Архиепископ Хосе Гомес: Размышления о Церкви и новых религиях Америки

Альтернативное мнение

Друзья мои, мне очень жаль, что я не могу быть с вами лично. Но я польщен вашим приглашением выступить на этом уважаемом Конгрессе. 

Вы попросили меня затронуть серьезную, деликатную и сложную тему — подъем новых светских идеологий и движений за социальные перемены в Соединенных Штатах и их последствия для Церкви. 

И конечно, я думаю, мы все понимаем, что то, с чем сталкивается Церковь в Соединенных Штатах, также происходит в вашей стране и в странах Европы, в разной степени и разными способами. 

Исходя из этого понимания, я хочу предложить сегодня свои размышления, состоящие из трех частей. 

Во-первых, я хочу поговорить о более широком контексте глобального движения секуляризации и дехристианизации и о влиянии пандемии. 

Во-вторых, я хочу предложить «духовную интерпретацию» новых движений социальной справедливости и политической идентичности в Америке. 

Наконец, я хочу предложить некоторые евангельские приоритеты для Церкви, когда мы противостоим реалиям настоящего момента.   

Итак, давайте начнем. 

1. Секуляризация и дехристианизация 

Я думаю, мы все знаем, что, несмотря на уникальные условия в Соединенных Штатах, в Испании и других странах Европы уже давно действуют аналогичные широкие модели агрессивной секуляризации. 

В наших странах сформировался элитный руководящий класс, который мало интересуется религией и не имеет реальной привязанности к странам, в которых живет, к местным традициям и культурам. Эта группа, стоящая во главе корпораций, правительств, университетов, СМИ, культурных и профессиональных учреждений, хочет создать то, что мы можем назвать глобальной цивилизацией, построенной на потребительской экономике и руководствующейся наукой, технологиями, гуманитарными ценностями и технократическими идеями об организации общества. 

В этом элитном мировоззрении нет необходимости в старомодных системах верований и религиях. На самом деле, по их мнению, религия, особенно христианство, только мешает обществу, которое они надеются построить. 

Это важно помнить. На практике, как отмечали наши папы, секуляризация означает «де-христианизацию». Уже много лет в Европе и Америке предпринимаются целенаправленные усилия по уничтожению христианских корней общества и подавлению любого оставшегося христианского влияния. 

В своей программе для этого конгресса вы упоминаете «культуру отмены» и «политкорректность». И мы признаем, что часто то, что отменяется и исправляется, — это взгляды, основанные на христианских убеждениях — о человеческой жизни и человеческой личности, о браке, семье и многом другом. 

В вашем и моем обществе «пространство», которое позволено занимать Церкви и верующим христианам, сокращается. Церковные учреждения и предприятия, принадлежащие христианам, все чаще подвергаются оспариванию и преследованиям. То же самое относится к христианам, работающим в сфере образования, здравоохранения, государственного управления и других отраслях. Считается, что исповедание определенных христианских убеждений представляет собой угрозу свободе и даже безопасности других групп населения в нашем обществе. 

Еще один момент. Мы все заметили резкие социальные изменения в наших обществах с приходом коронавируса и то, как наши государственные органы отреагировали на пандемию. 

Я думаю, что история оглянется назад и увидит, что эта пандемия не столько изменила наше общество, сколько ускорила тенденции и направления, которые уже были в действии. Социальные изменения, на которые могли бы уйти десятилетия, сейчас происходят быстрее после этой болезни и реакции нашего общества. 

Это, безусловно, верно и для Соединенных Штатов. 

Новые социальные движения и идеологии, о которых мы говорим сегодня, зарождались и готовились в течение многих лет в наших университетах и культурных учреждениях. Но с напряжением и страхом, вызванными пандемией и социальной изоляцией, а также с убийством безоружного чернокожего человека белым полицейским и последовавшими за этим протестами в наших городах, эти движения полностью высвободились в нашем обществе. 

Этот контекст важен для понимания нашей ситуации в Соединенных Штатах. Имя Джорджа Флойда сегодня известно во всем мире. Но это потому, что для многих людей в нашей стране, в том числе и для меня, его трагедия стала суровым напоминанием о том, что расовое и экономическое неравенство все еще глубоко укоренилось в нашем обществе. 

