После скандалов о злоупотреблениях в Католической церкви и тяжелой борьбы с Синодальным путем многие верующие ищут альтернативы. Старокатолическая церковь, в свою очередь, получает все больше и больше просьб о присоединении.
Тяжелые двери Кройцкирхе в центре Регенсбурга открыты, несмотря на то, что снаружи бушует буря. Внутри церкви Ханс-Петер Ландсманн стоит перед алтарем, выравнивает белые покровы и зажигает две свечи, которые стоят по обе стороны от креста. Он знает, что делает. «Я вырос в римской церкви. От алтарника до прихожанина и ризничего, я делал все это». Но семь лет назад он покинул Римско-католическую церковь.
Сейчас Ландманн возглавляет общину Старокатолической церкви в Регенсбурге. Предприниматель по-прежнему остается очень набожным человеком. Только он разведен. Согласно канонов Римско-католической церкви, он, таким образом, отлучен от причастия. Но у старокатоликов другие правила.
«Здесь, в Регенсбурге, 99 процентов — римские католики, которым нравятся привычные вещи Римской церкви, похожий обряд. Но то, что они хотят изменить в Римской церкви, было реализовано в Старокатолической церкви» — говорит Ханс Петер Ландсманн, президент старокатолической общины в Регенсбурге.
Многие изменения, которых также требует «Синодальный путь», уже являются само собой разумеющимися в старокатолической церкви: женщины допускаются к священническому служению, так же как и однополые пары принимаются в качестве полноправных членов. Прихожанам также разрешается высказывать свое мнение о том, кто станет их пастором, например. Это не может не радовать верующих.
В течение нескольких недель Ханс-Петер Ландсманн заметил повышенный интерес к старокатолической церкви. Недавно к нему снова пришли пять мужчин и женщин. По словам старокатолического епископа Маттиаса Ринга, за последний год к церкви по всей стране присоединилось почти 400 новых верующих. Для церкви, насчитывающей всего 15 000 членов, это большой скачок. Духовенство около 60 старокатолических приходов сообщает об увеличении числа запросов, особенно из Рейнской области и окрестностей Мюнхена. «Поражает тот факт, что заинтересованные лица все чаще приходят из активного ядра римско-католических приходов», — сказал епископ Ринг.
Рита Фишер также была активной католической прихожанкой. Сейчас пенсионерка из района Регенсбург сидит на одном из средних рядов скамей в Кройцкирхе. Рядом с ней лежит черная папка, из которой она достает белый лист бумаги с печатью Свободного государства Бавария. Это свидетельство о ее выходе из Римско-католической церкви. Она долго боролась с этим решением.
«Это были внутренние адские переживания. Моя жизнь была связана с верой и молитвой, и, когда ты уходишь, отпадает очень важная часть», говорит Рита Фишер, католичка.
Ведь в январе был опубликован экспертный отчет о случаях злоупотреблений в архиепархии Мюнхен-Фрайзинг. В нем Папа Бенедикт XVI также обвиняется в неправомерном поведении при рассмотрении дел о злоупотреблениях в бытность архиепископом, но он отрицает это. Отчет и его обсуждение — слишком много для матери двоих детей. «Я больше не могу отвечать за это перед своей совестью, что я поддерживаю учреждение, которое предоставляет убежище педофилам. Я не могу этого сделать».
Тем не менее, число людей, покидающих церковь, уже давно вызывает тревогу: только в епархии Регенсбурга около 10 000 католиков покинут свою церковь в 2019 и 2020 годах соответственно. Для епископа Регенсбурга Рудольфа Водерхольцера это идет рука об руку с «упадком содержания веры», как говорится на сайте епархии. Рита Фишер чувствует себя оскорбленной этим. «Я не потеряла веру из-за всех этих скандалов. Вовсе нет. Но я потеряла надежду, что католическая церковь снова реформируется при моей жизни».
Без церкви, где она могла бы жить по вере, 68-летняя женщина не решилась бы уйти. «Это был шаг, но я не могла остановиться на нем». Поэтому для Фишер присоединение к старокатоликам было очевидным. «Потому что я не могу и не хочу сильно меняться. Здесь я знаю песни, я знаю молитвы, я чувствую себя как дома».
Себастьян Гроссер