Исцеление от насильственного понимания христианства

Альтернативное мнение Главное

В каждом человеческом сердце живет желание, чтобы нас любили именно такими, какие мы есть. Многие из нас жаждут принадлежать к сообществу, которое признает наш потенциал и помогает нам реализовать его. Стремление к доброте, милосердию, которое помогает нам исцелить наши собственные раны и раны, нанесенные нами другим, к щедрости духа, которая пробуждает лучшее в нас и всех вокруг нас… это глубокие стремления духа, которые проходят через всех.

В своих лучших проявлениях религиозные общины помогают реализовать эти стремления. Во всех религиях есть прекрасные проявления инклюзивности, которые помогают нам соединиться с Источником Любви и пробудить лучшее в нас. Люди, не исповедующие веру в какое-либо высшее существо, также могут найти общины, которые помогут им воплотить в жизнь их самые глубокие ценности — сострадание и сотрудничество.

К сожалению, религиозные общины также могут быть источником осуждения и духовного насилия. Вместо того чтобы приветствовать всех и уважать неотъемлемое достоинство каждого человека, некоторые общины делают акцент на «правильной» вере или поведении как критерии принадлежности и спасения.

Христианские общины, которые делают все возможное, чтобы следовать за Иисусом по Его пути щедрости, милосердия и безусловной любви, могут быть источником радости и надежды. Однако насильственные интерпретации Священного Писания и богословия способствовали разжиганию глубоко укоренившихся систем насильственного отчуждения, таких как расизм, сексизм и гомофобия. Церковь в целом как формировалась, так и формируется под влиянием этих форм культурного насилия, несмотря на то, что многие отдельные церкви прилагали все усилия, чтобы исцелить боль, причиненную насильственным христианством. Ущерб, наносимый пагубными интерпретациями Священного Писания, является как повсеместным, так и глубоко личным.

Те, кто остается в церкви, часто задаются вопросом, что делать с насилием в христианском богословии или культуре, особенно если они или их близкие пострадали от этого насилия. Некоторые уходят, прямо или косвенно испытав на себе вред или душевную боль. Боль, изоляция, растерянность, а иногда и чувство осуждения, возникающие при ощущении отчуждения от своей религиозной общины — независимо от того, покидает человек церковь физически или нет — могут быть непреодолимыми.

В этом руководстве мы сосредоточимся на том, как люди могут избавиться от духовного и эмоционального вреда, который приносит эксклюзивная теология и осуждение. Эта работа связана с работой, которую церкви должны проделать, чтобы отделиться от систем насилия, вытекающих из насильственных теологий и укрепляющих их.

Подобно тому, как расизм, патриархат и гомофобия пронизывают нашу атмосферу и заражают наше мировоззрение так, что мы не можем понять их, пока не встретимся с ними лицом к лицу во всем их уродстве, вредоносное понимание христианства также должно быть преодолено с ног до головы, прежде чем оно сможет быть исцелено. Признание факта насилия — это первый шаг к освобождению от насильственного христианства.

Итак, сначала …

Как нам избавиться от насильственного христианства?

Противоядием от плохого богословия является лучшее богословие. Вред от насильственного христианства будет продолжаться, если мы не сможем поставить под сомнение токсичные интерпретации и выражения веры.

Наша вера направляет нас в нашем стремлении не только признать насилие, совершаемое во имя христианства, но и понять, как возникают насильственные интерпретации и выражения веры и как переосмыслить Священное Писание и вернуть наши действия на путь Любви.

Некоторые люди считают, что лучший способ исцелить себя и других — это полностью выйти за пределы религии. Другим же, кто верит в Бога, нужен Бог, в которого стоит верить, и нетоксичная, любящая и утверждающая община верующих.

Чтобы очистить христианство от токсинов, мы должны многое от него отучиться:

Отказаться от насильственного толкования Писания

Освободиться от проблемных интерпретаций учения Иисуса

Выучить правильные убеждения

и, наконец…

Научиться покаянию.

Вместе мы можем противостоять силам насилия, несправедливости, маргинализации, стыда и осуждения, которые обвились вокруг креста. Мы можем заново научиться тому, как следовать по животворящему пути Иисуса, чтобы стать самыми прекрасными людьми в приюте Любви.

