Интересно, что написал бы Папа Лев X о Реформации, если бы Твиттер существовал в 16 веке? Обвинил бы он Джона Кальвина в отчаянном поиске авторитета на улице? Свел бы он 95 критических замечаний Лютера в адрес папства к «церковной травле»?
Таковы эпитеты, которые христианские лидеры сегодня используют против хулигана, известного как «деконструкция». В христианских кругах этот термин используется для обозначения множества способов, с помощью которых христиане подвергают сомнению, переоценивают и часто избавляются от христианских доктрин, ценностей и практик, которые они считают устаревшими, проблематичными или просто вредными.
Те, кто отвергает деконструкцию как «причудливое слово отступников» или демонизирует ее как ересь или отступничество, совершают важнейшую ошибку: Деконструкция всегда была частью христианской практики и на протяжении всей истории рассматривалась как здоровое выражение христианской верности.
Отталкиваясь от лозунга эпохи Реформации sola scriptura («только Писание»), критики деконструкции полагают, что Библии достаточно для руководства не только в вопросах веры, но даже для исправления социального зла, которое породило наше прочтение этих самых Писаний, например, системного расизма.
Но сама христианская Библия содержит некоторые из самых ранних примеров деконструкции. Один из ярких примеров содержится в книге Деяний, в которой апостол Петр нарушает религиозное табу, чтобы посетить римского сотника по имени Корнилий. «По нашему закону иудею запрещено общаться с язычником или посещать его. Но Бог показал мне, что я не должен называть никого нечистым или нечистым», — признается Петр Корнилию по прибытии.
Апостол ссылается на видение от Бога, которое он пережил накануне, и в котором он увидел полотно, нагруженное всеми видами животных, считавшихся нечистыми в еврейской Библии. Когда небесный голос велел ему есть с разложенных запрещенных животных, Петр отказался, пока голос не напутствовал Петра: «Не называй нечистым то, что Бог сделал чистым».
Петр следовал Писанию и соблюдал традиции в меру своих знаний, но Бог дал ему новую информацию, которая потребовала от него переоценить значение этих текстов и традиций, а также то, как выглядела верность Богу в новом контексте. Эта сцена демонстрирует, что Писание и традиции порой являются недостаточными ресурсами для определения того, как выглядит верность Богу.
До Реформации христиане полагались на церковные соборы, а в конечном итоге на авторитет епископов и пап, чтобы прояснить вопросы вероучения и практики. Даже после раскола некоторые протестанты признали необходимость в дополнительных инструментах для определения ортодоксии. Методизм использует богословскую концепцию, называемую «уэслианским четырехугольником», в которой Писание является основой для подлинной христианской практики, но только в согласии с традицией, разумом и личным опытом.
Действительно, понятие sola scriptura возникло из величайшего движения деконструкции в истории церкви: Реформаторы осуждали церковь своего времени, подвергали сомнению и отвергали папскую власть, боролись с природой таинств и переоценивали место Писания в жизни христианина.
Случай Лютера, в частности, иллюстрирует, откуда часто берется мотивация к деконструкции. Будучи благочестивым переводчиком Библии, он чувствовал, что церковная практика его времени глубоко противоречила вере, которую он видел на страницах Писания. Он призывал к реформе, потому что серьезно относился к тексту и вере. Если бы религиозные власти прислушались к нему, Лютер мог бы умереть католиком. Вместо этого они давили на него, чтобы он отрекся, и отлучили его от церкви, когда он этого не сделал.
Протестантские реформаторы не являются моими героями, но я отношусь к этой части их историй. Я тоже когда-то был набожным студентом-богословом, изучавшим Писание в уединении своей спальни в детстве, своей комнаты в общежитии в студенческие годы и своей квартиры в качестве священника в Нью-Йорке.
И хотя противники деконструкции выступают против критической расовой теории, исследователь КРТ Кимберл Креншоу не учила меня тому, что Бог заботится о социальной справедливости; это сделала Книга Исход. Бог услышал крики стигматизированного и порабощенного народа на кирпичных заводах древнего Египта и спас его.
Псалмы повторяют этот урок, когда в них Бог наставляет израильских лидеров «защищать слабых и безотцовщину; отстаивать дело бедных и угнетенных. Спасайте слабых и нуждающихся; избавьте их от руки нечестивых».
Пророки преподали мне тот же урок, когда Амос объявил от имени Бога: «Прочь шум песен ваших! Я не буду слушать музыку ваших арф. Но пусть справедливость течет, как река, праведность — как неиссякаемый поток!».
Иисус учил меня, что Бог заботится о социальной справедливости, когда рассказывал истории, подобные той, что произошла с добрым самарянином, или когда говорил религиозным лидерам, что подаяние бедным подобно подаянию самому Иисусу. Апостол Иоанн научил меня этому, когда представил видение Бога, разбивающего Римскую империю на куски, когда ангелы кричат «Аллилуйя».
Поэтому, когда недавние антирасистские движения дали понять, что насилие рабства обрело жизнь в уголовно-правовой системе Америки, я присоединился к протестам и поднял свой голос против этого — не только как акт самосохранения, но и как акт христианской верности.
Я был удивлен и разочарован, увидев уровень христианской апатии и антипатии в ответ на движение за жизни чернокожих: мне сказали, что социальная справедливость не является частью Евангелия. Хуже того, я был деморализован, увидев, как подавляющее большинство евангелистов поддерживают Дональда Трампа, кандидата, которого превозносят самые открытые белые националисты страны. Я пытался вразумить своих евангельских братьев и сестер, пока не стало ясно, что институты вряд ли изменятся. Если бы они меня послушали, возможно, я и сегодня был бы евангельским христианином.
Хотя я благодарен Джемару Тисби за его работу, мне не нужно было читать его книгу «Цвет компромисса», чтобы прийти к выводу, что христианство, как его понимают и формулируют многие белые американцы, никогда не сможет стать лекарством от системного расизма. Те, кто крал земли коренных народов и веками убивал, выступая против свободы черных, часто делали это с Библией в руках.
Деконструкция — единственный логичный способ для жертв христианского насилия выработать собственные освободительные христианские традиции. В противном случае невозможно примирить пропитанную кровью историю христианства со здоровой и освобождающей духовностью.
Несмотря на стремление демонизировать деконструкцию, церковь следует винить в том, что она потеряла так много верующих. Христианские лидеры, утверждающие, что они слишком серьезно относятся к Писанию, чтобы терпеть деконструкцию, должны прислушаться к словам апостола Павла: «Имя Божие хулится у язычников из-за вас». Христианские церкви уже давно принимают непосредственное участие в системах, которые причиняли и продолжают причинять вред миллионам маргинализированных людей. Они по-прежнему отказываются исповедовать эти грехи, каяться в них и защищать угнетенных.
Именно поэтому вера теряет легитимность. Христианство, проповедуемое такими людьми, как Джон Макартур, Джош Бьюис, Альберт Молер, Марк Дрисколл, Мэтт Чандлер и другими выдающимися белыми пасторами, было взвешено и признано несостоятельным.
Их попытки заставить нас перестать критически относиться к грехам и недостаткам их институтов только подтверждают, что что-то глубоко не так. Как однажды сказал мой профессор богословия: «Вера, которая не может быть проверена, не может быть доверена».
Андре Генри