Библейско-богословские размышления на тему вакцинации

Главное Духовность

Эта статья представляет собой слегка отредактированную версию комментариев, первоначально опубликованных в разделе «Служение здоровья» Генеральной конференции церкви Адвентистов Седьмого Дня.

Слово «вакцинация» не встречается в Библии. То же самое можно сказать и о многих других важных медицинских терминах, таких как «витамин», «переливание крови», «высокое кровяное давление», «пересадка почки», «инъекция», «таблетка» и т.д. В Библии не упоминается движение «Матери против пьянства за рулем», кампании против курения, инструкции по занятиям в спортзале, важность пить свежий воздух и воду, мыть руки перед каждым приемом пищи, чистить зубы и т.д. Мы могли бы составить гораздо более длинный список таких хороших советов, которые не рассматриваются непосредственно в Писании.

Что в вашей Библии?

Будет ли этот более длинный список включать команду «Сделайте прививку!», или «Не вакцинировать!»? Мы должны иметь страх Божий при принятии решения о вакцинации или отказе от нее. Хотя Библия не является медицинским учебником по здоровью, ее учение может помочь в борьбе с дезинформацией как по общим вопросам, так и по вопросам здоровья. Писание предлагает важные принципы здоровья, которые должны быть (а) основой для таких размышлений, (б) полезными и (в) элементами, которые мы можем внедрить в нашу повседневную жизнь. Общее правило простое: все, что находится в гармонии с библейскими принципами здоровья и не противоречит им, является допустимым. Кто-то может возразить и сказать, что это может быть рекомендовано, если необходимо сохранить здоровье или жизнь.

Действия, которые находятся в гармонии с Божьим откровением, разрешены, даже если они прямо не упомянуты в Библии. Такие мероприятия, как проведение субботней школы или совместная трапеза по субботам после богослужения; ежеквартальное празднование Святого Причастия; строительство школ и больниц; организация церковных конференций, общин и т.д. Другими словами, запрещено (1) делать что-либо, противоречащее прямым повелениям Бога, и/или (2) противоречит общим принципам жизни, выраженным в Слове Божьем.

Эти два принципа четко соответствуют первым двум заповедям, которые Бог дал Адаму в Эдемском саду: «И тогда Господь Бог дал такую заповедь человеку: «Ты можешь есть плоды любого дерева в саду, но не с дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов, ибо в тот же день, как отведаешь их, непременно умрешь».» (Бытие 2:16-17 BTI). Обратите внимание, что Бог сначала дал свободу, создав безопасное место для жизни и роста людей (общее правило), а затем установил четкие границы: вы не должны есть с одного дерева, «дерева познания добра и зла». Это было конкретное повеление. Нет необходимости перечислять все, что разрешено: можно есть с яблони, апельсинового дерева, смоковницы, груши, бананового дерева и т.д. Все это было включено в общее заявление о свободе «есть от всякого дерева в саду». Однако конкретный запрет должен быть четко сформулирован.

То же самое правило разума должно быть применено к вопросу вакцинации: то, что не запрещено, допустимо, если это соответствует богооткровенным принципам здоровья.

Правила вакцинации — и многое другое.

Действительно, с библейско-богословской точки зрения, важность вакцинации можно аргументировать по-разному. Когда вы молитесь и размышляете, учитывайте следующие принципы:

Бог — единственный целитель, истинный врач, который может исцелить все наши болезни (Второзаконие 7:15; 28:60; Псалом 103:3; Лука 4:40; 6:18; 7:21). В Исходе 15:26 Бог обещал, что ни одна болезнь (или мор), которую Он послал на Египет, не постигнет израильтян, если они будут следовать Его повелениям. Он также защитит Свой народ во время семи последних казней, как Он защитил Израиль от казней египетских (см. Откровение 16). Нет такой болезни, которую Он не мог бы исцелить. Он — источник и податель жизни для Своих детей. Он дает жизнь в полной мере (Иоанна 11:25; 14:6). Научная и традиционная медицина могут быть полезны. Но только Господь Небес может дать уверенность в том, что Он сохранит и восстановит здоровье, когда пожелает.

