Несколько дней назад я смотрел экуменическую молитву за мир, транслируемую из лютеранского собора в Риге. Смотрел? Нет, я молился вместе с теми, кто присутствовал в соборе. И это был глубокий духовный опыт на многих уровнях. Меня особенно тронула старая украинская песня «Пливе кача по Тисині», которую когда-то пели молодые украинцы, призванные в иностранные армии, а затем во время событий на киевском Майдане ее пели павшим. Именно мелодия этой песни звучала в начале молитвы на великолепном органе, которым гордится Рижский собор.
Однако после этого у меня появились и критические мысли. И прошу понять меня правильно — эта критика не относится особым образом ни к этой молитве, ни к Церкви Латвии. Она гораздо более общая, и на самом деле я адресую ее в первую очередь себе.
Мир, во всех возможных смыслах этого слова, всегда должен быть в центре нашего свидетельства! Вот почему меня немного раздражает этот «штурм небес», который происходит сейчас.
Проснулись ли мы внезапно? Как обычно — в последний момент, когда уже почти слышен стук пушек?
Это не способ создать мир! Я вспоминаю молитвы о мире в Лейпциге в эпоху ГДР. В течение многих лет люди собирались по вечерам понедельника в церкви Святого Николая, а затем проводили мирные демонстрации на улице. И это было началом перемен.
В замечательном фильме о мирной революции 1989 года под названием «Николайкирхе» командир местной секретной службы говорит в конце: «Мы ожидали всего, кроме молитв, песнопений и свечей!”
Да, в отличие от того, что мы иногда думаем, молитвы, песни и свечи могут быть сильнее насилия. Но их сила должна накапливаться постепенно. Это не происходит в одночасье, тем более в последнюю минуту. В этом заключалась невероятная мудрость восточногерманской церкви того времени. Они понимали, что мир нужно строить шаг за шагом: сначала внутри себя, затем в своем окружении. То, что они оказались сильнее сил тьмы в момент испытания, объясняется тем, что они годами накапливали свою внутреннюю, моральную, духовную силу! Потому что они понимали, что мир — это не дополнение к Евангельскому свидетельству, а его основа.
Мы опоздали! Все мы! Мы опоздали, потому что приняли определенный исторический баланс сил в Европе за мир. Это был не мир! Потому что в Библии шалом означает состояние, в котором и человек, и природа могут развиваться, процветать, исполнять свое призвание. Но в Европе возник порядок, в котором было слишком много несправедливости, в котором каждый чувствовал себя в чем-то обманутым, разочарованным, чувствовал, что с ним обошлись несправедливо. Мы можем не соглашаться с Президентом России ни в чем — я обычно не соглашаюсь! — но, на мой взгляд, Владимир Путин прав в одном, а именно в том, что нынешний европейский порядок достиг своего предела. Именно потому, что это никогда не было справедливым порядком. Это никогда не было миром, а лишь прикрытием для конфликтов. Я надеюсь, что мы создадим новый порядок: лучший, более справедливый порядок. И я надеюсь, что его не будет диктовать Кремль (как и Белый дом!), но у меня нет сомнений в том, что нам нужен новый порядок. И чтобы создать его, нам нужна та же духовная, моральная сила, в которой нуждался народ ГДР в то время и которую он получил в своих церквях. Поэтому пусть наши молитвы о мире продолжаются и сочетаются с более глубоким размышлением о ситуации, в которой мы оказались, и практикой ненасилия. Но это программа на долгосрочную перспективу.
Но что делать сейчас, когда кажется, что война может начаться в любой момент? Дело в том, что мы должны признать очень горькую правду. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМНОГО. Именно потому, что мы приняли исторический баланс сил за истинный мир и опоздали с его фундаментальной критикой. Это наш грех, а грех нужно исповедовать, и мы должны просить Бога простить нас. Это начало всего. И тогда нам остается только верить, что мы иногда неправильно оцениваем ситуацию и опаздываем с реакцией, но что Бог всегда судит правильно и никогда не опаздывает…
Но полагаться на Господа никогда не означает бездействовать. Даже осознание того, что мы упустили много реальных возможностей для построения мира, не должно парализовать нас. Всегда есть время для молитвы, для медитации, для сопротивления пропаганде, для поиска истины в потоке лжи. Всегда есть время, чтобы помочь людям, непосредственно пострадавшим от насилия, и подготовиться к тому, что вскоре, к сожалению, нам придется оказывать эту помощь в гораздо больших масштабах. Всегда есть время показать, что мы не смиримся с ненавистью друг к другу. Для меня лично важно еще и еще раз подчеркнуть, что хотя я поддерживаю Украину и абсолютно выступаю за ее независимость, я никогда не буду ненавидеть русских и постараюсь противостоять сеянию такой ненависти.
МЫ ВСЕ ЕЩЕ МОЖЕМ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ…
Ярослав Кубацкий
Пастор