Готовые к молитвам, присутствию и давлению, религиозные общины собрались в минувшие выходные в крупнейшем городе Шотландии, который в течение следующих двух недель будет центром международных обсуждений на критическом этапе глобального ответа на изменение климата, вызванное деятельностью человека.
COP26, сокращенно 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, официально началась около полудня 31 октября.
Саммит проходит в условиях, когда научные данные об изменении климата становятся все более четкими, его последствия становятся все более очевидными во всем мире, а времени для предотвращения наихудших сценариев остается все меньше.
«Мы стоим на переломном этапе истории», — сказала Патрисия Эспиноса, исполнительный секретарь РКИК ООН, во время церемонии открытия. «Человечество стоит перед несколькими суровыми, но ясными выборами. Мы либо выберем быстрое и масштабное сокращение выбросов, чтобы сохранить цель ограничения глобального потепления до 1,5 [градусов Цельсия], либо признаем, что человечество ждет мрачное будущее на этой планете».
Несколько сотен человек собрались на площади Джорджа, в нескольких кварталах от Шотландского центра событий, где только что открылась конференция, чтобы помолиться за мировых лидеров, которые соберутся в течение следующих двух дней для выступлений и встреч на высоком уровне.
«Мы напоминаем правительствам об их обязательствах, взятых в Париже в 2015 году, ограничить глобальное потепление до 1,5 градусов», — говорится в многоконфессиональной декларации, зачитанной на мероприятии и подписанной более чем 50 религиозными лидерами из Шотландии и Великобритании. Эта цель является более строгим максимальным температурным показателем в рамках Парижского соглашения, и ученые заявили, что для того, чтобы удержать этот показатель в пределах нормы, глобальные выбросы парниковых газов должны быть сокращены почти вдвое к 2030 году.
COP26 — это первый раз, когда страны должны представить новые, более амбициозные планы по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением. Это соглашение обязывает страны обновлять свои обязательства каждые пять лет, что придает конференции в Глазго дополнительную важность для достижения сокращения выбросов к 2030 году.
В последнем межконфессиональном заявлении повторяются многие призывы верующих к COP26, с которыми они обращаются уже несколько месяцев, прося правительства быстро и справедливо перевести мировую экономику с ископаемого топлива на возобновляемые источники энергии и выплатить компенсации сообществам, уже пострадавшим от изменения климата.
В то же время религиозные группы рассматривают стремление к нулевым выбросам к середине столетия как возможность достижения более чистой окружающей среды и более устойчивого и справедливого способа сосуществования на нашей планете.
«Несмотря на наши доктринальные и политические различия, мы знаем, что должны изменить наши пути, чтобы обеспечить качество жизни, которое все смогут разделить, и мы должны дать надежду людям всех возрастов, везде, включая будущие поколения. Чтобы дать надежду миру, мы должны быть уверены, что власть имущие понимают, какую жизненно важную роль они должны сыграть на COP26 в Глазго», — говорится в заявлении.
Более десятка религиозных лидеров, представляющих христианскую, мусульманскую, иудейскую, сикхскую, индуистскую, буддистскую и бахаистскую традиции, произнесли молитвы и призвали к конкретным действиям на мероприятии, которое положило начало шотландской межконфессиональной неделе.
«Мы собрались вместе, чтобы поддержать участников переговоров в наших сердцах, чтобы у них хватило мудрости, сострадания и мужества, необходимых для совместной работы по защите будущего человечества и всей жизни на нашей драгоценной, хрупкой планете», — сказала Роуз Дрю, генеральный директор Межконфессиональной организации Глазго.
Епископ Брайан МакГи из епархии Аргайл и Айлс на западном побережье Шотландии сказал EarthBeat после службы, что их намерением было вознести молитвы за мировых лидеров, но также оказать давление на них, чтобы они выполнили требования общественности о срочном ответе на климатический кризис.
«Безусловно, многие люди именно этим и занимались — обращались к политикам и объясняли им, что это очень, очень важно, и мы должны что-то сделать», — сказал он.
МакГи связал чтение Евангелия о Золотом правиле с действиями католиков на климатическом саммите, сказав, что речь идет о любви к творению Божьему и к тем, кто страдает от последствий глобального потепления. Епископ высоко оценил «выдающееся лидерство» Папы Франциска в расширении экологического вопроса за пределы охраны природы.
«Речь идет о том, как мы относимся к людям. Речь идет о справедливости во всех ее проявлениях», — сказал он.
Хотя Франциск не будет присутствовать на саммите мировых лидеров 1-2 ноября, он передавал свои убеждения о необходимости срочных действий по изменению климата непосредственно главам государств на встрече за встречей в последние недели, в том числе с президентом США Джо Байденом и премьер-министром Индии Нарендрой Моди, чьи страны в настоящее время занимают второе и третье места по выбросам парниковых газов.
«Давайте помолимся, чтобы крик Земли и крик бедных были услышаны; чтобы эта встреча смогла дать эффективные ответы, предложив конкретную надежду будущим поколениям», — сказал Папа после Ангелуса в воскресенье. Он также обратил внимание на недавние наводнения, разрушившие часть Филиппин, и на продолжающиеся страдания на Гаити, вызванные экстремальными погодными условиями этого года.