Бог создал людей по Своему образу и подобию (Бытие 1:27) как разумные существа, чтобы использовать свой разум для рассуждения, получения знаний и различения того, что правильно, хорошо и полезно. Люди должны использовать здравый смысл, когда сталкиваются с жизненными проблемами. Мы — разумные существа, и наш Создатель наделил нас способностью думать и судить о том, что лучше для нашего здоровья. Наш Господь хочет, чтобы мы заботились о своем теле и жили ответственной жизнью, потому что мы ответственны перед Ним. Павел ясно говорит: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы получили от Бога, и вы потому не принадлежите себе? Вы куплены, да какою ценою! Пусть же тело ваше приносит честь Богу.» (I Послание в Коринф 6:19-20 BTI, а также I Послание в Коринф 3:16, 17; II Послание в Коринф 5:10). Наше духовное здоровье тесно связано с нашим физическим, умственным, эмоциональным и социальным благополучием.

Нам не всегда нужно «так говорит Господь», чтобы знать, что делать или не делать, потому что Он может показать нам, и мы можем видеть положительные и отрицательные последствия многих решений, которые мы принимаем, и последующих действий. Однако все, что мы делаем, должно быть основано на библейских принципах.

Когда мы думаем о вакцинации, мы видим, что этот продукт предназначен для спасения жизней. Она была создана людьми, которым Бог дал способность мыслить и быть творческими. Мы можем поблагодарить Бога за мудрость, которую Он дает специалистам, занимающимся исследованиями и изобретениями. И мы можем благодарить Его и Его человеческие ресурсы, профессию врача, за то добро, которое они делают для сохранения и восстановления жизни (Дан. 12:4).

Мы не должны ожидать, что Бог будет работать для нас, если мы пренебрегаем основными принципами жизни и небрежно, предвзято, лениво или безрассудно применяем их в своей жизни. Молитвы о знании недостаточно для успеха. Это также требует усердного изучения. Опять же, недостаточно молиться о Божьей помощи в сборе хорошего урожая, а затем не желать возделывать поля и усердно ухаживать за посевами. Точно так же с нашей стороны было бы безрассудством и самонадеянностью просить Бога дать нам хорошее здоровье, в то время как мы невежественны в принципах здоровья и не желаем изучать и применять результаты современной медицины, которые Он дал нам открыть, чтобы помочь страдающему человечеству. Мы должны усердно трудиться под Божьим руководством и благословением. «Напрасно трудятся строители дома, если Сам Господь не возводит его. И напрасно ночью бодрствует страж, если Сам Господь не хранит город.» (Псалтырь 126:1 BTI)

Бог хочет, чтобы мы поддерживали себя и всех остальных в наилучшей форме и состоянии (3 Иоанна глава 2), чтобы мы не только жили дольше, но и могли служить другим и быть полезными как можно дольше. Зачем умирать преждевременно только потому, что мы отвергаем доступные средства защиты и продления нашей жизни, позволяющие нам быть благословением для других?

Бог повелевает нам сохранять жизнь и заботиться о здоровье наших ближних (Лев. 19:18; Иез. 34:4, 16). В этом смысле вакцинация — это бескорыстный поступок, способствующий благополучию и защите других людей. В долгосрочных исследованиях последствий вакцинации еще много неизвестного, но преимущества значительно перевешивают известные и потенциальные проблемы. Поэтому вакцинация — это акт сострадания и доброты, поскольку она помогает защитить других людей от серьезных заболеваний, госпитализации и смерти.

Молитва об исцелении и жизни не отменяет необходимости принимать лекарства, делать операции или вакцинацию. Умение применять их зависит от жизненных ситуаций. На ум приходят несколько примеров из Библии. Бог мог бы совершить чудо и мгновенно исцелить умирающего царя Езекию Своей силой, но вместо этого Он решил исцелить его листьями смоковницы (2 Царств 20:5-7; Исаия 38:21). Бог обещал исцелить его, но именно пророк принес благую весть и повелел приложить к его ране смоковный лист.

Иисус мог бы исцелить слепого только Своим словом, но Он использовал землю, смешанную с плевком. Он также заставил человека пойти и умыть глаза, чтобы обрести зрение (Иоанна 9:1, 6, 7). Нааману пришлось семь раз омыться в реке Иордан, чтобы исцелиться от проказы (2 Царств 5:10-14). Во всех этих случаях Бог-чудотворец решил научить, что между Богом и людьми должно быть тесное сотрудничество с использованием доступных средств. Вакцины сохраняют здоровье и останавливают распространение болезней, и «разумное использование рациональных средств не является отрицанием веры» (2).

