Черные католики с тревогой отреагировали на то, что Гомес назвал протесты «псевдорелигиями»

Альтернативное мнение

Священник Брайан Массингейл, ведущий католический теолог в США, говорит, что он прочитал речь архиепископа Лос-Анджелеса Хосе Гомеса перед католической группой в Испании 4 ноября с «тревогой и недоверием».

Гомес, который также является президентом Конференции католических епископов США, утверждал, что некоторые современные движения социальной справедливости являются вдохновленными марксизмом антихристианскими «псевдорелигиями».

«У него серьезное непонимание, а возможно, даже умышленное невежество в отношении целей и мотивов современных движений социальной справедливости», — сказал Массингейл, теолог Фордхэмского университета и автор книги «Расовая справедливость и католическая церковь».

Массингейл и другие черные католики рассказали NCR, что они были потрясены тем, как Гомес представил современные движения за социальную справедливость, включая антирасистское движение в США, как гневное выражение разъедающего секуляризма, проталкиваемого «элитным классом лидеров».

«Например, он в общих чертах характеризует движения социальной справедливости, такие как Black Lives Matter, как псевдорелигии, основанные на глубоко атеистических идеологиях, которые враждебны католической вере», — сказал Массингейл.

«Напротив, большинство черных католиков, которых я знаю, выступают за Black Lives Matter именно из-за нашей веры во всеобщее человеческое достоинство всех людей как образов Божьих», — добавил Массингейл. «Мы заявляем, что Black Lives Matter именно из-за нашей верности тому, что архиепископ называет христианской историей».

Тиа Ноэль Пратт, директор по миссионерскому взаимодействию и стратегическим инициативам и профессор социологии в университете Вилланова, сказала, что выступление Гомеса дает понять католикам, которые являются цветными людьми или участвуют в борьбе с расизмом, что президент конференции епископов не солидарен с ними.

«Это разочаровывает, потому что президент [конференции] должен, на самом деле, делать больше, чем просто проявлять солидарность. Он должен быть активистом борьбы с расизмом в своем собственном праве», — сказала Пратт.

Алессандра Харрис, соучредитель интернет-издания Black Catholic Messenger, сказала NCR, что одним из ее непосредственных выводов из речи Гомеса было то, «насколько не в тему и ошибочна» его интерпретация движений социальной справедливости в Америке.

Харрис отметила, что Папа Франциск в своем видеообращении к четвертой Всемирной встрече народных движений 16 октября высоко оценил активистов, протестующих против жестокости полиции и расизма, как «коллективного самаритянина», который не отвернулся, увидев «рану человеческого достоинства, нанесенную таким злоупотреблением властью».

Харрис сказал: «Сегодняшние движения за социальную справедливость уходят корнями в те самые идеалы, которые исповедуют католики: что вся жизнь священна, что наименьшие среди нас заслуживают уважения и защиты, и что мы должны стремиться положить конец угнетению и ненависти».

Харрис также предположил, что послание Гомеса направлено на то, чтобы «стереть голоса миллионов» цветных католиков и христиан, которые участвуют в антирасистском движении.

«Семьдесят девять процентов чернокожих американцев считают себя христианами, и вам лучше поверить, что большинство этих людей также против расизма», — сказала она. «Он показывает слепое пятно, которое есть у многих лидеров церкви».

Пресс-секретарь архиепархии Лос-Анджелеса сообщила NCR, что Гомес был недоступен для интервью, поскольку на этой неделе он находился в командировке.

Гомес выступил на Конгрессе католиков и общественной жизни в Мадриде по видеосвязи. В конце месяца он должен отправиться в Балтимор на осеннюю ассамблею конференции епископов США, которая пройдет 15-18 ноября.

В своей речи, которую архиепископ опубликовал в Твиттере, Гомес проанализировал современное движение за социальную справедливость через явно консервативную политическую призму. Он использовал терминологию, популярную в правых СМИ, такую как «wokeness» — термин, который консерваторы часто используют, чтобы отвергнуть активистов движения за социальную справедливость.

Гомес также предположил, что все сегодняшние движения за социальную справедливость происходят из «одного и того же марксистского культурного видения». Он явно намекнул на гнев консерваторов по поводу критической расовой теории, когда сказал, что «даже государственные школы активно продвигают и преподают это видение».

Архиепископ далее предупредил, что традиционная христианская перспектива «отменяется» из общественной жизни.

«С распадом иудео-христианского мировоззрения и ростом секуляризма политические системы убеждений, основанные на социальной справедливости или личной идентичности, заполнили пространство, которое когда-то занимали христианские верования и практика», — сказал Гомес, прелат мексиканского происхождения, который в 1978 году был рукоположен в священники Opus Dei, широко консервативного католического движения.