Францисканец Бр. Анхель Кортес, который присоединился к молитвенному бдению, сказал, что приехал в Шотландию, чтобы передать голоса своих соотечественников-филиппинцев, на которых в разгар пандемии в прошлом году обрушились три крупных тайфуна за три недели.
«Это самое главное, что мировые лидеры здесь, но мы должны прислушаться к людям, которые действительно страдают от изменения климата», — сказал он в интервью EarthBeat.
Пока религиозные лидеры молились, президенты и премьер-министры на саммите G20 в Риме договорились прекратить финансирование зарубежных угольных электростанций к концу года, хотя они и не затронули вопрос об их эксплуатации внутри страны.
Они также подтвердили цель Парижского соглашения по достижению нулевого уровня выбросов в мире «к середине века или около того», а также обязательство ежегодно выделять 100 миллиардов долларов на помощь развивающимся странам в адаптации к изменению климата и смягчении его последствий. Наблюдатели, включая Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, отметили, что эти обязательства были скромными и что Глазго предстоит еще много работы.
30 октября, за день до начала COP26, сотни «климатических паломников» прибыли в Глазго, многие из которых преодолели сотни миль от отправных точек по всей Великобритании и Европе. Неся транспаранты, флаги, музыкальные инструменты и огромную «змею капитализма», они прошли вдоль реки Клайд, где ненадолго остановились, пока из церкви выходила свадьба. Затем они прошли через популярный торговый район Сент-Энок-сквер, после чего собрались на площади Георга.
Хелен Элвес несла нарисованный ею плакат с изображением Марии, обхватившей руками дерево, под ветвями которого укрываются люди и животные. Вдохновленная энцикликой Франциска «Laudato Si’, о заботе о нашем общем доме», она начала свой путь в Бристоле, Англия, сказав, что это было в «традиции ходить и молиться одновременно».
«Я не знаю, что мы можем сделать больше, чем молиться в данный момент», — сказала она в интервью EarthBeat. «Мы делаем все возможное, чтобы помочь лидерам принять жизненно важные, решающие меры, которые должны быть приняты».
Паломница-кармелитка Зои Лидбеттер из Англии сказала, что она также приехала в Глазго, чтобы помолиться.
«Я давно молюсь за климатическую справедливость», — сказала она.
Стивен Маркус, еврейский лидер паломничества Camino to COP, организованного британским межконфессиональным отделением организации Extinction Rebellion, сказал, что паломники «хотели дать понять, что нам не все равно, что мы прошли 500 миль в надежде, что это окажет определенное влияние на политиков, заставит их действовать в срочном порядке».
Аника Мэтьюз и Молли Кларк, две паломницы в возрасте около 20 лет, являются членами Молодежной христианской климатической сети. По словам Кларк, эта группа из Великобритании уделяет первостепенное внимание справедливому финансированию климатических программ, считая, что «ни одна страна не должна влезать в долги или еще больше влезать в долги из-за изменения климата».
По словам обоих, их вера призывает их действовать во имя справедливости и поддерживать людей, которые маргинализированы и страдают в результате изменения климата.
«Это затрагивает людей по всему миру, которые наносят наименьший ущерб, но [испытывают] наибольшие последствия», — сказал Мэтьюз.
В конце шествия паломников лидеры коренных народов Южной Америки рассказали о своем трудном пути на COP26, о том, как им пришлось преодолевать визовые требования и карантины, введенные из-за пандемии COVID-19, а также о нехватке доступного жилья.
«Мы здесь для того, чтобы люди знали, что те, кто принимает решения, не должны принимать их без нашего участия», — сказал через переводчика делегат коллектива коренных народов Minga Indígena из чилийского региона Патагония. «Мы — те, на кого изменение климата влияет больше всего, и мы хотим присутствовать на этих переговорах».
Вечером в день открытия COP26 десятки религиозных лидеров собрались в синагоге Garnethill в Глазго под звуки волынки. Шахин Ашраф, глава глобального отдела по защите интересов Islamic Relief Worldwide, сказала, что религиозное сообщество обязано представлять в Глазго тех, кто не смог приехать, от климатических мигрантов в Пакистане до людей в Бангладеш, которые живут в постоянном страхе перед следующим муссоном.
Моральная дилемма, по ее словам, заключается в том, что, хотя изменение климата усугубляет такие экстремальные погодные явления, власть имущие реагируют на них неадекватными действиями. Отвечая на вопрос о том, что она надеется увидеть в результате КС26, она сказала, что, в частности, финансирование развивающихся стран и национальные обязательства в области климата, соответствующие научным данным, но в более широком смысле — чувство солидарности и амбициозности как участников переговоров, так и религиозных лидеров.
«Пришло время всем нам продемонстрировать истинное лидерство в наших религиозных общинах для принятия срочного плана действий. … Это величайший политический вопрос нашего времени», — сказала она.