Отказ от насильственного толкования Писания

«Иисус любит меня, это я знаю. Потому что Библия говорит мне об этом…».

Дети, поющие эту песню, учатся двум вещам. Во-первых, Иисус любит нас. Это замечательная, прекрасная новость. Во-вторых, что Библия является высшим авторитетом, благодаря которому мы знаем это. Значит, Библия должна быть действительно хорошей книгой.

На самом деле, Библия — прекрасная и глубокая книга, но только тогда, когда мы читаем ее критически, вопросительно и глазами сострадания. Церкви должны быть очень осторожны в том, как они учат авторитету Священного Писания, потому что насильственное толкование Библии привело к ужасным бедам, ущербу и разрушениям.

Беглый взгляд на Писание показывает Бога, который уничтожает мир потопом, насылает чуму, убивает первенцев, разрушает города, командует геноцидом и позволяет даже «избранным народам» быть уведенными в плен в наказание за грех. Псалмы и гимны радуются непоколебимому милосердию и состраданию Бога, но в то же время Библия содержит графические изображения жестокого насилия по приказу или даже от руки Бога. Кто же Бог — Бог гнева или милосердия? Попытки разобраться в этом вопросе приводят к растерянности, сомнениям и неуверенности. 

«Да, Иисус любит меня», — говорится в песне, но что это значит? Многие христиане учат, что это значит, что Иисус умер, чтобы спасти нас от Божьего гнева. Это учение, которое пытается иметь обе стороны — Бог проявляет милость только в том случае, если Иисус страдает и умирает насильственной смертью. Другими словами, Иисус должен быть принесен в жертву как условие Божьей милости. 

Что нам делать с этой любовью? Как мы должны понимать себя и свою ценность, если если бы не жестокое убийство невинного человека, мы бы горели вечно? Как быть с нашими друзьями и любимыми, которые не верят? Как быть с нашими собственными сомнениями?

Страх, вина и стыд, как причиняемые другим, так и укоренившиеся внутри, так естественно вытекают из этого токсичного понимания Писания и эксклюзивной теологии спасения, рая и ада.

Как мы можем начать изучать жестокое христианство или читать Писание через призму милосердия, если Библия, которую нас учат почитать, изображает такого пугающе жестокого Бога? 

Переучиваемся старым представлениям о Слове Божьем

В церквях и в известной христианской культуре мы часто слышим, как Библию называют «Словом Божьим». Это популярное понимание является источником путаницы, особенно когда люди считают, что Библия непогрешима и непогрешима. Писание имеет вес и авторитет, но оно не является высшим авторитетом. Бог говорит через него, но оно не является «Словом Божьим».

Слово Божье, Логос  и логика Бога, характер, природа и творческая энергия, посредством которой Бог творит все сущее, — это Иисус. «Слово стало плотью и обитало среди нас». Слова людей, исследующих свои отношения с Богом — истории, стихи и Евангелия, которые были развивающимися устными традициями, подвергаясь пересмотру и переосмыслению до и после того, как они были записаны — лучше всего интерпретируются христианами в свете самооткровения Бога в личности Иисуса.

Это не означает, что Священное Писание не вдохновлено Богом. Но вдохновение — это не божественная диктовка. 

Вдохновение — это жизненное дыхание Бога, которое течет через человечество. Вдохновение — это Божий Дух, который воспринял еврейский народ, когда Ему стало ясно, что, хотя они и были пленниками в Египте, но драгоценны в глазах своего Творца. Вдохновение — это то, как народ осознал присутствие Бога в своем освобождении из рабства и путешествии в новую землю, где он мог пустить корни и стать оседлой общиной. Это в их понимании закона, который наставлял их в том, как они заботились друг о друге и освящали повседневную жизнь.

Слово Божье — Божья любовь — было в мире с самого начала, и люди воспринимали его. Но они могли понять его неправильно. Они могли смешивать его со своими предрассудками и ошибками. И когда они со временем записывали свои истории, они не ограничивали Слово Божье свитками.

Слово никогда не становилось книгой. Слово стало Иисусом.

