Церкви использовали один подход к взаимоотношениям с культурой, когда она была прохристианской. Когда культура становилась религиозно нейтральной, церковь применяла другой подход. Но какой подход следует применять, когда доминирующая культура активно противостоит христианству?
Этой теме посвящено важное эссе Аарона Ренна, опубликованное в журнале First Things и озаглавленное «Три мира евангелизма«.
Сосредоточившись на евангеликализме, он рассматривает методы и тактики, которые применяют христиане по мере изменения религиозного климата в культуре. Вам необходимо прочитать это эссе полностью, чтобы узнать все подробности, доказательства и нюансы. Я процитирую три его этапа и кратко опишу реакцию церкви на каждый из них:
Позитивный мир (до 1994 года): Общество в целом сохраняет в основном позитивный взгляд на христианство. Быть известным как хороший, посещающий церковь человек остается частью образа достойного гражданина. Публичная принадлежность к христианству повышает статус. Христианские моральные нормы являются основными моральными нормами общества, и их нарушение может привести к негативным последствиям.
Некоторые христиане действительно участвовали в политике, пользуясь положительным культурным климатом под знаменем «Морального большинства», предполагая, что они составляют «большинство». Они успешно сделали себя ключевыми игроками в Республиканской партии, а высшей точкой стал захват Палаты представителей в 1994 году.
Стратегией евангелистов для достижения этой позитивно настроенной культуры была «чувствительность искателя». Это привело к появлению Движения церковного роста с его «чувствительным к искателям» подходом к поклонению, проповеди, музыке и церкви в целом. При этом предполагалось, что нехристиане — это «ищущие», которые с радостью примут участие в жизни церкви. Это имело успех, который был явлен с ростом мегацерквей.
Нейтральный мир (1994-2014): Общество занимает нейтральную позицию по отношению к христианству. Христианство больше не имеет привилегированного статуса, но и не находится в опале. Публичная известность как христианина не оказывает ни положительного, ни отрицательного влияния на социальный статус человека. Христианство является приемлемым вариантом в плюралистическом общественном пространстве. Христианские моральные нормы сохраняют некоторый остаточный эффект.
По мере того, как общество становилось все более секуляризованным, новой стратегией стало культурное участие. Христиане занимали позитивную позицию по отношению к культуре — искусству, науке, праву, правительству — и взаимодействовали с ней на ее собственных условиях, пытаясь оказать христианское влияние. Этот подход тоже имел определенный успех, так как многие христиане вошли в профессию и стали частью элитных социальных институтов.
Негативный мир (2014 год — настоящее время): В обществе сложилось негативное отношение к христианству. Быть известным как христианин — это социальный негатив, особенно в элитных слоях общества. Христианская мораль прямо отрицается и рассматривается как угроза общественному благу и новому общественному моральному порядку. Приверженность христианским моральным взглядам или нарушение светского морального порядка влечет за собой негативные последствия.
Решение Верховного суда Обергефелла о легализации однополых браков ознаменовало новую фазу враждебности культуры к любому виду ортодоксального христианства. Даже евангелисты, стремящиеся к взаимодействию с культурой, не могли согласиться с революцией ЛГБТК и оказались под угрозой отмены и изгнания из культурного общества. Церкви не в полной мере столкнулись с этим новым климатом, говорит Ренн, но мы можем видеть несколько противоречивых, но связанных между собой ответов.
Один из них — борьба с враждебной культурой. Этот импульс проявляется в поддержке евангелистами Дональда Трампа, даже если это подразумевает отход от традиционных моральных критериев для лидеров в пользу реальной политики, которая будет бороться с прогрессивизмом и продвигать христианские интересы, например, дело защиты жизни.
Другая проблема — борьба внутри церквей, поскольку некоторые члены церкви стремятся привнести в церковь взгляды, доминирующие в культуре (такие как критическая расовая теория, идеология социальной справедливости, феминизм и другие прогрессивные идеологии), чтобы исправить то, что критикует культура. Борьба за это наталкивается на отпор со стороны членов церкви, стоящих по другую сторону этих вопросов.
