Силы, разжигающие и подпитывающие войну, могут казаться непреодолимыми. Хотя Олимпийские игры обычно приветствуются временным перемирием и установлением международного мира, в этом году зимние игры проходят в то время, когда Российская Федерация накапливает войска и военную технику вдоль границы с Украиной. По оценкам американских военных и разведки, конфликт может привести к 50 000 жертв среди украинского гражданского населения и создать до 5 миллионов беженцев — и все это из-за борьбы за власть между НАТО, Европой, США и Россией за доминирование в регионе и контроль над цепочками поставок топлива. В то время как силы империализма кажутся непреодолимыми, роль церкви заключается в том, чтобы показать выход.
Президент России Владимир Путин негодует по поводу Украины с 2014 года, когда в результате революции на Майдане был свергнут поддержанный Путиным президент Украины Виктор Янукович, а на смену ему пришло правительство, заинтересованное в переговорах с Европой. Путин сплотил свою собственную базу вокруг мечты о восстановлении советской империи — как показывает его господство в Беларуси и на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Своими нынешними агрессивными действиями на украинской границе Путин также стремится посеять раскол в НАТО, чтобы ослабить как США, так и западный альянс; бывший президент США Дональд Трамп только помог этому, неоднократно угрожая выйти из НАТО во время своего правления. Путин рассматривает желание Украины вступить в НАТО, которая изначально была создана для противостояния Советскому Союзу, как угрозу и хочет получить от Запада гарантии того, что это не обсуждается — гарантии, которые США и их союзники в Западной Европе до сих пор не желали предоставлять.
Хотя и в Украине, и в России существуют финансируемые государством православные церкви, которые подвержены партийным политическим конфликтам, многие церкви всех конфессий на местном уровне борются с текущим кризисом, расширяя свои социальные службы. По словам главного архиепископа Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука, эти церкви работают над тем, чтобы «обеспечить нуждающихся продуктами питания, теплой одеждой и предложить психологическую помощь». Католические приходы и сотрудники международной католической организации по оказанию помощи «Каритас» оказывают материальную, духовную и психологическую помощь вдоль линии конфликта. Шевчук сказал, что священники и монахини останутся со своим народом независимо от того, произойдет вторжение или нет. Он надеется, что благодаря этим действиям церковь сможет «сказать вслух «нет» военным действиям как решению проблем» и скорее будет способствовать диалогу, солидарности и сотрудничеству.
На международном уровне мы действительно видим перспективы мира. Дэвид Кортрайт и Джордж А. Лопес из Института исследований международного мира имени Крока при Нотр-Дам с осторожным оптимизмом оценивают сочетание дипломатии и угроз более жестких многосторонних санкций, которые США и их союзники применяют в течение последнего месяца. В сотрудничестве с европейскими союзниками сейчас самое время для администрации Байдена активизировать переговоры с Россией по деэскалации кризиса, которые могут включать заверения в дальнейшей демилитаризации региона и даже обязательство отложить будущее расширение НАТО.
Хотя невозможно полностью предсказать планы Путина, мы убеждены, что христиане должны использовать наше пророческое воображение, чтобы увидеть путь к миру, а не принимать войну как неизбежный исход. Украинские христиане являются примером такого пророческого воображения и мужества: В ответ на циркулирующую теорию о том, что религиозный конфликт в регионе является причиной агрессии России, Шевчук решительно заявляет, что, хотя церкви имеют различные политические взгляды, люди на низовом уровне едины. Среди религиозных лидеров Украины, говорит Шевчук, «очень ясно, что религиозный мир — это вопрос национальной безопасности. Поэтому мы избегаем любых конфликтов между нами и стараемся как можно больше способствовать религиозному миру в Украине».
Хотя видение пророка Исайи о том, как народы перекуют мечи на плуги (Ис. 2:4), может показаться утопичным, презумпция мира является как практическим, так и моральным императивом. Мы должны направить это видение на защиту практических альтернатив конфликту — включая поддержку пространства для украинского гражданского общества, чтобы выразить свое мнение непосредственно политикам; поддержку прекращения огня; защиту местных сообществ в конфликте посредством невооруженной гражданской защиты (UCP); включение обучения невооруженной гражданской защите в Украине; ограничение продажи оружия путем поддержки Договора о торговле оружием, который регулирует международную торговлю обычными вооружениями; принятие беспрецедентных шагов в направлении возобновляемых источников энергии и, таким образом, ограничение способов, которыми агрессоры могут держать в плену доступ к ископаемому топливу; и принятие мер по ядерному разоружению путем участия в Договоре о запрещении ядерного оружия.
Ненасильственные инструменты могут быть эффективными в противостоянии агрессии и предотвращении войны. Согласно исследованиям, проведенным Международным центром ненасильственных конфликтов, украинцы «демонстрируют удивительный уровень поддержки того типа сопротивления, который ни украинские политики, ни их западные сторонники не рассматривали в своих оборонных планах: массовые ненасильственные действия сопротивления против грозного военного захватчика». Стратегия невооруженной гражданской обороны также может отвлечь возможный внутренний переворот и «появление внутренней военной диктатуры — возможно, тесно связанной с Россией — от победы над молодой демократией в стране», — пишет Мацей Бартковски, старший советник ICNC и автор Католической инициативы ненасилия. Модели гражданской обороны имеют долгую историю противостояния агрессии, а также современную историю защиты государств, расположенных вдоль границ России. В 2016 году Министерство обороны Литвы выпустило два руководства по готовности к «способам и принципам гражданского сопротивления» в рамках национальной обороны. Литва заключила соглашения о гражданском сопротивлении с соседними Эстонией и Латвией, чтобы расширить возможности своей гражданской обороны.
Церковь и гражданское общество должны сыграть жизненно важную роль в сопротивлении экспансии автократии — как в США, так и во всем мире. В ответ на агрессию Путина и милитаризованный ответ Запада, 27 января Sojourners вместе с рядом деноминаций и религиозных партнеров выступили с заявлением, призывающим президента США Джо Байдена и других политических лидеров «сделать все возможное для защиты человеческих жизней и предотвращения войны… Вместо того, чтобы полагаться на милитаристские подходы, наши лидеры должны инвестировать в усилия по поддержанию мира и предотвращению вреда тем, кто больше всего пострадает от разрушительных и долгосрочных последствий конфликта. Только энергично используя все пути к миру, мы сможем выполнить наш священный долг уважать равное достоинство и ценность каждого человека».
Религиозные лидеры в Украине играют ведущую роль. Католический архиепископ Висвальдас Кульбокас, апостольский нунций в Украине, отметил, что в условиях вооруженного военного конфликта и обострившегося политического тупика, когда все стороны защищают свои интересы, церковь призвана молиться и действовать во имя мира. Мы также должны молиться и действовать, чтобы помочь обратить военных и политических лидеров от применения силы к эффективному участию в борьбе за мир. Кульбокас напоминает нам слова Иисуса, обращенные к тому, кто отрезал ухо слуге первосвященника, и просит его вложить меч обратно в ножны.
Адам Рассел Тейлор
президент организации Sojourners и автор книги A More Perfect Union: A New Vision for Building the Beloved Community.
Роуз Мари Бергер,
автор книги «Согнуть арку», является старшим редактором журнала Sojourners.