Умер епископ Джон Шелби Спонг, неформальный лидер прогрессивного христианского движения

Новости

Умер епископ Джон Шелби Спонг, автор бестселлеров и священнослужитель, известный своей прогрессивной теологией в Епископальной церкви. Ему было 90 лет.

«С большой печалью мы сообщаем о смерти преподобного Джона Шелби Спонга. Он мирно скончался во сне в воскресенье утром», — объявила в воскресенье (12 сентября) епископальная церковь Святого Павла в Ричмонде, штат Вирджиния, где Спонг когда-то был пастором.

Спонг стал известен как епископ епархии Ньюарка, где он прослужил более двух десятилетий и в 1989 году рукоположил первого открытого священника-гея в Епископальной церкви. К моменту ухода на пенсию он рукоположил около трех десятков священников ЛБГТК в епархии, сообщила в 2013 году служба новостей Religion News Service.

По словам епископа Бонни Перри из епископальной епархии Мичигана, он также отстаивал интересы женщин-священниц, следя за тем, чтобы любая церковь в его епархии, ищущая нового священника, проводила собеседование хотя бы с одной женщиной-кандидатом.

Это поставило его на много лет вперед по сравнению с лидерами Епископальной церкви, сказала Перри. «Он был частью поворота к идее, что мы не епископальная церковь вашего деда», — сказала она. «Он провел черту на песке в этом вопросе».

Спонг родился в Шарлотте, Северная Каролина, в 1931 году и в детстве посещал фундаменталистские церкви. После смерти отца, когда Спонгу было 12 лет, он нашел наставника в лице епископального священника Роберта Крэндалла, под влиянием которого он поступил в Виргинскую теологическую семинарию и окончил ее в 1955 году. Он служил в епископальных церквях Северной Каролины и Вирджинии, пока в 1979 году его не назначили главой епархии Ньюарка.

Перри вспоминал Спонга как «замечательного, удивительного южного джентльмена», который использовал свое положение и привилегии на благо других и верил в инклюзивность и справедливость.

«Мы поклоняемся человеку, для которого все было направлено на инклюзивность — Сыну Божьему, который действительно ясно осознавал, что воплотился в этом мире и включил в него всех», — сказала Перри. «Если мы пытаемся создать деноминации, которые направлены на исключение людей, нам конец».

Автор более десятка книг, Спонг умел донести сложную теологию до простых читателей, говорит Келли Хьюз, президент компании DeChant-Hughes & Associates по связям с общественностью и давний книжный публицист, специализирующийся на религиозной мысли.

Хьюз работала со Спонгом над рядом книг, начиная с «Жизнь во грехе: Епископ переосмысливает человеческую сексуальность», ставшей прорывной книгой Спонга в конце 1980-х годов, и «Грехи Священного Писания», о которой написал ведущий кабельного телевидения Билл О’Рейли.

По словам Хьюза, во время книжных туров Спонг собирал толпы в сотни человек, многие из которых были христианами ЛГБТК и ищущими или их родителями.

Будучи в душе пастором, Спонг проводил время, общаясь с людьми на этих книжных мероприятиях, чтобы они чувствовали себя увиденными и желанными, говорит Хьюз. Он также общался с читателями, которые были христианами, но «не хотели оставлять свои мозги за дверью», как часто выражался Спонг.

«Благодаря ему они чувствовали, что могут оставаться в церкви», — сказал Хьюз.  

Либеральные взгляды Спонга на богословие были встречены гневом и отвергнуты критиками, которые считали, что он проповедует нечто отличное от христианства, что было расценено как предательство его роли епископа, призванного защищать веру.

Он был частью движения писателей, которые считали, что христианская вера должна адаптироваться к меняющемуся миру, чтобы иметь жизнеспособное будущее, и которые часто отвергали чудеса или другие духовные части Библии.

«Мы — люди космического возраста», — сказал он RNS в 2013 году. «Я лишь хочу сказать, что мир, в котором родилась христианская церковь, — это не тот мир, в котором живем мы, и если ограничить ее рамками того мира, в котором она родилась, христианство умрет, потому что этот мир умирает».

Хотя некоторые из его взглядов на роль женщин и ЛГБТК в церкви стали общепринятыми в некоторых протестантских деноминациях, его теология не стала таковой.

Он считал себя христианином — даже если другие видели в нем еретика.

«Всем сердцем я считаю себя христианином», — сказал он RNS в 2013 году. «Но в будущем я вижу христианство, которое настолько радикально отличается от того христианства, в котором я вырос, что, думаю, найдутся люди, которые скажут, что эти два понятия не связаны. Но я думаю, что они связаны».

Более двух десятилетий епископства Спонга совпали с затяжным периодом упадка в Епископальной церкви. Консерваторы критиковали либеральную теологию Спонга, который отрицал такие христианские доктрины, как девственное рождение или воскресение Иисуса.

Диана Батлер Басс считает, что упадок деноминации скорее всего является результатом таких факторов, как снижение рождаемости и недоверие к организованной религии, указывая, что потери в посещаемости затронули все основные протестантские церкви и другие преимущественно белые деноминации, такие как Южная баптистская конвенция.

Басс сказала, что в Епископальной церкви дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не Спонг.

«Джек мощно говорил с поколением людей, которые достигли совершеннолетия в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. И его работа привела многих из этих людей обратно в церковь», — сказала она.

По словам Басс, помимо его критики консервативного христианства, Спонга следует помнить как церковного лидера, который отстаивал идею принятия всех людей.

«Одна из вещей, которую всегда делал Джек, это то, что он постоянно пытался заставить религиозные институты принимать людей, которые были неприемлемы», — сказала она. «И даже когда люди говорят о том, что он отвергал общепринятые или традиционные доктрины, на самом деле он пытался заставить людей принять другое будущее. Он смотрел вперед и говорил, что то, как мы рассказываем истории, вероятно, не будет работать, когда мы двинемся в будущее».

В 2013 году в интервью Religion News Service Спонг рассказал о своей духовности и убеждениях, которые, по его словам, стали глубже с возрастом.

«Чем старше я становлюсь, тем глубже я верю, но тем меньше у меня убеждений», — сказал он, процитировав пословицу, однажды переданную ему одним пожилым епископом. «И я думаю, что, возможно, именно в этом я и нахожусь. У меня есть своего рода мистическое осознание (Бога), которое невозможно описать, но я не могу избежать этого. Когда меня просят дать определение Богу, я почти ничего не могу сказать».

У Спонга остались жена Кристина и три дочери.

Расскажите друзьям