Мы должны помнить об этой реальности неравенства. Потому что эти движения, о которых мы говорим, являются частью более широкой дискуссии — дискуссии, которая абсолютно необходима — о том, как построить американское общество, которое расширяет возможности для всех, независимо от цвета кожи, места происхождения или экономического положения. 

С этим давайте перейдем к моему следующему пункту.

2. Новые политические религии Америки 

Вот мой тезис. Я считаю, что лучший способ для Церкви понять новые движения социальной справедливости — это понять их как псевдорелигии, и даже как замену и соперничество с традиционными христианскими верованиями. 

С распадом иудео-христианского мировоззрения и ростом секуляризма политические системы убеждений, основанные на социальной справедливости или личной идентичности, заняли место, которое когда-то занимали христианские верования и практика. 

Как бы мы ни называли эти движения — «социальная справедливость», «воук», «политика идентичности», «интерсекциональность», «идеология преемника» — они претендуют на то, что предлагает религия. 

Они дают людям объяснение событий и условий в мире. Они предлагают ощущение смысла, цель жизни и чувство принадлежности к сообществу. 

Более того, как и христианство, эти новые движения рассказывают свою собственную «историю спасения». 

Чтобы объяснить, что я имею в виду, позвольте мне попытаться кратко сравнить христианскую историю с тем, что мы можем назвать историей «проснувшихся» или историей «социальной справедливости». 

Христианская история, в самой простой форме, звучит примерно так: 

Мы созданы по образу Божьему и призваны к благословенной жизни в единстве с Ним и с нашими ближними. У человеческой жизни есть данный Богом «telos», намерение и направление. Через наш грех мы отчуждены от Бога и друг от друга и живем в тени собственной смерти. 

По милости Бога и Его любви к каждому из нас, мы спасены через смерть и воскресение Иисуса Христа. Иисус примиряет нас с Богом и ближними, дает нам благодать преобразиться по Его образу, и призывает нас следовать за Ним в вере, любя Бога и ближнего, трудясь над созиданием Его Царства на земле, в уверенной надежде, что мы будем иметь вечную жизнь с Ним в мире грядущем. 

Такова история христианства. И сейчас, как никогда, Церковь и каждый католик должны знать эту историю и провозглашать ее во всей ее красоте и истине. 

Мы должны это делать, потому что сегодня существует другая история — конкурирующая история «спасения», которую мы слышим в СМИ и в наших учреждениях от новых движений за социальную справедливость. То, что мы можем назвать «проснувшейся» историей, выглядит примерно так: 

Мы не можем знать, откуда мы пришли, но мы знаем, что у нас есть общие интересы с теми, кто разделяет наш цвет кожи или наше положение в обществе. Мы также с болью осознаем, что наша группа страдает и отчуждена не по нашей вине. Причина нашего несчастья в том, что мы являемся жертвами угнетения со стороны других групп общества. Мы освобождаемся и находим искупление в постоянной борьбе с нашими угнетателями, в борьбе за политическую и культурную власть во имя создания общества справедливости. 

Очевидно, что это мощный и привлекательный нарратив для миллионов людей в американском обществе и в обществах по всему Западу. Фактически, многие ведущие американские корпорации, университеты и даже государственные школы активно продвигают и преподают это видение. 

Эта история черпает свою силу в простоте своих объяснений — мир делится на невинных и жертв, союзников и противников. 

Но эта история привлекательна еще и потому, что, как я уже говорил, она отвечает на реальные человеческие нужды и страдания. Люди страдают, они чувствуют дискриминацию и лишены возможностей в обществе. 

Мы никогда не должны забывать об этом. Многие из тех, кто присоединяется к этим новым движениям и системам убеждений, руководствуются благородными намерениями. Они хотят изменить условия в обществе, которые лишают мужчин и женщин их прав и возможностей для хорошей жизни. 

Конечно, мы все хотим построить общество, которое обеспечит равенство, свободу и достоинство для каждого человека. Но мы можем построить справедливое общество только на фундаменте истины о Боге и человеческой природе. 

Это постоянное учение нашей Церкви и ее пап вот уже почти два столетия. 