И Иисус открывает Бога как неутомимую, бесстрашную Любовь. Бог во плоти рождается изгоем и становится беженцем. Он провозглашает и несет благую весть бедным, кормит и исцеляет больных. Он возвращает маргиналов обратно в их общину, изменяя тем самым динамику самой общины. Он учит и демонстрирует любовь к врагам.  Он ест с грешниками и мытарями. Он ставит на первое место заботу о «наименьших» и подчеркивает, что судьба народов зависит не от военной мощи или приверженности догмам, а от отношения к уязвимым.

Каждому, кого думает, что он осужден или оставлен Богом, вместо этого проявляется особая любовь.

И вместо того, чтобы требовать смерти для удовлетворения жестокого Бога, Бог во плоти умирает, чтобы искупить жестокость человечества. Он прощает тех, кто убивает Его — насилие всех людей во все времена и во всех местах — когда испускает свой последний вздох. Его прощение с креста показывает безусловное милосердие и любовь Бога.

В Иисусе открыто, что Бог не причиняет нам страдания, а страдает всякий раз, когда кто-то причиняет страдания нам… или когда мы причиняем страдания кому-то другому. И даже когда мы хулим Бога своим насилием, Бог встречает нас милосердием, чтобы убедить нас в том, что мы больше, чем наши худшие побуждения.

Чтобы наилучшим образом отразить образ Божий в человеке, мы призваны разделять и исцелять страдания друг друга через сострадание — со-страдание, через которое само страдание растворяется в радости.  Следование за Иисусом ведет к спасению не от гневного Бога, а от жестокого мира. Становясь орудиями Божьего мира, мы преобразуем наш мир насилия в Возлюбленную общину.

Но если Иисус открывает, что Бог есть безусловная Любовь, то что нам делать с насилием в других местах Писания?

Переучиваем концепции насилия Бога в Писании

Библия раскрывает человеческую склонность принимать насилие за высшую власть, оправдывать насилие или маскировать его под покровом праведности. Она также показывает, как Любовь — истинная сущность Бога — на протяжении всей истории помогала нам найти лучший способ жить и относиться друг к другу.

В этом и заключается замечательная особенность Священного Писания: оно приглашает нас к деконструкции нашего собственного насилия. Приглашая нас увидеть, где, по мнению древних людей, действовала рука Бога в актах разрушения или мести, мы можем задуматься о том, почему мы можем воспринимать Бога в актах насилия сегодня. Что еще более важно, мы можем задуматься о том, почему мы находим праведность в нашем собственном насилии, и, возможно, даже попытаться увидеть наше насилие через призму наших жертв.

Но мы упустим это, если будем считать каждое слово Писания божественным авторитетом, который следует принимать без вопросов.

Интерпретация самого текста Писания как непререкаемого «Слова» Бога накладывает на него линзу, которую никогда не использовали общины, рассказавшие и написавшие истории, содержащиеся в Писании.

В иудаизме множественное понимание Бога, изображаемое в различных жанрах в разной степени жестокости и милосердия, не должно приниматься за чистую монету, а должно изучаться. Вместо того чтобы принимать Священное Писание без вопросов, в иудаизме считается, что Писание существует для того, чтобы его подвергали сомнению и изучали, чтобы вызывать мысли, сомнения и дискомфорт, а также для того, чтобы утешать и успокаивать.

Написанные слова Писания не являются самоцелью; скорее, взаимодействие с Писанием — это процесс познания наших отношений с Богом. Писание дает нам окно, через которое мы можем узнать, как древние общины приходили к пониманию того, кем они были в отношениях с Богом и друг с другом, но только тогда, когда мы заглядываем внутрь и исследуем. Чего ожидал от них Бог? Как они интерпретировали роль Бога в удаче и бедствиях? Это побуждает нас задуматься над подобными вопросами в нашем собственном контексте.

Иудаизм признает, что человечество всегда находится в процессе обучения и совершенствования нашего понимания, особенно когда речь идет о Боге. Он ценит дискуссии и дебаты, приглашая читателей к добросовестному взаимодействию с текстом. Термин «Израиль» означает «боровшийся с Богом». Борьба с самими текстами, их пониманием, историей и этическими вопросами является неотъемлемой частью характера иудаизма, который является неотъемлемой частью характера Иисуса.

