Проповедь епископа Майкла Натталла на похоронах Десмонда Туту

Духовность

«Чего требует от тебя Господь, как только поступать по справедливости, любить доброту и смиренно ходить с Богом твоим?». (Михей 6:8)

В Десмонде Мпило Туту эта тройная нить была переплетена в долгой, живой подлинности. Вот почему мы любили его, уважали и ценили так глубоко. Небольшого роста, он был гигантом среди нас в моральном и духовном плане. Его вера была подлинной, не поддельной и не половинчатой. Он жил в ней, даже ценой больших потерь для себя, со всеохватывающей, всеобъемлющей любовью. Его друг, Нельсон Мандела, прекрасно выразил это, сказав: «Иногда резкий, часто нежный, никогда не боящийся и редко лишенный юмора, голос Десмонда Туту всегда будет голосом безгласных».

Я пришел сюда сегодня, в свои восьмидесятилетние годы, чутко ощущая всю замечательность этого события, которое, вероятно, уловит слезливое и благодарное настроение нашей нации и всего мира. Я пришел по желанию моего архиепископа и друга, ибо именно он попросил меня несколько лет назад сделать это на его похоронах. Как я мог отказаться от такой просьбы, от такой чести?

Прежде всего, позвольте мне сказать несколько слов главному скорбящему среди нас. Моя дорогая Лия, почетный член нашей церкви, выдающийся член ордена Симона Киринейского, мы с тобой тесно солидарны в потере любимого супруга. Поэтому я знаю кое-что из того, что ты сейчас переживаешь, хотя каждый человек волен скорбеть так, как ему больше подходит. Много раз вы утирали слезы вашего мужа, потому что, как мы все знаем, он очень легко плакал, а в жизни нашей страны, как в прошлом, так и в настоящем, ему было о чем плакать, не говоря уже о мире в целом, который, кажется, во многих отношениях разрывается на части. Сегодня мы собрались здесь, чтобы попытаться хоть в малой степени утереть ваши слезы, хотя слезы, конечно же, являются очень необходимой частью нашей скорби. Позвольте мне передать вам и вашей семье комментарий, который был прислан мне для утешения и который я нашла полезным в странных поворотах и изгибах моей скорби:

«Горе — это не расстройство, не болезнь и не признак слабости. Это эмоциональная, физическая и духовная необходимость, цена, которую вы платите за любовь. Единственное лекарство от горя — это горевать». (Эрл Гроллман)

Мы с Десмондом сблизились в маловероятном партнерстве в действительно критический период в жизни нашей страны с 1989 по 1996 год, он как архиепископ Кейптауна, а я как его заместитель, когда, будучи епископом Наталя, я был избран своими братьями-епископами быть также тем, что называется «деканом провинции». Во время нашего пастырского визита в Иерусалим меня спросили, что означает этот громоздкий церковный титул. Я ответил, что это означает «номер два после Туту». Прозвище закрепилось, но, что более важно, на более глубоком уровне наше партнерство затронуло аккорд, возможно, в сердцах и умах многих людей: динамичный черный лидер и его белый заместитель в предсмертные годы апартеида; и, эй, погодите, небеса не рухнули. Мы были, если хотите, предвкушением того, что может быть в нашей заблудшей, разделенной нации.

«Чего требует от вас Господь, кроме как искать справедливости, любить доброту и смиренно ходить с Богом вашим?» Позвольте мне вкратце раскрыть каждое из этих качеств применительно к нашему уважаемому архиепископу.

Стремиться к справедливости

Десмонд не участвовал в крестовом походе ради личного обогащения или эгоизма, хотя он часто и обезоруживающе признавался, что любит, когда его любят, а что в этом плохого? Разве мы все не любим быть любимыми? Это человеческая тяга с момента нашего рождения. Но нет: реакция Десмонда на серьезную несправедливость исходила из глубины его существа и часто в ответ на то, что он называл «божественным толчком». Послушайте, что писал его любимый пророк Иеремия: «В сердце моем, как бы горящий огонь, запертый в костях моих, и я устал сдерживать его, и не могу». (Иеремия 20:9) Именно так жил и служил Десмонд Туту в ситуации систематической и зачастую жестокой несправедливости в его собственной любимой стране. Огонь в его груди не угас и в годы отставки и старости, хотя он был в восторге от прихода демократии в 1994 году. «Осторожно, осторожно, осторожно!» — сурово предупредил он, когда новое правительство затянуло с выдачей визы его другу и лауреату премии мира Далай-ламе во время празднования 80-летия Архиепископа. Ему также не отказали, когда он поехал в Дхарамсалу в Индии на 80-летие Далай-ламы, и вместе они выпустили замечательную книгу «Книга радости», которая является духовной классикой для нашего времени и, по сути, для всех времен: книга, созданная в глубокой и юмористической беседе между буддистом и христианином и прекрасно составленная Дугласом Абрамсом, который является евреем. В этом прекрасном произведении есть глубокое стремление к справедливому порядку, а именно к религиозному справедливому порядку на фоне столь постыдной нетерпимости в современном мире. Имеющие уши да слышат, да услышат.