Наш почетный Папа Бенедикт XVI предупреждал, что затмение Бога ведет к затмению человеческой личности. Снова и снова он говорил нам: когда мы забываем Бога, мы больше не видим образ Божий в нашем ближнем. 

Папа Франциск убедительно говорит о том же в послании «Fratelli Tutti»: если мы не верим, что Бог — наш Отец, у нас нет причин относиться к другим как к своим братьям и сестрам.

Именно в этом и заключается проблема.  

Современные критические теории и идеологии глубоко атеистичны. Они отрицают душу, духовное, трансцендентное измерение человеческой природы; или считают, что оно не имеет никакого значения для человеческого счастья. Они сводят то, что значит быть человеком, к сугубо физическим качествам — цвету кожи, полу, представлениям о гендере, этнической принадлежности или положению в обществе. 

Несомненно, мы можем распознать в этих движениях определенные элементы теологии освобождения, они, кажется, исходят из того же марксистского культурного видения. Кроме того, эти движения напоминают некоторые ереси, которые мы находим в истории церкви.  

Подобно ранним манихеям, эти движения рассматривают мир как борьбу между силами добра и силами зла. Как и гностики, они отвергают творение и тело. Они считают, что человек может стать тем, кем решит себя сделать.   

Эти движения также являются пелагианскими, считая, что искупление может быть достигнуто нашими собственными человеческими усилиями, без Бога. 

И в качестве последнего пункта я бы отметил, что эти движения утопичны. Они, кажется, действительно верят, что мы можем создать своего рода «рай на земле», совершенно справедливое общество, благодаря нашим собственным политическим усилиям.   

И снова, друзья мои, я хочу сказать следующее: Я считаю, что для Церкви важно понять и привлечь эти новые движения — не с социальной или политической точки зрения, а как опасную замену истинной религии. 

Отрицая Бога, эти новые движения утратили истину о человеческой личности. Это объясняет их экстремизм, их жесткий, бескомпромиссный и непрощающий подход к политике. 

А с точки зрения Евангелия, поскольку эти движения отрицают человеческую личность, независимо от того, насколько благими намерениями они руководствуются, они не могут способствовать подлинному процветанию человека. На самом деле, как мы видим в нашей стране, эти сугубо светские движения порождают новые формы социального разделения, дискриминации, нетерпимости и несправедливости. 

3. Что нужно делать 

Это подводит меня к последним размышлениям. Вопрос заключается в следующем: что делать? Как Церковь должна реагировать на эти новые светские движения за социальные изменения? 

Мой ответ прост. Мы должны провозглашать Иисуса Христа. Смело, творчески. Мы должны по-новому рассказать нашу историю спасения. С милосердием и уверенностью, без страха. Это миссия Церкви в любой эпохе и в любой культурный момент. 

Нас не должны пугать эти новые религии социальной справедливости и политической идентичности. Евангелие остается самой мощной силой социальных изменений, которую когда-либо видел мир. И Церковь с самого начала была «антирасистской». Все включены в ее весть о спасении. 

Иисус Христос пришел, чтобы возвестить о новом творении, о новом мужчине и новой женщине, которым дана сила стать детьми Божьими, обновленными по образу их Творца. 

Иисус учил нас знать и любить Бога как своего Отца, и Он призвал Свою Церковь нести эту благую весть до края земли — собрать из всех рас, племен и народов единую всемирную Божью семью. 

В этом был смысл Пятидесятницы, когда мужчины и женщины из всех народов под небесами услышали Евангелие на своем родном языке. Именно это имел в виду святой Павел, когда говорил, что во Христе нет ни иудея, ни грека, ни мужеского пола, ни женского, ни раба, ни свободного. 

Конечно, в Церкви мы не всегда жили в соответствии с нашими прекрасными принципами и не всегда выполняли миссию, возложенную на нас Христом. 

Но миру не нужна новая светская религия, которая заменит христианство. Ему нужны вы и я, чтобы быть лучшими свидетелями. Лучшими христианами. Давайте начнем с того, что будем прощать, любить, жертвовать ради других, отбросим такие духовные яды, как обида и зависть. 

Лично я нахожу вдохновение в святых и святых деятелях в истории моей страны. 

