Эстония часто считается одной из самых светских стран мира, «поэтому то, что я обязательно привезу с собой, — это опыт участия в Божьей миссии и возможность делиться Словом Божьим с людьми в таком светском обществе». Познакомьтесь с преподобной Анной Бургхардт из Эстонской евангелическо-лютеранской церкви, которая 1 ноября вступила в новую должность Генерального секретаря Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ).
Родившись в 1975 году, в эпоху советской оккупации, она сама выросла в атеистической семейной среде. Хотя ее дедушка и бабушка были активными членами лютеранской церкви, ее отец, а также тетя и бабушка были депортированы в Сибирь в 1949 году. «Многие из тех, кто прошел через этот опыт, очень остерегались участвовать в чем-либо, что могло быть истолковано как нелояльность государству», — объясняет Бургхардт, в результате чего «они держали дистанцию между своими детьми и церковью».
Именно приглашение на класс конфирмации, полученное от школьного друга, направило ее на путь к рукоположению — путь, в который, по ее словам, она поверила бы с трудом, «если бы кто-то предложил мне это 30 лет назад». Ее школа была одной из немногих в Эстонии, где разрешались уроки религиозного образования, и ее дискуссии с одноклассниками и друзьями пробудили интерес к религиозным вопросам. «Все искали свою идентичность, как на национальном уровне, так и, в определенном смысле, на личном», — вспоминает она.
Размышляя о своем собственном пути к вере, Бургхардт говорит, что некоторые люди проходят «путь естественного роста в христианской семье». У некоторых происходит внезапное обращение, «как у апостола Павла». Затем есть «путь, на котором нахожусь я, путь медленного роста через множество вопросов, но через это движение вперед, шаг за шагом, все глубже укореняясь в вере». В 2004 году, спустя десять лет после приглашения в школу, она говорит: «Я оказалась в Таллиннском соборе Святой Марии (Тоомкирик), где меня рукоположили в пасторы, так как я чувствовала, что хочу служить церкви теми дарами, которые мне даны».
За прошедшее десятилетие Бургхардт изучала богословие в престижном Тартуском университете, а также провела время в Германии в Берлинском университете имени Гумбольдта и университете Эрланген-Нюрнберг в Баварии, где работала над докторской диссертацией по православной литургике. «Я представила свою диссертацию на тему «Толкование всенощного бдения в Русской Православной Церкви», — отмечает она. Перед рукоположением она прошла двухлетнюю пасторскую подготовку в Институте теологии Эстонской евангелическо-лютеранской церкви и с тех пор тесно связана с этим институтом.
Одним из ее ключевых нововведений там была разработка магистерской программы под названием «Исследования христианской культуры». По ее словам, она была разработана как «академическая миссия» для тех, кто работает в светском мире, но хочет больше узнать о своей христианской истории и традициях. Многим из этих людей «не хватает основ религиозного языка», отмечает Бургхардт, «поэтому мы хотели предложить учебную программу, которая позволит им понять, как христианство повлияло на европейскую культуру, и, в более широком смысле, какие влияния лежат в основе этой традиции.»
Образование для критического мышления
Программа оказалась чрезвычайно успешной, опираясь на наследие Института, который оставался открытым в советское время. Бургхардт подчеркивает, что на протяжении всего этого периода Институт обеспечивал «академическое образование, гарантирующее, что пасторы будут обучены мыслить дифференцированно, а не только в черно-белых ответах». Сегодня, продолжает она, «когда многие общества сталкиваются с растущей поляризацией, очень важно, чтобы церковь — своим провозглашением, своей работой с людьми — не поддерживала эту черно-белую парадигму, но [скорее] более дифференцированный подход к вещам».
Обучение критическому мышлению является краеугольным камнем в понимании Бургхардт миссии церкви в современном обществе. Она надеется поддержать укрепление сети теологического образования и формирования LWF, сделав материал широко доступным для студентов, не имеющих «доступа к надлежащей подготовке и критическому мышлению». Она также будет использовать свой опыт исследований и обучения в различных областях, включая разрешение конфликтов, консультирование по вопросам ВИЧ и развитие общин в неблагополучных сельских районах.
Экуменизм — еще одна область компетенции нового генерального секретаря, которая до этого в течение пяти лет работала в офисе прихода в Женеве в качестве учебного секретаря LWF по экуменическим отношениям. В этой должности она курировала отношения с англиканами, меннонитами, православными и пятидесятниками. В этот период она также координировала подготовку к 500-летию Реформации и занималась подготовкой материалов для Ассамблеи LWF 2017 года в Намибии.
На повестке дня Бургхардт также стоит укрепление богословской дискуссии вокруг лютеранского понимания рукоположения, чтобы поддержать церкви, которые продвигаются к включению женщин в рукоположенное служение и на руководящие должности. Будучи первой женщиной, возглавившей LWF, она говорит: «Я верю, что во многих регионах и во многих церквях есть женщины, которые чувствуют воодушевление благодаря этому примеру».
Наряду со своими последними обязанностями директора по развитию Института теологии и советника своей церкви по экуменическим и международным отношениям, Бургхардт служит викарием в Ляэне-Харьюском деканате, в основном в двух общинах, расположенных недалеко от Таллинна. Одна из них — небольшая община на бывшей военной базе Палдиски, другая — процветающий приход в городе Кейла, где ее муж, преподобный Маттиас Бургхардт, служит старшим пастором.
У пары есть двое детей, 17 и 10 лет, а также сильная сеть поддержки семьи и друзей, которые, по словам лидера LWF, оказали им неоценимую помощь в «решении логистической головоломки» ее переезда в Женеву. Третий приемный ребенок, Йоханнес, бывший палестинский беженец, которого они приняли в свою семью, сейчас живет в Германии и имеет шестилетнюю дочь.
Поддержка семьи была благословением в жизни Бургхардт с самого начала. Несмотря на отсутствие церковного воспитания в детстве, она вспоминает, что родители «оставили мне много пространства для принятия собственных решений», включая неожиданный выбор изучать теологию. По сей день она помнит слова своего отца, когда она поделилась с ними своим решением стать пастором: «Это не то наследие, к которому я имел возможность быть причастным, но если бы твои бабушка и дедушка были живы сегодня, я знаю, что они бы радовались этому решению». Решение, которому сегодня радуется и всемирное сообщество лютеранских церквей.
LWF/P. Хитчен
ПОДДЕРЖИТЕ НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МЕДИА-ПРОЕКТ! ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