Профилактика всегда важнее лечения. Библия повелевает нам избегать болезней (Иоанна 10:10; 1 Коринфянам 6:20; 3 Иоанна 2). Здоровые и физически развитые тела — это слава Творцу. Мотивацией каждого здравомыслящего христианина должно быть не только сохранение собственного здоровья и безопасности, но и здоровья и безопасности своей семьи и общества. Быть здоровым — это не только прививки, но и развитие и поддержание сбалансированного образа жизни, который обеспечивает хорошее психическое, физическое и эмоциональное здоровье, чтобы мы могли служить Богу и другим людям наиболее эффективным образом как можно дольше. Елена Уайт предупреждает: «Учите людей исправлять привычки и действия, связанные со здоровьем, помня, что унция профилактики стоит фунта лечения. Лекции и исследования окажутся наиболее ценными в этой области.»(3) Вакцинация — это то, что предотвращает распространение потенциально смертельного вируса внутри нас или через нас среди других людей. Вакцинация, которая не является магией, должна быть поддержана. Этого можно достичь с помощью мудрого выбора, например, жить духовной, молитвенной жизнью, вести здоровый образ жизни, свидетельствовать духовно и доверять Богу. Эти действия указывают на вакцинацию, когда она необходима и доступна. Вакцинация должна проводиться в меру наших знаний и здоровья.

Медицинская наука и вера тесно взаимодействуют и должны применяться вместе. Они дополняют друг друга. Творчество и изобретательность — это дар Божий. Научные данные однозначно свидетельствуют: вакцины спасают жизни. Их побочные эффекты в основном незначительны и временны. Многочисленные положительные аспекты перевешивают минимальные отрицательные стороны и риски для здоровья. Как говорит Елена Уайт: «Бог — автор науки. . . . невежество может пытаться поддержать скептицизм, апеллируя к науке; но вместо того, чтобы поддерживать скептицизм, истинная наука предоставляет новые доказательства Божьей мудрости и силы. При правильном понимании наука и письменное слово совпадают, и каждое из них освещает другое. Все вместе они ведут нас к Богу, учат нас чему-то мудрому и благотворному в законах, через которые Он действует» (4).

Дело не в этом.

Утверждение, что вакцинация против COVID-19 означает получение начертания зверя из Откровения и что она изменит вашу ДНК, является грубым нарушением Писания. Такая дезинформация связана с путаницей относительно мРНК-основы для вакцинации против коронавируса и SARS. В различных теориях заговора библейские тексты используются крайне неподобающим образом, чтобы вызвать страх и зависимость от ложных «учителей». Библейские пророки не говорят против вакцинации. Вакцинация не имеет ничего общего с начертанием зверя или ложным вавилонским учением. На это есть несколько причин:

Начертание зверя — это ложная религиозная система, направленная против Бога, Его народа и Его закона.

Начертание зверя — это извращение характера Божьей любви через принятие небиблейских доктрин о святости и бессмертии души, включая вечные мучения в аду.

Начертание зверя — ложное поклонение, включающее духовно ядовитые доктрины, которые Писание называет вавилонским учением, отражающим путаницу Вавилонской башни.

С другой стороны, печать Божья — это небесное подтверждение того, что верующий испытал истинный покой и мир в Иисусе Христе; такой покой, во всей его полноте, включает в себя соблюдение и святое хранение библейской субботы как знака Бога, нашего Творца и Искупителя, выражающего верность всеобъемлющему спектру библейских доктрин, в центре которых находится Триединый Бог. Те, кто имеет печать Бога, любят, почитают и прославляют Его как своего Творца и Спасителя. Их характер и образ жизни отражают их опыт постоянного уподобления Христу. Такая жизнь по Божьей благодати объединяет и обновляет нашу физическую, эмоциональную, духовную и социальную жизнь через Его Слово и силу Святого Духа.

Связь Елены Уайт с вакцинами.

Елена Уайт ничего не писала о прививках. Но ее жизнь и практика поддерживают и подтверждают размышления, изложенные в этой статье. Уайт сама делала прививки и призывала других делать прививки, по крайней мере, по двум причинам: (1) состояние нашего собственного здоровья позволяет нам эффективно служить другим; и (2) вакцинация предотвращает передачу болезни и заражение других людей. По словам очевидца Д. Е. Робинсона, одного из ее секретарей, Уайт призывала других делать прививки от оспы и сама была привита: «Елена Уайт была привита и призывала своих помощников, которые были связаны с ней, делать прививки». Она знала, что это защитит ее и других: «Она также знала об опасности, что они могут заразить других, если не примут эту меру предосторожности».(5) Она мудро советовала: «Те, кто ищет исцеления через молитву, не должны забывать пользоваться средствами и средствами, которые доступны на местах. Не является отрицанием веры использование таких средств, которые предоставил Бог, чтобы облегчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению. . . .