Сам Иисус не принимал за чистую монету насилие Бога в Писании. Он противоречит Ему, и Он не первый, кто делает это. Существует длинный ряд пророков, которых цитирует Иисус, подчеркивающих непоколебимое сострадание и медленность Божьего гнева.

Иисус был вполне в рамках пророческой традиции иудаизма, когда проповедовал безграничную любовь и милосердие Бога, даже когда Он отвергал жестокое понимание Бога, которое могло привести к страданиям уязвимых людей. Ошибочно полагать, что ветхозаветный Бог гневлив, а Иисус милосерден. Милосердие Иисуса всегда отражало милосердие того же любящего Бога, который в Ветхом Завете наставляет заботиться о вдовах, сиротах и иммигрантах[i].

Отрывки Писания о насилии (которые встречаются как в Новом Завете, так и в Ветхом) важны для понимания человеческого насилия и его ошибочного приписывания Богу. Но Иисус в своих учениях и поступках, а также в смерти и воскресении утверждает, что полный характер Бога — это ненасильственная Любовь. Бог исцеляет, а не отвечает ненавистью на ненависть. Бог устанавливает справедливость через милосердие, а не через месть. Именно этот образ Бога подтверждает Иисус, и именно поэтому Иисус является той важнейшей линзой, через которую мы призваны понимать Писание.

Приписывание насилия Богу в Писании помогает раскрыть, как мы и сегодня приписываем насилие Богу. Иисус завершает это откровение, показывая, что все насилие, приписываемое Богу, в конечном итоге падает на Бога.

Переучиваем проблематичные учения Иисуса

Однако даже слова Иисуса часто кажутся суровыми и исключительными, особенно если их пропустить через века жестокой христианской интерпретации. Так много людей страдают, когда слова Иисуса вырывают из контекста и ссылаются на Его имя, чтобы прикрыть эксплуатацию, угнетение и маргинализацию завесой праведности или морального превосходства.  Иисус пришел примирить и искупить, а не осудить.

Иисус определенно иногда использует грубые, даже резкие выражения. Он ненасильственен, но абсолютно конфронтационен, когда говорит с представителями власти, причиняющими или допускающими страдания. Он предупреждает о зле, коррупции и аде, хотя мы скоро увидим, что Он имел в виду совсем не то, что многие думают.

Но он также излагает и воплощает в жизнь ключ к толкованию, с помощью которого мы должны понимать его учение. Словами пророка Осии Иисус призывает нас: «Идите и узнайте, что это значит: Я желаю милости, а не жертвы». Дважды.

Как же нам истолковать суровые или исключительные слова Иисуса с точки зрения милосердия? 

Как, например, следует понимать такие учения: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня»? Как быть с притчами, в которых Бог изображается безжалостным правителем, изгоняющим глупых и непослушных во тьму внешнюю? Как насчет тех странных стихов, в которых говорится, что лучше отрубить руку или вырвать глаз и попасть искалеченным на небеса, чем оставить свое тело целым и невредимым попасть в ад? Или стихи, которые трагически использовались для оправдания отречения от своих детей: «Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца и матери, жены и детей, братьев и сестер, да и самой жизни, тот не может быть Моим учеником»?

Взятые вместе и рассмотренные через призму жертвенности, эти стихи, кажется, предупреждают о разрушительном аде, единственным выходом из которого является Иисус. И хотя Иисус может быть любящим, если вы не любите Его в ущерб всему остальному, даже своей семье, вы не «достойны». Но, понятые через призму милосердия и в контексте миссии Иисуса по исцелению и преобразованию мира, они все же являются доброй вестью. Они совместимы со всеобщим искуплением и примирением, и их нельзя законно использовать для насильственного исключения кого-либо.

Переучиваемся: Ненавидеть свою семью

«Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца и матери, жены и детей, братьев и сестер, да и самой жизни, тот не может быть Моим учеником».

Действительно ли Иисус хотел, чтобы мы «ненавидели» свои семьи?

Нет.

Иисус не говорит об избегании тех, кто не верит в Него так же, как Он. Он, конечно, не говорит о том, чтобы наказывать или отвергать людей за «грех».

Но Он хочет, чтобы мы жили в полную силу и любили в полную силу, даже если это означает риск неодобрения или непринятия нашей семьей.

