Когда мы сталкиваемся с событиями такого рода, как массовые протесты в Казахстане, то первая мысль, которая возникает рефлекторно — принять одну из сторон конфликта. Как написал один латвийский общественный деятель: «А кто там в Казахстане «наши»?»
Но затем мы начинаем смотреть на проблему более глубоко, через линзу сострадания и взаимозависимости, о которых нам говорят религиозные традиции мудрости. И нам открываются новые измерения.
Например мы задумываемся о важности мирного диалога в обществе. Ведь именно отсутствие диалога и возможности людям открыто высказывать свое мнение, чаще всего в итоге приводит к насильственным действиям. Люди теряют взаимопонимание, когда отказываются слышать друг друга, когда они не понимают, что каждый смотрит на реальность через собственную карту мира.
Либо, мы можем задуматься об ответственности за пролитую кровь. Как только насилие выходит из под контроля, оно начинает развиваться по своим собственным внутренним законам. Пролитая кровь может стать опасным началом серьезного общественного конфликта, жертвами которого станут уже не единицы и десятки, а тысячи человек.
Мы можем увидеть ситуацию глазами мирных жителей, которые хотели быть услышанными, но столкнулись с агрессивными провокаторами и мародерами, которые дискредитировали протест и ввергли города в хаос.
Или же это будет размышление о призвании политика заботиться об общем благе, о его ответственности перед Богом за разумное управление вверенными ему инструментами власти. А не о личном кармане, или о сохранении власти ценой ввода иностранных войск и убийств собственных граждан.
Альтернативы мирному решению любых проблем в обществе не существует. Результат, полученный путем насилия как со стороны улицы, так и со стороны власти — приведет только к углублению кризиса и многочисленным страданиям людей.
Поэтому сегодня моя молитва со всеми жителями Казахстана: и теми, кто на улице, и теми, кто дома, и теми, кто в кабинетах. Чтобы у них хватило мудрости и ответственности остановить насилие, слушать друг друга и вместе начать те изменения, которые приведут к исцелению казахского общества.
Брат Павел
Хельсинкская Межконфессиональная Миротворческая Инициатива