Что такое ненасилие?

Миротворческая Инициатива

Ненасилие означает воздержание от применения физической силы для достижения цели. Это философия, принцип и практика. Как этическая философия, оно отстаивает мнение, что моральное поведение исключает применение насилия; как политическая философия, оно утверждает, что насилие самоподдерживается и никогда не может быть средством достижения надежной мирной цели. Как принцип, она поддерживает пацифистскую позицию, согласно которой война и убийство никогда не могут быть оправданы. Как практика она используется как пацифистами, так и непацифистами для достижения социальных изменений и выражения сопротивления угнетению.

Для пацифистов, конечно, все демонстрации их взглядов и протесты против насилия по определению должны быть ненасильственными.
Исторически ненасильственные практики включают в себя гражданское неповиновение, отказ от сотрудничества, пассивное сопротивление или непротивление, а также ненасильственные прямые действия. Первые американские квакеры, чья религия была пацифистской, практиковали гражданское неповиновение, когда они отказались платить налоги, поддерживающие военные действия Великобритании во время Войны за независимость Америки. Во время Второй мировой войны датские судостроители практиковали отказ от сотрудничества, когда они симулировали непонимание и работали настолько плохо, что их корабль не мог быть использован в войне.

Пассивное сопротивление, «подставляя другую щеку» и отказываясь наносить ответный удар, практиковали и пропагандировали последователи Иисуса и Будды. Толстой проповедовал непротивление в его пацифистском смысле, означающем, что лучше умереть, чем убить.

В последнее время ненасильственные действия прямого действия стали одним из наиболее ярких проявлений принципов ненасилия, например, когда протестующие повреждают истребители и другое оружие, предназначенное для использования в войне или деспотическими режимами. Многие такие протестующие, приведя свои принципиальные доводы в суде, были оправданы.

С ненасилием также связано «непризнание». Некоторые святые люди не обращали внимания на враждебные ограничения и угрозы: такой ответ может оказаться буквально обезоруживающим. Некоторые общины свидетелей мира, такие как европейские христианские братства или американские амиши, признают небесное царство, а не земное, и, соответственно, предпочитают жить отдельно от государства. Некоторые люди носят свою свободу в себе, что освобождает их восприятие: «каменные стены не делают тюрьму, а железные прутья — клетку». Непризнание — это также техника, используемая в ненасильственном протесте. Когда сербские власти закрыли албанские школы в Косово, учителя отказались «признать» запрет на свою работу и спокойно продолжили ее в другом месте. Активисты ненасильственного протеста не «признают» тиранию, поскольку считают ее незаконным правлением; они отказываются подчиняться ей и, таким образом, не становятся ее жертвами. Толстой отказывался «признавать» принудительную присягу на верность государству, которая прямо или косвенно обязывает присягающего к насилию, военному или политическому.

«Насилие» означает не только физическую силу. Оно означает эффект любой структуры власти в угнетении, ограничении или преследовании людей, которые в ней живут. Многие пацифисты согласятся с тем, что насилие является частью структуры государства, да и любой социальной системы или отношений, где существует господство. Такое насилие можно классифицировать по-разному.

«Поведенческое насилие» варьируется от применения разрушительной физической силы между отдельными людьми, группового насилия до гражданской и международной войны.

«Институциональное насилие» возникает, когда убийства и жестокость записаны в социальной системе: апартеид является ярким примером, как и все большие и малые системы, включающие предрассудки и угнетение.

«Структурное насилие» — это сила, о которой особенно хорошо знают протестующие против глобализации: здесь людей лишают экономической и социальной свободы системы и организации, над которыми они не имеют контроля. Активисты ненасильственного движения осознают многоликость насилия и постоянно ищут новые способы противостояния ему.

Точка зрения, согласно которой ненасилие должно быть не только философией или принципом, но и целым образом жизни, была реализована на практике. Целью Ганди было не что иное, как построение нового общества. Чтобы сделать это, нужно начинать с корней. Общество, построенное по гандистским принципам, должно практиковать ненасильственное поведение и честные отношения. Его члены равны независимо от пола, религии, цвета кожи или касты. Поскольку они действуют в соответствии с принципом ненасилия во всех аспектах повседневной жизни, повседневная жизнь становится воплощением ненасильственной системы ценностей, которая приносит пользу всем и никому не вредит. В таком обществе, считают гандисты, другие методы прямого сопротивления насилию и угнетению могут возникнуть естественно и эффективно.

Безусловно, общины Ганди в ашрамах и многотысячные кампании протеста стали тридцатилетним экспериментом в ненасильственной практике, из которого было извлечено много уроков и пользы. (Целью Ганди, конечно, было создание ненасильственного общества во всей Индии, но для этого его проекту потребовалось гораздо больше времени на подготовку). Многие были вдохновлены работой Ганди. Например, движение «Служение за мир и справедливость», действующее по всему миру в Латинской Америке, настаивает на том, что борьба против угнетения и милитаризма должна быть ненасильственной в гандистском духе: «Ненасилие — это не метод ненасилия, а скорее образ жизни».

