Эдит Эспиналь, которая провела более трех лет в церковном убежище, чтобы переждать жесткие меры администрации Трампа по борьбе с иммиграцией, переживает довольно хороший сентябрь.
На прошлой неделе 44-летняя уроженка Мексики получила разрешение на работу, что дало ей надежду на то, что она сможет обеспечивать себя через семь месяцев после получения заверений в том, что она больше не является непосредственной целью для депортации и может вернуться домой.
А в субботу (18 сентября) документальный фильм, рассказывающий о трех годах ее одиночества в меннонитской церкви Колумбуса в Колумбусе, штат Огайо, будет показан в прямом эфире в рамках Нью-Йоркского фестиваля латиноамериканского кино.
В 24-минутном фильме «Приют для Эдит», снятом Мэтью Лихи и Элизой Стоун Лихи, Эспиналь сама рассказывает о своих 40 месяцах пребывания в церкви. Эти кадры, снятые Лихи и Стоун, которые оба были прихожанами церкви, когда Эспинал находилась в ней, изначально предназначались для различных кампаний по сбору средств в социальных сетях, выступающих в ее защиту. Но когда разразилась пандемия коронавируса, пара решила использовать эти кадры для создания документального фильма.
Мы подумали: «Мы находимся в изоляции, и Эдит тоже была в изоляции в течение многих лет», — говорит Лихи. «Это сопоставление было нам интересно. Мы хотели подчеркнуть изоляцию, которую она испытывала, и то, каково это — находиться в церкви так долго в одиночестве».
Эспинал, которая замужем и имеет троих взрослых детей, жила в США с 16 лет. У нее было разрешение на работу, которое регулярно продлевалось во время обязательных проверок в Иммиграционной и таможенной полиции. У нее нет судимости.
Но после вступления в должность президента Трампа в 2016 году он подписал несколько указов о задержании и аресте нелегальных иммигрантов. Эспиналь было приказано покинуть страну, и ей был выдан GPS-навигатор, чтобы убедиться, что она это сделает.
Вместо этого 2 октября 2017 года она приняла решение отправиться в убежище. Молельные дома — наряду со школами и больницами — считаются «чувствительными местами», где федеральные сотрудники иммиграционной службы вряд ли будут арестовывать, обыскивать или допрашивать людей в большинстве случаев.
Эспинал была одной из десятков недокументированных иммигрантов, которые бежали в церкви по всей стране в рамках движения «Новое убежище».
Это движение в основном сошло на нет после январского указа президента Байдена, запрещающего ICE арестовывать и депортировать недокументированных иммигрантов, не представляющих угрозы общественной безопасности.
В документальном фильме рассказывается о трудностях Эспиналь во время ее пребывания в убежище. Она не смогла присутствовать на школьном выпускном своей дочери Стефани. В 2019 году она получила письмо от Иммиграционной и таможенной полиции, в котором сообщалось, что она задолжала правительству 497 777 долларов в виде гражданских штрафов за неподчинение приказу покинуть страну.
Несколько других обитателей убежища также получили штрафы, которые позже были отменены.
Эспинал, которая носит на шее четки и большую часть своей жизни посещала католические церкви, теперь ходит в меннонитскую церковь, где она провела свое заключение.
Она живет со своей семьей в Колумбусе и сказала, что хочет изучать косметологию и работает с адвокатом, чтобы надеяться получить постоянный вид на жительство.
«Моя цель — исправить свой иммиграционный статус и по возможности получить гражданство, если на то будет воля Божья», — написала она в текстовом сообщении Лии.
Другой документальный фильм, вышедший в 2018 году, «Сантуарио», рассказывает о Хуане Лус Тобар Ортега, иммигрантке из Гватемалы без документов, которая нашла убежище в епископальной церкви в Гринсборо, Северная Каролина.