Иисус хочет, чтобы мы расширили нашу любовь и наше чувство собственного достоинства за пределы границ, которые могут установить наши семьи. Вместо того чтобы черпать идентичность в первую очередь из наших семей и соответствовать их ожиданиям и желаниям в отношении нас, Иисус хочет, чтобы мы черпали свою идентичность из безусловной любви, которая позволяет нам любить безусловно.

Именно безусловная любовь, без страха перед тем, как объятия отверженного или исцеление вопреки авторитету повлияют на него или его семью, в конечном итоге приводит Иисуса на крест. На кресте Иисус показывает Свою любовь к матери, передавая ее на попечение любимого ученика. Но… несмотря на любовь к ней или благодаря ей, Он все равно идет на крест.

На протяжении всей истории человечества отстаивать любовь было рискованно. Отмена смертной казни, гражданские права, избирательное право женщин… все это раздвигало границы закона и социальной приемлемости. Сегодня, например, раздача еды и питья людям, стоящим в очереди на голосование, в некоторых местах считается преступлением. Любовь может призвать нас выйти за границы закона… и то, как мы ответим на призыв Любви, неизбежно затронет самых близких нам людей.

Когда мы честно оцениваем, как далеко мы готовы зайти, чтобы быть теми, кто мы есть, и сколько сострадания (со-страдания) мы можем дать, готовы ли мы рисковать странными взглядами наших родных? Готовы ли мы говорить правду не только власти, но и близким, которые, возможно, не хотят ее слышать? И даже если у нас есть вся поддержка семьи, которую мы желаем, готовы ли мы рискнуть причинить им боль, подвергая себя риску ради любви? Готовы ли мы позволить нашим близким пойти на такой риск?

Следование за Иисусом никогда не означает исключение или отречение от членов нашей семьи. Но это может означать смелость жить так, как наши семьи или церкви могут не понять или не одобрить, например, открыто говорить об однополом влечении или трансгендерности. Это может означать риск для нашей репутации или безопасности, от которого наша семья может попытаться нас защитить.

Жизнь в нашей полной самости и нашей величайшей способности к состраданию может привести к напряжению одних отношений и укреплению других. Чем больше мы готовы рисковать безусловной любовью, тем больше безусловной любви высвобождается в мир. А это значит, что чем больше мы следуем примеру любви Иисуса, тем больше мы становимся семьей друг для друга, вне границ крови, национальности или чего-либо еще.

Иисус разрушает традиционную семью с ее исключительными границами и строит семью на основе безусловной любви, которая охватывает все человечество. Рискнув своими отношениями с семьей ради следования за Иисусом, мы в конечном итоге вернемся к ним, поскольку расширим наше определение «семьи» от наших близких до детей Божьих, то есть всего мира.

Переучиваемся: Божественное насилие в притчах

«Тогда царь сказал слугам: «Свяжите его по рукам и ногам и бросьте его во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов».

Во многих притчах Иисус представляет властную фигуру, которая безжалостна и гневлива. Мы находим этот особый тип хозяина в притче о брачном пире и притче о талантах, среди прочих. Иисус формирует человеческое понимание, приравнивая жестокую власть к божественности.

И все же те, кто слышал Евангелие после воскресения Иисуса, узнали бы самого Иисуса в, казалось бы, осуждаемых фигурах его собственных притч, которые отвергают жестокое понимание силы и гнева Бога, но поддерживают милосердные пророческие традиции иудаизма, такие как страдающий слуга Исайи.

Притчи, в конце концов, призваны удивить, изменить наше восприятие. Для этого Иисус представляет знакомые или ожидаемые образы с изюминкой, чтобы застать нас врасплох. Если Иисус начинает с образа безжалостного представителя власти, то, возможно, это делается для того, чтобы поставить нас лицом к лицу с нашими представлениями о безжалостности власти. И если Иисус представляет кого-то, кого «бросают во тьму внешнюю», кого власти предержащие считают «глупым» или «никчемным», должны ли мы согласиться с этими властями? Разве так поступает милосердие?

Становимся ли мы соучастниками осуждения, или что-то внутри нас тянется к отверженным? Сохраняется ли господствующее мировоззрение о жестоком авторитете? Или же притчи Иисуса переворачивают представления о насильственной власти с ног на голову?

