За последние несколько месяцев Святой Отец несколько раз высказывался о пастырском подходе церкви к людям с ЛГБТ на самых разных площадках. В зависимости от симпатий, заявления Папы Франциска могут показаться глотком свежего воздуха, для других они могут представлять собой скандал, а для третьих его позиции могут показаться запутанными или даже противоречивыми.
Как мне кажется, Папа выделяет столь необходимое пространство для людей Л.Г.Б.Т. в Католической церкви, с некоторыми четкими границами. Но даже с этими границами это пространство намного больше, чем мог бы позволить себе любой из его предшественников.
Несколько недавних высказываний Папы Франциска подчеркивают эту новую реальность. Совсем недавно он беседовал с иезуитами в Словакии во время своей пастырской поездки туда и подтвердил необходимость «пастырской заботы о гомосексуальных парах», в то же время заявив о своем неприятии «гендерной идеологии».
Во время самолетной пресс-конференции на обратном пути из Словакии он сказал: «Если гомосексуальная пара хочет вести совместную жизнь, государство имеет возможность дать им безопасность, стабильность, наследство». В том же ответе он также подтвердил традиционную позицию Католической церкви в отношении брака: В церкви это таинство, предназначенное только для мужчины и женщины.
А всего несколько месяцев назад, в письме ко мне по случаю конференции католического служения ЛГБТК Outreach, он призвал тех, кто служит «пастве» ЛГБТК (он использовал испанское слово feligresia), обращаться к ним в «стиле Бога», который, по его словам, включает в себя «близость, сострадание и нежность».
По сути, Папа Франциск призывает церковь пастырски сопровождать Л.Г.Б.Т., что означает относиться к ним с «уважением, состраданием и чуткостью», как того требует Катехизис Католической Церкви; прислушиваться к их разнообразному опыту; помогать им чувствовать себя более желанными в их собственной церкви; поддерживать отдельных людей и группы, которые служат им в приходах, школах и других местах. И он показал, что часто готов встать на их сторону в борьбе с гомофобией. Во время предыдущих пресс-конференций в полете Франциск сказал, что ЛГБТ никогда не должны быть изгнаны из семей и что Иисус никогда бы не сказал гею «Отойди от Меня». Как и в целом его пастырский подход, его работу с Л.Г.Б.Т. можно охарактеризовать словом «сопровождение».
Подход Франциска сдерживается его подозрительным отношением к так называемой «гендерной идеологии» или «гендерной теории», которая, по словам ее противников, навязывает людям идеологические конструкции и призывает их выбирать или менять свой пол; а также его подчеркиванием традиционного учения о таинстве брака. Франциск, который выступает против идеологий в целом, считая их «абстрактными» и оторванными от жизненного опыта людей, назвал «гендерную идеологию» в своей беседе со словацкими иезуитами «опасной». Конгрегация по образованию Ватикана утверждает, что она «утверждает полную эмансипацию личности от любого априорно заданного сексуального определения и исчезновения классификаций, считающихся слишком жесткими».
Выделенное им пространство, таким образом, включает в себя пастырскую заботу об ЛГБТ в церкви и принятие однополых пар в социальной сфере, ограниченное правилами о сакраментальном браке и его позицией в отношении «гендерной идеологии».
Позвольте мне рассказать о двух примечательных аспектах этого нового «пространства».
Во-первых, неизменно ободряющие слова Папы в адрес однополых пар, состоящих в гражданских союзах, и его желание не только поддержать юридическую защиту, но и пастырски сопровождать их — не что иное, как революция. Сравните этот подход с недавним описанием Папой Бенедиктом XVI однополых браков как «искажения совести» и комментарием Бенедикта в 2012 году о том, что они «угрожают самому будущему человечества».
Поддержка Папой Франциском юридической защиты однополых браков также создает проблему для церкви в странах, чьи законы и обычаи жестоко противостоят любому принятию людей с ЛГБТ. Недавно вышедшая книга Марка Гевиссера под названием «Розовая линия» дает исчерпывающее и часто шокирующее представление о препятствиях, мешающих ЛГБТ-людям спокойно жить как отдельным людям, не говоря уже о парах, во многих частях мира. В книге Гевиссера подробно описываются избиения, преследования и насилие, с которыми сталкиваются ЛГБТ-люди, особенно семейные пары, что вынуждает некоторых из них покидать свои страны в качестве беженцев. Поэтому слова Папы, которые могут показаться прохладными на Западе, могут быть восприняты как проявление тепла в других странах.
Призыв Франциска оказывать пастырскую помощь не только ЛГБТ, но и, как он сказал словацким иезуитам, «гомосексуальным парам», также контрастирует с практикой многих учреждений в США, часто с поощрения местных епископов, увольнять сотрудников, состоящих в однополых браках. Увольнение людей, лишение их средств к существованию и смещение их с зачастую давно занимаемых должностей в своих общинах — это противоположность «пастырской заботе».
Вопрос о «гендерной идеологии» более сложен. Это печально известный аморфный термин, у которого, кажется, столько же определений, сколько и противников. Но в целом он стал означать любой философский или, в более широком смысле, интеллектуальный подход, который ставит под сомнение традиционные половые или гендерные роли. Поэтому его рассматривают как, опять же, «идеологию».
Реальность жизненного опыта людей, о котором рассказывают представители Л.Г.Б.Т., представляется более сложной. Подавляющее большинство Л.Г.Б.Т., особенно трансгендеры, говорят, что они не отвечают никакой философской или политической «идеологии», а просто живут в соответствии с тем, кем они себя считают, часто перед лицом жесточайшего преследования. Луиза Деруэн, сестра-доминиканка, работающая с трансгендерами с 1999 года, написала по электронной почте: «Трансгендеры испытывают сложное нейробиологическое состояние. Это их неизбранный жизненный опыт.
Или, как сказал преподобный Рэй Девер, католический дьякон и отец трансгендерного ребенка, в статье в U.S. Catholic: «Когда я слышу заявления об «идеологии гендера», они просто не звучат для меня. Любой человек, имеющий хоть сколько-нибудь значительный опыт общения с трансгендерными людьми, будет озадачен предположением, что трансгендерные люди каким-то образом являются результатом идеологии. Это исторический факт, что задолго до того, как в университетах появились программы гендерных исследований или когда-либо была произнесена фраза «гендерная идеология», трансгендерные люди присутствовали, признавались и даже ценились в некоторых культурах по всему миру. «
Таким образом, пастырский подход Папы Франциска можно рассматривать как подход, который стремится предложить заботу, приветствие и сопровождение в определенных пределах. Но пространство, которое он выделил, намного больше, чем то ограниченное пространство, которое позволяли себе его предшественники. Подход Франциска, как мне кажется, гораздо лучше выражает и напоминает «близость, сострадание и нежность» Бога к сообществу людей, которые являются нашими братьями, сестрами и братьями.
Церкви еще предстоит пройти долгий путь, но Франциск приглашает нас идти в правильном направлении.
Преподобный Джеймс Мартин, S.J.,
— священник-иезуит, автор и главный редактор журнала America.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Альтерантивное Мнение», может не совпадать с позицией редакции