Третий ответ — «Бенедиктский вариант», когда христиане отстраняются от враждебной культуры, чтобы создать собственные альтернативные социальные структуры (школы, семьи, общины, искусство, интеллектуальные проекты).
Ренн заключает:
Будущее приверженцев культуры и людей из мегацерквей, которые обратились к культурной синхронизации, выглядит более мрачным [чем у «воинов культуры»]. Много обсуждаемые неудачи евангельской элиты нельзя понять без ссылки на то, как быстро и фундаментально сдвинулась почва под ногами во время перехода к негативному миру. Их желание оставаться членами светского элитарного общества, их социально-евангельская направленность и принятие современных светских академических теорий напоминают то, что произошло с магистральными деноминациями (хотя на этот раз светские теории относятся к социальным, а не естественным наукам). . . .
Но вместо того, чтобы переносить существующие стратегии в будущее, евангелисты могут и должны серьезно задуматься над тем, что значит для них жить в негативном мире. Какие стратегии должны быть использованы для этой эпохи? В отличие от предыдущих эпох, негативный мир требует разнообразных подходов, чтобы соответствовать разнообразию ситуаций, в которых оказались американские христиане. Поиск пути вперед, вероятно, потребует проб и ошибок и нового набора лидеров с различными навыками и чувствительностью.
Ренн говорит, что пытается сделать это с помощью своего проекта «Американский реформатор» и веб-сайта.
Так каков же «путь вперед»?
Мне кажется, что мы должны изучать и использовать пример ранней церкви, которая столкнулась с еще более негативным культурным климатом, но все же процветала и в конечном итоге обратила враждебное общество. Нам есть чему поучиться, в том числе тому, как ранние христиане покорили римскую публику своей радикальной добродетелью. Но еще одним фактором была популярность христианства среди рабов, женщин и низших слоев римского общества.
Не вся американская культура «негативно» относится к христианству. Только наша культурная элита. Хотя наиболее невоцерковленной демографической группой является белый рабочий класс, в целом они не особенно враждебно относятся к христианству. Церкви могли бы направить свои усилия не столько на обеспеченный средний класс или культурную элиту, сколько на «синих воротничков» в разрушенных городах, заколоченных маленьких городках и испытывающих трудности сельских районах. Да, эти люди, которых прогрессисты раньше культивировали, а теперь называют «плачевными», в большинстве своем являются сторонниками Трампа. И да, они опутаны моральными проблемами, включая наркоманию и сексуальную распущенность, хотя многие из них признают себя жертвами такого поведения. Если бы христиане и церкви отказались от заботы о своем социальном статусе, они могли бы найти себя в служении «бедным» — не идеализированным жертвам, а людям с тяжелой жизнью и грубыми краями, которые могут быть удивительно восприимчивы к Евангелию.
Кроме того, как показывают эти этапы, культура меняется, и меняется быстро. Идеи и влияние фазы «Негатив» могут оказаться недолговечными, какими бы грозными они ни казались. Хотя прогрессивные политики находятся у власти, и хотя левые доминируют на общественной площади, обратите внимание, как проваливаются все их инициативы. Похоже, нарастает обратная реакция. Как я показал в своей книге «Постхристианство», постмодернистская мысль и такие движения, как сексуальная революция, наталкиваются на кризисы и самопротиворечия, доказывают свою несостоятельность и сами ищут перемен. Что может появиться дальше, пока неясно, но у христиан вполне может быть возможность внести свой вклад в «постсекулярную» эру, которую предвещают некоторые наблюдатели. В таком случае, христианам нужно держаться — быть верными, не сдаваться, не сдаваться — и ждать.
Джин Вейт
Профессор английского языка на пенсии и администратор колледжа. Автор более 20 книг о различных аспектах христианства и культуры.