Переучиваемся: Самоуничижение

«Если правый глаз твой делает тебе грех, вырви его и брось от себя; лучше тебе лишиться одного из членов твоих, нежели все тело твое ввержено будет в геенну. И если правая рука твоя побуждает тебя грешить, отсеки ее и брось от себя; лучше тебе лишиться одного из членов твоих, нежели все тело твое ввергнуть в геенну».

Иисус никогда не выступал за членовредительство. Но некоторые воспринимают эту экстремальную метафору как доказательство того, что у Иисуса чрезвычайно высокие стандарты для человечества, а затем используют ее, чтобы пристыдить людей, которые не соответствуют их стандартам.  

У Иисуса, безусловно, очень высокие стандарты. Но Его стандарты касаются того, как мы относимся к нашим ближним. Использовать стандарты Иисуса для того, чтобы пристыдить других и тем самым причинить им вред, значит полностью упустить суть.

Он говорил о вырывании глаза или отсечении руки, например, метафорически, как о предпочтительной альтернативе сексуальной эксплуатации и насилию. Лучше остановить себя от причинения вреда любыми средствами, чем причинить вред другому человеку и тем самым войти в адский круговорот насилия. 

Более того, слова Иисуса полностью опровергают концепцию жертвоприношения — или процветания за счет других. Животные, приносимые в жертву, должны были быть без порока; изуродованное тело считалось недостойным Бога. Однако Иисус говорит, что вы можете попасть на небеса искалеченным. Истинная «чистота» заключается в том, как вы относитесь к другим, а не в том, чтобы охранять свое собственное состояние.

Переучиваемся: Исключение

«Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Этот стих, который так часто используется для исключения, людей на самом деле может быть одним из самых инклюзивных в Писании. Когда Иисус говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь», Он говорит о Своей воплощенной солидарности с самыми маргинализированными; о Своей готовности самому оказаться на обочине. Единственный путь к Любви — это путь Иисуса, путь, который исцеляет разделение, происходящее от жизни против других.

Многие стремятся к принадлежности или самореализации за счет других, но этот путь медленно (или быстро) ведет к разрушению. Но Иисус приходит, чтобы увести нас с этого пути.

Никто не приходит к Любви иначе, как через Саму Любовь, Которая никого не оставляет в стороне. Именно вера Иисуса в каждого из нас «спасает» нас, а не наоборот. 

Переучиваемся: Ад

Но от чего именно спасает нас Иисус? Если Иисус говорил об аде, это, конечно, подразумевает, что он существует, верно? И не означает ли это, что некоторые люди попадают туда?

Да, Иисус действительно говорит об аде. Более того, Иисус призывает нас следовать за Ним в ад.

Слово, которое Иисус использовал и которое так часто переводится как «ад», является буквальным местом на земле, а не сверхъестественным царством вечных мучений. Иисус говорил о «Геенне», долине за пределами Иерусалима, где в древние времена люди приносили своих детей в жертву жестокому богу Молоху.

Когда Иисус говорил об аде, Он предупреждал нас, что наше поклонение насилию приведет к бесконечным циклам жестокого разрушения. Насилие порождает насилие порождает насилие. Пренебрежение порождает страдания и мучения, которые проникают внутрь или вырываются наружу. Иисус говорил об аде несправедливых экономических систем, которые загоняют людей в нищету, об аде отчуждения и маргинализации, которые изолируют людей от общества и ресурсов. Он говорил об аде, в который мы загоняем себя и других.

И он пришел среди нас, чтобы идти путем солидарности, углубляясь в созданные нами ады, чтобы вывести нас оттуда. Мы должны следовать за Ним в ад бедности, бездомности, голода, болезней, вражды и жестокости… чтобы помочь друг другу пройти через него и выйти из него. Мы делаем это, делясь, приветствуя, кормя, исцеляя, прощая, любя.

Именно так мы следуем за Иисусом, чтобы принести жизнь с избытком из смерти, чтобы преобразовать насилие ада в мир Возлюбленной Общины.