В этот момент я обращаюсь в первую очередь к служительнице Божьей Дороти Дэй. Для меня она является важным свидетельством того, как католики могут работать над изменением нашего социального порядка через радикальную отрешенность и любовь к бедным, основанную на Блаженствах, Нагорной проповеди и делах милосердия. 

Она также остро чувствовала, что прежде чем мы сможем изменить сердца других, мы должны измениться сами. 

Однажды она сказала: «Я слишком ясно вижу, насколько плохи люди. Хотела бы я не видеть этого. Это мои собственные грехи дают мне такую ясность. Но я не могу сильно беспокоиться о ваших грехах и страданиях, когда у меня так много своих собственных. … Моя молитва изо дня в день состоит в том, чтобы Бог так расширил мое сердце, чтобы я видел всех вас и жил со всеми вами в Его любви». 

Именно такое отношение необходимо нам сейчас, когда наше общество так поляризовано и разделено. 

Я также черпаю вдохновение в свидетельстве преподобного Огастуса Толтона. Это удивительная и поистине американская история. Он родился в рабстве, бежал на свободу вместе со своей матерью и стал первым чернокожим человеком, рукоположенным в священники в нашей стране. 

Отец Толтон однажды сказал: «Католическая церковь осуждает двойное рабство — рабство разума и рабство тела. Она стремится освободить нас от обоих». 

Сегодня нам нужна эта уверенность в силе Евангелия. 

Сейчас мы рискуем скатиться к новому «трайбализму», дохристианскому представлению о человечестве, разделенном на конкурирующие группы и группировки. 

Нам необходимо жить и провозглашать Евангелие как истинный путь к освобождению от любого рабства и несправедливости, духовной и материальной. В нашей проповеди и практике, и особенно в нашей любви к ближним, мы должны свидетельствовать о прекрасном Божьем видении нашего общего человечества — нашего общего происхождения и общей судьбы в Боге. 

Наконец, в этот час, я думаю, Церковь должна быть голосом индивидуальной совести и терпимости, и мы должны способствовать большему смирению и реализму в отношении человеческого состояния. Признание нашей общей человечности означает признание нашей общей слабости. Правда в том, что все мы грешники, люди, которые хотят поступать правильно, но часто не делают этого. 

Это не значит, что мы остаемся пассивными перед лицом социальной несправедливости. Никогда! Но мы должны настаивать на том, что братство не может быть построено на вражде или разделении. Истинная религия не стремится причинить вред или унизить, разрушить средства к существованию или репутацию. Истинная религия предлагает путь, на котором даже самые страшные грешники могут найти искупление. 

И последняя мысль, друзья мои. И это реальность Божьего провидения. Нам нужно держаться за это сверхъестественное понимание, потому что это правда: Любящая рука Бога по-прежнему направляет нашу жизнь и ход событий в странах. 

В Штатах Церковь готовится отметить в следующем месяце 490-ю годовщину явления Богоматери Гваделупской, которая знаменует собой подлинное духовное основание Америки. 

И уже сейчас мы видим признаки подлинного религиозного пробуждения, происходящего в Америке, под всеми противоречиями нашей политики, продолжающимися тучами пандемии, всей неопределенностью того, куда движется наша страна. 

Я уверен, что мы увидим, как это духовное пробуждение будет расти и распространяться в ближайшее десятилетие, по мере того, как мы будем приближаться к 500-летию явления. 

И слова Богоматери в Тепейаке продолжают укреплять и вдохновлять меня: «Не здесь ли Я, Я, Которая есть твоя Мать? Разве ты не в Моей тени, не под Моей защитой?». 

Спасибо за приглашение и за то, что вы слушаете меня сегодня. Да благословит вас всех Господь, и пусть Богоматерь Гваделупская продолжает ходатайствовать за нас!

Его Высокопреосвященство Хосе Х. Гомес

Архиепископ Лос-Анджелеса

Выступление по видеосвязи на
Конгрессе «Католики и общественная жизнь
Мадрид, Испания
4 ноября 2021 года 

ПОДДЕРЖИТЕ НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МЕДИА-ПРОЕКТ! ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ

Расскажите друзьям