Мы с озабоченностью воспринимаем информацию о том, что недавняя серия переговоров между Россией и Западом не привела к соглашению. В своих выступлениях лидеры многих стран указывают на усиление давления со стороны России на Украину, на границах которой сосредоточены вооружения и войска. Оккупация Донбасса и Крыма продемонстрировала, что Российская Федерация, нарушая государственный суверенитет и территориальную целостность Украины, игнорирует принципы международного права. Нынешняя ситуация представляет собой большую опасность для стран Центральной и Восточной Европы и всего европейского континента и может разрушить достижения многих поколений строителей мирного порядка и единства в Европе.
Тоталитарные режимы 20-го века принесли миру трагический опыт войн и политического террора, пренебрегая авторитетом Бога. Во имя ложных идеологий целые народы были обречены на истребление, уважение к человеческому достоинству было уничтожено, а суть политической власти была сведена исключительно к насилию.
Сегодня мы также хотим четко заявить, что любая война — это несчастье и никогда не может быть подходящим средством решения международных проблем. Этого никогда не было и никогда не будет, потому что это порождает новые и более серьезные конфликты. Когда начинается война, она становится «бессмысленной бойней», «риском, от которого нет пути назад», который разрушает настоящее и угрожает будущему людей: «Через мир ничего не потеряно, через войну можно потерять все». В конечном счете, война — это всегда поражение человечества. Это проявление варварства и довольно неэффективный инструмент для разрешения разногласий. Папа Павел VI во время своего выступления на сессии Конференции ООН по разоружению в 1978 году назвал войну «иррациональным и неприемлемым средством регулирования споров между государствами».
«Всякая война, направленная без различия на уничтожение целых городов или больших участков страны с их жителями, является преступлением против Бога и против самого человека, заслуживающим решительного и немедленного осуждения». (Gaudium et spes, 80).
«Действия, сознательно противоречащие праву наций и его универсальным принципам, как и предписывающие их приказы, являются преступлениями. Слепого послушания недостаточно для оправдания тех, кто им подчиняется. Уничтожение народа, нации или этнического меньшинства должно осуждаться как смертный грех. Существует моральное обязательство противостоять приказам, предписывающим геноцид». (ССС 2313).
2 Поиск альтернатив войне как средству разрешения международных конфликтов стал сегодня насущной необходимостью, поскольку устрашающая мощь орудий уничтожения, доступных даже средним и малым державам, и все более прочные связи, существующие между народами на всей Земле, делают ограничение последствий конфликта трудным, если не невозможным. Учитывая опыт предыдущих поколений, мы призываем власть имущих воздержаться от военных действий. Мы призываем лидеров немедленно отказаться от ультиматумов и использования другой страны в качестве разменной монеты. Любое расхождение интересов должно решаться путем соглашения, а не силой оружия. Международное сообщество должно объединиться в солидарности и активно поддерживать общество, находящееся в опасности, всеми возможными средствами.
От своего имени и от имени наших общин мы напоминаем, что «укрепление мира во всем мире является неотъемлемой частью миссии, посредством которой Церковь продолжает спасительное дело Христа на земле». Церковь «во Христе является «таинством», то есть знаком и орудием мира в мире и для мира». Построение истинного мира является выражением христианской веры в любовь Бога к каждому человеку. Из освобождающей веры в Божью любовь приходит новое видение мира и новый подход к ближнему, будь то отдельный человек или целый народ: это вера, вдохновленная миром, который Христос оставил Своим ученикам (Ин 14:27), который преображает и обновляет жизнь (KNSK, 516). Основой межличностных отношений в иудео-христианской культуре являются ценности веры, надежды и любви, а также истины, красоты и добра, без которых не может быть и не будет прочного мирного будущего. Современная ситуация требует от христиан восточной и западной традиций полной ответственности за настоящее и будущее нашего континента и готовности к самопожертвованию в защиту семейных, национальных и государственных сообществ.
4 В связи с этим мы приглашаем всех присоединиться к общей молитве: «Бог отцов наших, великий и милосердный! Господь жизни и мира, Отец всех людей. Твоя воля — мир, а не страдание. Осуждайте войны и искореняйте гордыню жестоких людей. Ты послал Своего Сына Иисуса Христа, чтобы возвестить мир ближним и дальним и объединить людей всех рас и поколений в одну семью.
Услышь крик всех своих детей, страстную мольбу всего человечества. Пусть больше не будет войны — злого приключения, из которого нет выхода, пусть больше не будет войны — водоворота борьбы и насилия. Даруй, чтобы прекратилась война […], угрожающая Твоим созданиям на небе, на земле и в море.
Вместе с Марией, Матерью Иисуса и нашей, мы просим Тебя обратиться к сердцам тех, кто несет ответственность за судьбы народов. Разрушь логику возмездия и мести и даруй, через Святого Духа, новые решения, великодушные и благородные, в диалоге и терпеливом ожидании — более плодотворные, чем насильственная война.
Отец, даруй нам дни мира. Пусть не будет больше войны. Аминь. (Святой Иоанн Павел II).
Верховный архиепископ Святослав Шевчук
Глава Украинской греко-католической церкви
Архиепископ Станислав Гондецкий
Президент Конференции епископов Польши
Архиепископ Мечислав Мокржицкий
Исполняющий обязанности президента Украинской епископальной конференции
Архиепископ Евгений Попович
Митрополит Пшемысльский и Варшавский греко-католической церкви в Польше
Епископ Нил Лущак
Апостольский администратор sede vacante Мукачевской греко-католической епархии sui iuris
Киев — Варшава — Львов — Ужгород, 24 января 2022 года