Трагично и ужасно, что слова Иисуса были оторваны от исторического контекста и от еврейского культурного контекста, который никогда не признавал «ад» как место вечных сознательных мучений. Они даже были оторваны от его собственной жизни революционной, ненасильственной любви, которая завершилась прощением человечества, убившего его, и триумфом — в воскресении — Любви над путями насилия и смерти.

Иисус предупреждает нас, что ад, в который мы бросаем других, вернется к нам — какой мерой мерим, такой и нам будет отмерено. И снова это предупреждение о человеческом насилии. К сожалению, не понимая предупреждений против жестокого и разрушительного суда, христиане судили, мучили и убивали.

Сами слова Иисуса, использованные для предостережения нас от ада, который мы создаем, стали оружием для осуждения других в аду стыда, ненависти к себе и страха.

Есть еще много трудных учений Иисуса, и их трудность не следует замалчивать или объяснять. Но они трудны, потому что призваны пробудить в нас лучшее. Они не предназначены для того, чтобы заставить нас бояться худшего о Боге, потому что, когда мы боимся худшего, мы делаем хуже себе и друг другу. 

Иисус не хочет, чтобы мы боялись. Он хочет, чтобы мы знали, что Он верит в нас, и поэтому мы можем верить в себя и друг в друга. Мы можем жить в доверии, служении, щедрости и творчестве, которые возможны только тогда, когда мы осознаем, что мы и все вокруг нас бесконечно и безусловно любимы.

Отказ от обучения «единственной правильной вере»

Так важно отучиться от использования Писания в качестве оружия. Так важно интерпретировать Библию через призму милосердия, а не принесения в жертву, чтобы действия, которые исходят от религиозных общин, обращающихся к Писанию, были актами любви и сострадания ко всем, а не актами исключения и осуждения «других».

Но инструмент, карта — это не сама Любовь. Наши интерпретации Писания и наши теологии — это не Бог. Это так важно для людей или церквей, которые утверждают, что спасение — это вопрос правильности наших убеждений. «Спасение» — это не вопрос правильных убеждений.

Нам не нужно беспокоиться о том, как в какую сторону повернуть голову по направлению каких таинственных доктрин или догм. Нам не нужно читать молитву грешника, чтобы пройти через небесные врата. Нам не нужно приостанавливать свою веру в науку там, где Писание говорит о чудесах, или беспокоиться о том, понимаем ли мы, что именно означает то или иное учение, или задаваться вопросом, каков баланс между Божьей силой и нашей свободной волей.

И особенно когда церкви утверждают, что определенные личности или ориентации греховны, потому что они смотрят на определенные стихи Писания через призму жертвенной любви, мы не должны жить в страхе или стыде из-за этих ошибочных утверждений.

Потому что Царство Божье, Возлюбленное сообщество, для которого мы все предназначены, не достигается «правильными убеждениями», и уж точно не достигается убеждениями, исключающими других.

Сообщество Возлюбленных — это открытие наших сердец, чтобы увидеть отпечаток Любви в нас самих, во всех людях и во всем творении.

«Правильные убеждения» не приведут нас на небеса, потому что небеса находятся внутри нас. Мы подтверждаем эту истину, когда живем в любви.

А жизнь в любви — это не наведение порядка в нашем поведении,  расслабление в том, кто мы есть на самом деле.

Когда мы свободны от беспокойства, вины и стыда, когда мы защищены в Любви, мы естественно видим любовь — отражение Бога — в других. Любовь ищет любовь.

Смотря глазами любви, мы видим нужды уязвимых. Слушая ушами любви, мы смиренно позволяем другим подсказать нам, как помочь, вместо того чтобы считать, что мы знаем, как лучше. Говоря голосом любви, мы находим в себе мужество противостоять несправедливости с решимостью исправить ошибки, не отвечая ненавистью на ненависть. Мысля умом любви, мы находим творческий подход и мудрость, необходимые для того, чтобы следовать состраданию Иисуса своими собственными уникальными способами.

И сердцем любви мы прощаем себя и других, когда оступаемся.

Тайны веры, просвечивающие сквозь доктрины и вероучения, могут быть прекрасными для изучения, если только они не становятся оружием и не используются для того, чтобы вызвать страх или стыд. Они могут помочь нам следовать за Иисусом, но если они являются камнем преткновения, мы можем с верой отбросить их в сторону.