Бог дал нам возможность получить знания о законах жизни, и они доступны для нашего использования. Мы должны максимально использовать любую возможность для восстановления здоровья, используя все возможные преимущества работы в соответствии с законами природы. Когда мы помолились о выздоровлении больного, мы можем работать с еще большей энергией, благодаря Бога за привилегию сотрудничать с Ним и прося Его благословения средствами, которые Он Сам предоставил.»(6)

Заключение.

Вакцины спасают жизни, останавливая распространение болезней, но слишком долгое промедление создает проблемы для многих, когда уже слишком поздно что-то изменить. Вакцины предотвращают осложнения, связанные с плохим здоровьем. Применение Божьих благословений спасает жизни и защищает других.

Мы не нашли в Библии ничего, что отговаривало бы людей от вакцинации. Напротив, основываясь на библейском материале, мы настоятельно рекомендуем эту профилактическую меру людям, не имеющим особо серьезных проблем со здоровьем. Если наше тело не принадлежит нам, и мы ответственны перед Богом за то, как мы заботимся о нем, и если Бог будет держать нас в ответе за нашу любовь к ближнему, то забота о собственном здоровье, как и о здоровье ближнего, крайне необходима. Павел ясно говорит, что «едите ли вы, пьете или иное что делаете — делайте всё во славу Божию» (I Послание в Коринф 10:31 BTI). Вакцинация принесет славу Богу, помогая нам и другим людям жить более безопасной жизнью.

Нам нужна благочестивая мудрость, чтобы знать, как получить наилучшую информацию и принять правильное решение. В этом процессе принятия решений помогает информация, предоставляемая научно обоснованной наукой, которая позволяет нам выбирать наилучшие варианты для конкретных жизненных ситуаций. Елена Г. Уайт одобряет этот подход. Результат может служить целям миссии: «Если они [неверующие] увидят, что мы здоровы, они охотнее поверят, что мы здоровы в библейской доктрине»(7) С другой стороны, она ясно предупреждает: «Но когда люди, выступающие за реформу, доводят дело до крайности и непоследовательны в своих действиях, люди не виноваты, если они начинают ненавидеть реформу здравоохранения. . . … Эти люди делают ту работу, которую сатана хочет видеть продолжающейся» (8).

Вместе с Богом мы можем преодолеть пандемию Ковида. Пусть Он милостиво даст нам способность выбирать и силу действовать бескорыстно в соответствии с Его волей, чтобы Он благословил нас, а мы стали благословением для других. Елена Уайт мудро советует: «Божьи чудеса не всегда выглядят как чудеса на поверхности. Часто они совершаются таким образом, что выглядят как естественный ход событий. . . .

Мы молимся, чтобы нас защитили от чумы, которая ходит во тьме, которая с такой силой преследует мир; мы должны сотрудничать с Богом, соблюдая законы здоровья и жизни. Сделав все, что в наших силах, мы должны с верой молиться о здоровье и силе. . . . …Бог не ободряет нас тем, что Он сделает для нас то, что мы можем сделать для себя сами» (9).

Учитывая, что Елена Уайт решила сделать прививку сама и для блага общества, кажется, что нам дан хороший пример для подражания.

Иржи Москала

декан Теологической семинарии адвентистов седьмого дня и профессор экзегетики и теологии Ветхого Завета в Университете Эндрюса в Берриен Спрингс, штат Мичиган.

  1. Библейские цитаты приводятся по изданию Библии — Современный русский перевод под редакцией М.Кулакова
  2. Ellen G. White, Selected Messages(Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1958, 1980), book 2, p. 346.
    Ibid., book 2, p. 280.
  3. Ellen G. White, Counsels to Parents, Teachers, and Students(Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1913), p. 426.
  4. Ellen G. White, Selected Messages, book 2, p. 303.
  5. Ellen G. White, The Ministry of Healing(Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), pp. 231, 232.
  6. Ellen G. White, Counsels on Health(Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1923), p. 452.
  7. Ellen G. White, Testimonies for the Church(Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1948), vol. 2, p. 377.
  8. Ellen G. White, Selected Messages, book 2, p. 346.

ПОДДЕРЖИТЕ НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МЕДИА-ПРОЕКТ! ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ

Расскажите друзьям