Любящая доброта

Это был наш «Архи» в его лучшем проявлении. Он не был суровым, идеологическим искателем справедливости. Он всегда основывался на милосердии, на «хеседе» (если использовать еврейское слово), на непреходящей любви-доброте: нежное прикосновение, прощающее сердце, теплая улыбка — ах да, теплая улыбка. Вспомните его прекрасную книгу о Комиссии правды и примирения, этом основополагающем органе, который он возглавлял; она называется «Нет будущего без прощения». Как мог человек, испытавший столько враждебности и презрения в своей собственной стране, согласиться на такое убеждение, на такое великодушие? Потому что все, за что он выступал и к чему стремился, было подкреплено духом милосердия по отношению ко всем. Получали ли вы когда-нибудь от него телефонный звонок или подарок в виде цветов, открытки, рукописного письма или электронного сообщения? Когда моя жена, прожившая 57 лет, умерла в День всех душ в 2016 году, он позвонил мне, несмотря на большую физическую немощь, чтобы утешить меня и предложить, как он говорил, небольшую молитву от всего сердца. Десмонд был совершенно спокоен, молясь по телефону с другими людьми. Вообще-то, он молился везде и всюду, не только в церквях и часовнях. Он так хотел быть на похоронах Дорри и искренне переживал, что нездоровье помешало ему. Цветы, конечно же, принесли.

Ходите смиренно перед Богом

Здесь кроется тайна внутреннего паломничества души. В нашем архиепископе было три «П»: он был пророком, пастором и подвижником. Многие, возможно, не понимали, что молитва подкрепляла, направляла и подсказывала все остальное. Ежедневная Евхаристия была его обычаем, независимо от обстоятельств; я помню, как мы вместе с ним совершали ее в аэропорту Франкфурта, когда ждали стыковочного рейса. Совершенно уместно, что его заупокойная служба сегодня погружена в то, что мы называем заупокойной евхаристией, и это было бы его желанием, чтобы все мы могли свободно принять на ней святое тело и кровь Христа. Десмонд был погружен не только в литургическую молитву церкви; он также вставал в четыре часа утра каждый день, чтобы молиться — размышлять, созерцать и ходатайствовать. В своей заступнической работе он участвовал в том, что Лия называла «поварским туром» по всему миру. В его молитве весь мир был его приходом, и, конечно, это было уместно для обладателя Нобелевской премии мира.

Поэтому в память об этом святом и очень человечном человеке, этом гуманном лидере я даю вам троекратный завет, которому мы тоже можем стараться подражать: добивайтесь справедливости, любите доброту и смиренно ходите с вашим Богом.

Я завершаю эту проповедь вперемешку с панегириком словами личной хвалебной песни, оглядываясь на замечательную жизнь нашего Арха и с трепетом вспоминая его уход от нас сейчас:

Йо!
Десмонд Мпило Туту
Родился и вырос там, где живут нежные батсваны,
Страна дерева камелдоринга и широких, широких влакте;
Его мать была домашней работницей, отец — учителем;
Переживший полиомиелит, переживший туберкулез, получил незабываемое посещение в больнице
Тревора Хаддлстона, доктора наук,
Яркий ребенок, живущий в тени великой несправедливости.

Воспитанный через болезнь к призванию священника,
найдя в своей груди огонь, который не позволял молчать.
Внятный ученый, пророк, пастор, молитвенник,
проповедник страсти с распростертыми руками,
миниатюрный человек, заставляющий трепетать президентов.
Маленький человек прошлого становится великим в разворачивающихся Божьих целях.

Йо!
Мбишобхи,
Учится искусству в горном королевстве, когда его приветствуют «Khotso, Ntate»,
посещение приходов в одеяле басото верхом на выносливом коне.
Трудный путь познания в городе золота,
горькая ирония красных ковров за границей и ледяных взглядов дома.
Учился опираться на Бога и на предохранительный клапан неуемного, самоуничижительного
неудержимого, самокритичного юмора.

Голос приглушенной толпы, сын темной таинственной земли,
призванный в разгар кризиса на Мыс Бурь, чтобы превратить его в Мыс Доброй Надежды;
Мбишобхи Омхулу!

Отдохни наконец, лала кахле, наш дорогой друг Арк.
Ты залечил раны благородных распрей, раны Убунту;
войди теперь в полные объятия великого и щедрого Бога, которому ты служил.

Епископ Майкл Натталл

Расскажите друзьям