Гомес обсудил сегодняшнюю активизацию социальной справедливости на фоне «глобального движения секуляризации и дехристианизации», которое, по его мнению, поддерживается элитой, не интересующейся религией и «не имеющей реальной привязанности к народам, в которых они живут», или к местным традициям и культурам.

«Новые социальные движения и идеологии, о которых мы говорим сегодня, зарождались и готовились в течение многих лет в наших университетах и культурных учреждениях», — сказал Гомес, который также приписал пандемии COVID-19, социальной изоляции и убийству Джорджа Флойда 25 мая 2020 года то, что эти движения «полностью раскрылись в нашем обществе».

В начале речи Гомес признал, что убийство Флойда белым полицейским, которое вызвало общенациональные протесты, стало «суровым напоминанием о том, что расовое и экономическое неравенство все еще глубоко укоренилось в нашем обществе». Но он утверждал, что современные усилия по обеспечению социальной справедливости, включая антирасистское движение, «не могут способствовать подлинному процветанию человека», потому что, по его словам, они «отрицают человеческую личность».

Но если движение является светским, это не значит, что оно антихристианское, сказала Тиа Ноэль Пратт, которая курирует #BlackCatholics Syllabus, коллекцию ресурсов, связанных с черными католиками в США.

«Убийство Джорджа Флойда показало несправедливость нашего общества только тем, кто носит очки. Для остальных убийство мистера Флойда усилило и высветило то, что мы уже знали», — сказала она.

Пратт добавила, что описание Гомесом движений социальной справедливости как «псевдорелигий», которые «соперничают с традиционными христианскими верованиями», является «оскорблением важной работы» тех, кто участвует в этих движениях, особенно молодежи.

«Как социолог религии, я всю свою взрослую жизнь изучала, писала и понимала, как неравенство встроено в наши социальные системы, как преодолеть это неравенство, чтобы построить системы, основанные на справедливости, а также роль религии как в создании этого неравенства, так и в построении систем, которые являются справедливыми и равноправными», — сказала она.

Пратт раскритиковала другую часть речи Гомеса, где он обсуждал «историю спасения», которую он охарактеризовал как определяемую пагубной борьбой за власть и политическими пристрастиями, основанными на расе и классе.

«Это пренебрежительное отношение не только к нюансам анализа, но и к религиозным организациям — будь то католические, основанные на другой традиции, экуменические или межконфессиональные — которые выполняют кропотливую и необходимую работу по созданию лучшего мира», — сказала Пратт.

Что касается альтернативы движениям социальной справедливости, таким как «Black Lives Matter», Гомес предложил ответ, который он назвал «простым»: «Нам нужно провозглашать Иисуса Христа. Смело, творчески».

Гомес сказал: «Евангелие остается самой мощной силой для социальных изменений, которую когда-либо видел мир. И Церковь с самого начала была «антирасистской»».

Однако заявления архиепископа игнорируют историческую реальность, что христиане, включая католическую церковь, исторически были соучастниками системного расизма и других несправедливостей, включая рабство, сказал Харрис из Black Catholic Messenger.

«Так что, к сожалению, христианство потеряло моральный авторитет для слишком многих людей», — сказал Харрис.

Массингейл из Фордхэмского университета сказал, что Гомес отвергает движения социальной справедливости, потому что они якобы основаны на «политике идентичности». Но, по словам богослова, Гомес ничего не говорит об аналогичной динамике, стоящей за восстанием 6 января в Капитолии США или продолжающимися усилиями в консервативных штатах по ограничению доступа к голосованию, которые Массингейл назвал попытками укрепить политическое господство белых.

«Белый национализм — это настоящая идолопоклонническая псевдорелигия, представляющая серьезную угрозу как национальному единству, так и подлинной христианской вере», — сказал Массингейл. «Тем не менее, архиепископ предполагает, что силы, противостоящие этому движению, являются настоящей угрозой подлинной религии».

Массингейл сказал: «Что меня особенно огорчает, так это то, что нет никаких доказательств того, что архиепископ, будучи президентом епископов страны, предпринял какие-либо усилия, чтобы использовать лучшие научные данные о современных движениях социальной справедливости, которые имеются в американской церкви».

«Есть много преданных католических ученых, особенно цветных, которые могли бы предоставить ему более точный взгляд на современные события», — сказал богослов.

Брайан Фрага

— штатный репортер NCR.

ПОДДЕРЖИТЕ НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МЕДИА-ПРОЕКТ! ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ

Расскажите друзьям