт и, главное, молитва. Опыт пастыря в конце концов сопровождает боль и слезы, он требует жертв и самоотречения. Так направлялись незабываемые наши предшественники, это унаследовали и мы, и это советуем, к этому призываем, это усиливаем, мы, старшие по возрасту, в первенстве рукоположения и на церковной ниве вам более молодым, но не менее любимым братьям.

Эти святые и вдохновленные духом глаголы, которые и мы получили, мы провозглашаем в этот священный и важный момент и обнимаем по-братски Ваше весьма дорогое Блаженство, как и всех Преосвященных архиереев со святым поцелуем, с патриаршими нашими пожеланиями и благословениями всем вам и нам, и искренне благодарим за приглашение, братскую любовь и большое уважение.

Рады встрече! Многая лета всем!

(Священный Златоверхий монастырь Архангела Михаила 21.VIII.2021)

Расскажите друзьям