Несомненно, ненасилие требует мужества. Большая часть этого мужества остается незамеченной, являясь частью частных действий в частной жизни. Однако некоторые примеры этого мужества попадают в заголовки газет, например, безоружные гражданские лица, которые противостояли вооруженным войскам и танкам, сопротивляясь вторжению в Прагу (1968), или сопротивляясь угнетению правительства на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989). Нужно иметь мужество, чтобы подвергнуться нападению армии или сил безопасности собственной страны. Чернокожие демонстранты, выступавшие за гражданские права в Америке или против апартеида в Южной Африке, знали это, но шли вперед.

Движение за гражданские права в Америке, возглавляемое Мартином Лютером Кингом, началось с одиночных личных актов ненасильственного сопротивления, но выросло до тысяч. Массовые гражданские действия имеют солидарность, которая придает силы их участникам, и совершенно отличаются от массовой истерии агрессивной толпы. Ненасильственное сопротивление может включать бойкот товаров, услуг, учреждений, институтов и агрессивных личностей; забастовки рабочих, забастовки сочувствия, сидячие забастовки; неуплату соответствующих налогов и лицензий; несотрудничество с агрессивными правилами и законами; работу по правилу или по букве, создание препятствий для выполнения любой задачи, которую навязывает тирания; гражданское неповиновение отдельных лиц, групп и толп; молчаливые марши, парады, воспитывающие сознание, подрывные театральные представления; листовки и речи, посты и бдения; согласованные ненасильственные жесты — например, все носят одинаковые головные уборы или украшения на лацканах, все зажигают свечи или устраивают шум в одно и то же фиксированное время.

В большинстве зафиксированных случаев ненасильственных действий выделяются четыре типа людей.

Ненасильственная позиция первого типа коренится в их религиозных убеждениях, и именно эти люди выступали за мир дольше всех, еще до эпохи Будды и Христа.

Рабочие — представители другого типа, чье вдохновение и мотивация в основном политические; они поняли, что ненасильственные стратегии часто имеют гораздо больше шансов на успех (и длительный), чем вооруженное восстание. Забастовка шахтеров, которая привела к смене правительства в Белграде (2000 г.) в основном мирным путем, является тому примером.

В-третьих, выделяются отказники по соображениям совести и участники войны, особенно в период двух мировых войн, но в некоторых странах все еще борющиеся за отмену воинской повинности.

Четвертая группа — это учителя. «Образование для мира — это образование для сотрудничества, заботы и обмена, для использования ненасилия в разрешении конфликтов», — говорит один из экспертов по образованию для мира: «Но образование, которое способствует конкуренции, завоеванию, агрессии и насилию, является образованием для войны». По сообщениям, учителя во всем мире пропагандируют ценности ненасилия: в классе — путем постановки этих вопросов, в школе — путем создания процедур посредничества и примирения, в обществе — путем отстаивания права на ненасильственное образование и обучение ненасилию.

Учителя также являются примером в практике ненасильственного сопротивления агрессии. Во всем мире существуют зоны конфликтов, в которых учителя обучают молодежь в почти невозможных условиях. В Афганистане женщины-учителя продолжают тайно обучать девочек, хотя фундаменталистский правящий режим запрещает это. В Бурунди Школа мира объединила детей из разных слоев общества, побудила их представить себе слово без войны и в процессе стимулировала местные шаги к примирению, в которых участвовали дети. Были и другие виды героизма: в оккупированной нацистами Норвегии учителя, как пацифисты, так и непацифисты, отказались подчиниться приказу преподавать линию нацистской партии, в результате чего сотни человек были заключены в тюрьму в суровых условиях (в то время как другие продолжали тайно преподавать на дому у своих учеников). Многие из учителей были вместе заключены в концентрационный лагерь и поэтому смогли поддержать решимость друг друга; кроме того, они дали понять друг другу, что любой, кто захочет сдаться, также получит поддержку и сочувствие без осуждения.

Ненасилие как философия или принцип может лечь в основу действий любого человека, в любом месте и в любое время. Ненасилие как эффективный способ решения конфликтов требует мышления (включая латеральное мышление), находчивости, видения, планирования, терпения и приверженности. Сегодня существуют организации, которые проводят обучение ненасильственным методам, и группы экспертов по ненасильственному разрешению конфликтов, которые отправляются в проблемные районы, подобно работникам службы помощи, выступая в качестве посредников и передавая свои навыки ненасилия.

В мире, где преобладающие в настоящее время системы зажаты в оковы насилия, ненасилие не может предложить мгновенных средств или результатов. Однако оно набирает силу. Большинство людей отвергают насилие и убийство. Люди, готовые убивать и активно ищущие насилия, на самом деле составляют очень незначительное, хотя и ужасно эффективное меньшинство.

Ненасилие не отрицает существования конфликтов — конфликты того или иного рода, вероятно, всегда будут присутствовать в человеческом обществе — но оно утверждает, что ни один конфликт не должен решаться с помощью насилия и вооруженной силы, никогда. Поэтому целью его сторонников является демонтаж властных структур, военных систем (включая производство оружия) и экономических сетей (включая торговлю оружием), которые делают насилие и войну возможными.

Материал предоставлен Peace Pledge Union

Расскажите друзьям