Перестаньте проповедовать о «хорошем управлении Землей»

Колонки

В начале этого месяца Папа Франциск, Вселенский патриарх Варфоломей и архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби — лидеры трех крупнейших христианских организаций мира — опубликовали совместное заявление об изменении климата. Эти лидеры представляют церкви, общее число членов которых составляет примерно 20 процентов населения Земли. Хотя Патриарх Варфоломей и Папа Франциск на протяжении многих лет оказывали неоценимую помощь в решении этой проблемы, эти три лидера никогда ранее не выступали с совместным заявлением. Их голоса имеют значение.

Но в их заявлении, опубликованном как раз перед тем, как мировые лидеры собрались на Конференции ООН по изменению климата (COP26), чтобы обсудить шаги по борьбе с климатическим кризисом, не было указано, кто действительно несет ответственность за климатическую чрезвычайную ситуацию и что действительно должно измениться. Это упущенная возможность. Мир нуждается в религиозных голосах, которые четко назовут причины этого ужасного кризиса, сформулируют моральное видение и станут катализатором смелых действий, чтобы справиться с грядущими страданиями и направить дугу истории к справедливости.

Вот три вещи, которые обязательно должны делать религиозные лидеры, когда они проповедуют, говорят и пишут об изменении климата.

Во-первых, священнослужители должны назвать то, что создает эту проблему. Мы столкнулись с климатической чрезвычайной ситуацией, потому что индустрия ископаемого топлива поставила собственную прибыль выше благополучия людей и планеты; использовала маркетинговую тактику, подобную табачной индустрии, чтобы обмануть общественность; лоббировала и тратила огромные суммы, чтобы заблокировать изменения; и систематически выбирала в качестве мишени уязвимые сообщества, которые несут на себе основное бремя добычи угля, нефти и газа. Промышленное сельское хозяйство, ответственное за массовое обезлесение и нарушение прав коренных народов, также несет за это ответственность. Правительства открыто поддерживают разрушение или играют по обе стороны забора. Банки и управляющие активами по-прежнему финансируют эту проблему. Эти огромные учреждения с их огромным богатством и властью намного превосходят другие причины климатического кризиса. Они должны быть привлечены к ответственности и измениться. Утверждать обратное или не упоминать об этом — это, выражаясь старой религиозной фразой, грех упущения.

Для религиозных лидеров это означает избегать таких слов, как «Мы должны быть хорошими распорядителями Творения» или «Наша вера учит нас защищать Землю», а вместо этого спокойно говорить такие вещи, как: «ExxonMobil, BP, Shell и другие нефтяные и газовые компании систематически уничтожают планету, а финансовые гиганты, такие как JPMorgan Chase, Bank of America, Wells Fargo, BlackRock и Vanguard, финансируют это уничтожение». Лидеры веры также должны называть виновных по имени, говоря такие слова, как: «Президент Джо Байден, хотя и сделал несколько важных шагов вперед, отказывается блокировать новые трубопроводы для ископаемого топлива, в то время как лидеры Республиканской партии называют изменение климата мистификацией». Описывая действия этих лидеров и институтов, мы должны использовать самые сильные слова из нашего морального словаря, такие как «позорный», «смертельный» и «морально отвратительный». Мы должны дать понять, что эти компании, их акционеры, наше правительство и те, кто работает в этих учреждениях, должны измениться.

Во-вторых, религиозные лидеры должны сформулировать конкретные критерии, по которым должны оцениваться все климатические действия, включая COP26, особенно критерии, которые политический сектор пока не в состоянии решить. Международная сеть GreenFaith, глобальная, многоконфессиональная, низовая коалиция, которую я возглавляю, показала, как выдвигать конкретные требования в марте этого года. Наши требования включали немедленное прекращение новых проектов по использованию ископаемого топлива, вырубки лесов и связанного с этим финансирования; продолжение отказа от ископаемого топлива; щедрый прием климатических беженцев; выделение средств развивающимся странам от государств, ответственных за львиную долю исторических выбросов; доступ к возобновляемой энергии абсолютно для каждого человека, особенно для 840 миллионов человек, живущих без электричества; массовое обязательство по созданию «зеленых» рабочих мест для восстановления инфраструктуры человеческой цивилизации; справедливый переход для рабочих и общин, подвергшихся воздействию; и обеспечение соблюдения прав коренных народов.

Эти требования амбициозны — и политически чреваты. Но они являются основой подлинно нравственного ответа на кризис. Назвать их — это именно то, что должны сделать религиозные лидеры в рамках более широких усилий гражданского общества, чтобы заставить политиков и лидеров бизнеса решать эти сложные вопросы. Наши конфессии не требуют ничего меньшего.

В-третьих, религиозная речь об изменении климата должна бросать вызов и говорить правду с глубиной и силой. Лидеры веры должны прямо говорить о страданиях и несчастьях, которые вызывает и будет вызывать изменение климата, и требовать сострадательного ответа. Мы должны назвать зло, которое увековечивает эту серьезную угрозу, вызывая непреклонную жажду справедливости. Мы должны высвободить нравственную страсть, которая вдохновит людей встать со скамей, молитвенных ковриков и подушек для медитации и массово выйти на улицы и в кабины для голосования — потому что именно это изменит историю.

Слишком часто я слышу, как проповедники говорят, что климатические проблемы политические, трудноразрешимые или потенциально конфронтационные. Слишком часто я вижу, как религиозные лидеры, включая вышеупомянутое заявление Папы-Патриарха-Архиепископа, используют дипломатические термины об изменении климата, как будто цель состоит в том, чтобы никого не расстроить. Слишком часто я вижу, как священнослужители опираются исключительно на теологические концепции, не называя конкретных, хорошо известных причин и моральных злодеев, стоящих за чрезвычайной ситуацией с климатом, или предполагая, что отдельные люди несут такую же ответственность, как правительства и компании, добывающие ископаемое топливо, за опасность, в которой мы сейчас находимся.

Подобная религиозная двусмысленность ошибочна, особенно в этот одиннадцатичасовой момент. Если у вас возникнет соблазн воспользоваться каким-либо из этих механизмов избегания напряжения, не стоит приукрашивать ситуацию: Решите, является ли ваш комфорт и комфорт некоторых членов вашей общины более важным, чем бесчисленные человеческие жизни. Это не время для проповедников играть в безопасность; это время для пророческого грома. Благополучие миллиардов людей и будущее планеты висят на волоске. Ради Бога, не упустите эту возможность.

17 и 18 октября низовые представители различных религий по всему миру организуют общественную климатическую акцию — Faiths 4 Climate Justice — которая воплотит в себе суть того, к чему мы призываем выше. Люди веры во всем мире должны принять в ней участие и напомнить миру, что религиозные общины могут с конкретностью и моральной ясностью говорить о серьезной угрозе, с которой мы сталкиваемся. Нашим прихожанам и всему миру сейчас нужна моральная ясность в вопросе изменения климата; давайте покажем, что мы можем ее принести.

Преподобный Флетчер Харпер

— исполнительный директор GreenFaith, международной межконфессиональной организации, помогающей людям предпринимать действия в защиту Земли перед лицом чрезвычайной климатической ситуации.

Sojourners

Расскажите друзьям