Следование за Иисусом — это вовсе не о правильной вере. Речь идет о том, чтобы жить в любви, и вера Иисуса в каждого из нас дает нам силы для этого.

Переобучаемся: покаяние

Последнее, чему нам нужно научиться, когда мы сбрасываем мертвую кожу теологии насилия и возрастаем в новую жизнь с избытком, к которой нас призывает Дух, — это покаяние. Нам нужно избавиться от всех тревог, связанных с этим словом, тревог, которым нет места в богословии, где мы стремимся преобразовать наше насилие в понимание, нашу сердечную боль в исцеление.

Покаяние — это не стыд. Покаяние заключается в том, чтобы вспомнить, что ты любим.

Греческое слово «метанойя» буквально означает «изменить свой разум». И нам нужно изменить свой разум, чтобы он не вращался вокруг страха. Нам нужно увидеть Бога, себя и друг друга в свете Любви, которая сияет все новым и новым светом, потому что каждый раз, когда мы смотрим на этот свет, мы открываем себя для новых открытий.

Нам нужно постоянно возвращаться, снова и снова обращать свой разум к Источнику Любви.

Покаяние — это переобучение. Это процесс, который мы проходили все это время — стряхивание оков жестокой теологии, причиняющей боль нам самим и другим.

Покаяние бывает личным и общественным. В обоих случаях оно предполагает освобождение от давления, заставляющего нас измерять свою ценность властью, престижем, успехом или вообще чем-либо, что мы делаем… потому что наша ценность изначально неизмерима. Как отдельные люди и сообщества, покаяние призывает нас познать себя не в сравнении с другими, а в объятиях Любви, соединяющей нас со всеми другими.

А поскольку любовь соединяет нас со всеми другими, даже если покаяние — это индивидуальный процесс, мы не проходим его в одиночку. Даже когда мы боремся с болью или раскаянием, покаяние напоминает нам, что многие проходят тот же процесс переобучения, тот же процесс признания ошибок, видения сквозь туман непонимания, когда он рассеивается и тает. Нас любит не только совершенный Бог, но и несовершенные люди, которые принимают нас так же, как мы принимаем их. Мы все вместе в этом грязном, разбитом, но постепенно восстанавливаемом человечестве.

В той мере, в какой мы впитали насилие и стыд, покаяние призывает нас отпустить их без страха и вины. В той мере, в какой мы участвовали в системах насилия, покаяние заверяет нас в том, что мы прощены, и дает нам силы работать над исцелением.

Покаяние заставляет нас снова и снова двигаться по лабиринту нашей жизни. Мы рассматриваем одну и ту же сцену под новыми углами, открывая новую перспективу и новую глубину. И когда мы поворачиваем за поворот, мы видим, где были раньше, и понимаем, что Любовь была там всегда.  Мы снова поворачиваем, и Любовь оказывается прямо перед нами.

Раскаяние может включать в себя извинения. Оно может включать в себя признание того, как мы причинили боль другим. Оно может открыть нам, как мы сами причинили боль, потому что это может привести нас к любви к себе, необходимой для признания того, что иногда мы заслуживали лучшего, чем получали. Но через боль на этом пути, через смиренное преткновение через наши ошибки Любовь поднимает нас обратно.

Покаяние может сбросить защитные слои и сделать нас уязвимыми. Но объятия покаяния теплы и добры, ибо они заверяют нас в том, что мы всегда находимся в безопасности под защитой любви.

Покаяние — это нежный призыв, когда мы поддаемся искушению найти свою идентичность в других и против других, когда мы почти забываем, что принадлежим Любви.

«Обернись», — шепчет Любовь. «Обернись», — шепчет Любовь снова, снова и снова. «Я ЕСМЬ, где бы ты ни находился. Если ты когда-нибудь потеряешь Меня из виду, если ты снова встанешь на путь насилия, неуверенности или вреда, повернись и увидишь, что Я ЕСМЬ с тобой всегда».

Покайтесь, поверьте в Благую весть. Вся Божья весть для вас заключается в том, что вы любимы.

Линдси Парис Лопес

Raven Foundation

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Альтерантивное Мнение», может не совпадать с позицией редакции

Расскажите друзьям