Как Лурд стал символом надежды

Духовность

Тысячи явлений Девы Марии были зафиксированы христианами по всему миру, от Малой Азии IV века, которая сейчас является Турцией, до современной Калифорнии. Из всех этих явлений наиболее известны видения Лурдской Богоматери, о которых в середине XIX века сообщила девочка-подросток во французских горах Пиренеи.

С тех пор почитание Лурдской Богоматери захватило воображение католиков. Лурд — одно из немногих явлений, которое Ватикан официально признал достойным веры, а в церковном литургическом календаре есть свой праздник 11 февраля.

Около 6 миллионов паломников ежегодно приезжают в святилище в Лурде, Франция, чтобы помолиться и попросить исцеления.

Это популярное паломничество является одним из самых наглядных примеров преданности Марии многих католиков. Я священник-иезуит и теолог, чьи исследования сосредоточены на мариологии — академическом изучении представлений о Марии в христианской истории.

Дама в гроте

В 1858 году 14-летняя девочка по имени Бернадетта Субиру сообщила о 18 видениях прекрасной «молодой женщины» в пещере недалеко от Лурда, который тогда был провинциальным городком. Субирус сказала, что фигура представилась как «Непорочное зачатие» и велела девочке копать землю и пить воду, которую она там нашла. В других посланиях женщина просила построить там церковь, чтобы священники могли приходить с крестным ходом.

Сообщения об этих событиях привлекли большое количество людей, которые поверили в то, что это были явления Девы Марии, и многие люди стали приписывать воде источника целебные свойства. Эти необычные события вскоре привлекли внимание парижской прессы и получили поддержку французского императорского двора.

Многие католики истолковали явление как подтверждение доктрины непорочного зачатия, которую Папа Пий IX в 1854 году объявил важнейшим элементом католической веры. Согласно этому учению, Мария, как мать Иисуса, была зачата без первородного греха — неполного единения с Богом, с которым, согласно католической вере, рождаются все люди в результате непослушания Адама и Евы Богу в Эдемском саду.

Церковные чиновники были быстро оповещены об опыте Субиру и сначала были обеспокоены правдивостью ее рассказа. После расследования местный епископ убедился, что Мария действительно явилась молодой женщине. Позднее папы римские поощряли почитание Лурда, а в 1933 году сама Субиру была канонизирована как святая Бернадетта.

Вскоре Лурдской Богоматери стали посвящать католические церкви, школы и больницы, а копии пещеры, или «грота», сегодня можно встретить по всему миру. Эти места построены для верующих, которые не могут совершить паломничество, но стремятся разделить опыт Лурда.

Лурдская вода

Изучение популярных католических преданий научило меня тому, что явления привлекают скептиков так же легко, как и толпы восторженных верующих. Они также вызывают религиозные и политические споры.

С самого начала церковные чиновники в Лурде стремились опровергнуть утверждения о прямом сверхъестественном вмешательстве в исцеления, которые можно объяснить научно. Сегодня врачи Международного медицинского комитета Лурда проводят строгий процесс расследования заявлений о чудесных исцелениях.

Люди, ищущие исцеления, посещают Лурд, Франция, в 1932 году с помощью итальянских медсестер. Витториано Растелли/Corbis Historical via Getty Images

Большинство заявлений об исцелениях имеют чисто естественные причины, но если комитет не находит медицинского объяснения, он передает дело местному епископу для расследования. С 1860-х годов церковные чиновники официально объявили 70 лурдских исцелений чудесами. Самый последний случай, который они подтвердили в 2018 году, связан с исцелением французской монахини, которая почти 30 лет пользовалась инвалидным креслом и страдала от сильных болей, но вскоре после паломничества в грот выздоровела.

В течение 20-го века число новых чудес, подтвержденных в Лурде, постепенно замедлилось из-за роста научного понимания.

В 2006 году представители церкви заявили, что, помимо «чудес», они будут признавать в Лурде три дополнительные категории исцелений в свете достижений медицины: «неожиданные», «подтвержденные» или «исключительные» исцеления. Новые категории ослабляют прежнее строгое разделение между «естественными» и «сверхъестественными» исцелениями, подразумевая, что Бог вмешивается во многие случаи восстановления здоровья, даже те, которые не являются «чудесами» в том смысле, который традиционно используется Католической церковью.

Почитание переходит на цифровые технологии

Если число официально признанных чудес сократилось, то вера в Лурд на низовом уровне сильна как никогда. Понимание того, что болезнь и исцеление включают в себя психологические, эмоциональные и духовные аспекты, а также физические, помогает объяснить некоторую привлекательность Лурда для многих современных католиков.

Паломница молится перед римско-католическим святилищем в Лурде 16 мая 2020 года, после того как оно было закрыто впервые в своей истории в связи с пандемией.

Преданные практики включают в себя чувственный опыт: зрение, осязание, вкус и слух. Посетители приезжают со всего мира, чтобы зажечь свечи в гроте, прикоснуться к скале, где, по словам Субируса, явилась Богородица, присоединиться к песнопениям дважды в день совершаемых процессий, посетить мессу, принять причастие, искупаться и испить святой воды из источника.

Психологически нахождение в обществе больших толп верующих укрепляет социальную идентичность веры, как и то, что к больным паломникам относятся с достоинством и честью.

Многие родственники, друзья, духовные наставники и волонтеры из международных католических организаций, таких как Мальтийский орден, сопровождают посетителей, которые слишком больны, чтобы путешествовать самостоятельно. Физическая работа по уходу за больными влияет на людей духовно. Я несколько раз бывал в Лурде в качестве помощника и капеллана и слышал там много исповедей. Я знаю, что многие из тех, кто добровольно посвящает свое время помощи, включая людей, которые не являются практикующими католиками или даже христианами, возвращаются домой с более глубокой благодарностью за собственное здоровье и более живой верой.

В 2020 году в течение двух месяцев святилище в Лурде впервые в своей истории было закрыто из-за пандемии. С тех пор прямые трансляции из грота привлекли еще более широкую аудиторию. Его специальный канал на YouTube и другие социальные сети являются виртуальными аналогами гротов, построенных в 21 веке на территории церквей, в школах, больницах и домах по всему миру.

Скептики, вероятно, будут продолжать оспаривать утверждения о чудесных исцелениях и явлениях Девы Марии. Однако для миллионов людей Лурдес, бесспорно, останется важным символом веры, утешения и заботы, а также словом, означающим исцеление и надежду.

Дориан Лливелин
Президент Института передовых католических исследований, Колледж литературы, искусств и наук Дорнсайф Университета Южной Калифорнии

The Conversation

Расскажите друзьям