«Fratelli tutti» и теория справедливой войны

Диалог

Я сторонник теории справедливой войны, потому что она точно определяет пространство, в котором война, хотя и является злом сама по себе, может быть морально оправдана. Однако, чтобы это понять, совсем не обязательно обращаться к этой теории, а достаточно внимательно прочитать «Fratelli tutti».

Несомненно, резкая критика теории справедливой войны неоднократно возвращалась в высказываниях Папы Франциска в последние недели. «Войны всегда несправедливы». — сказал Папа Римский во время встречи с Патриархом Кириллом. «В прошлом, даже в наших церквях, мы говорили о священной войне или справедливой войне. Сегодня мы не можем так говорить. Появилось христианское понимание важности мира». — дополнил он. А в последние дни эти слова звучат еще сильнее. «Хватит! Стоп! Пусть умолкнут пушки! Давайте серьезно работать ради мира!» — обратился Папа Римский в воскресенье. Все это вместе взятое позволяет уверенно сформулировать тезис о том, что Франциск решил отвергнуть теорию справедливой войны.

Почему? Ответ следует искать в документе, который обобщает папское учение по социальным вопросам, — «Fratelli tutti». «Так легко выбрать войну, используя всевозможные предлоги, якобы гуманитарные, оборонительные или превентивные, прибегая также к манипулированию информацией. Действительно, в последние десятилетия все войны были якобы «оправданы». Катехизис Католической церкви говорит о возможности законной защиты путем применения вооруженной силы, что означает доказательство существования определенных «строгих условий морального права». Однако легко впасть в чрезмерно широкое толкование этого возможного права. Он также пытается оправдать «упреждающие» атаки или военные действия, которые легко влекут за собой «более серьезное зло и путаницу, чем то зло, которое необходимо устранить». Дело в том, что с момента разработки ядерного, химического и биологического оружия, а также широких и все возрастающих возможностей, предоставляемых новыми технологиями, война получила неконтролируемую разрушительную силу, которая поражает множество невинных гражданских лиц. Воистину «человечество никогда не имело столько власти над собой, и нет никакой гарантии, что оно будет использовать ее правильно». Поэтому мы больше не можем думать о войне как о решении проблемы, поскольку риски, вероятно, всегда будут перевешивать гипотетическую полезность, приписываемую ей. Столкнувшись с этой ситуацией, сегодня очень трудно сохранить рациональные критерии, которые были разработаны в предыдущие века, чтобы говорить о возможности «справедливой войны». Больше никакой войны!» — написал Папа Римский в энциклике «Fratelli tutti».

Что следует из этих слов? Ответ прост. Противодействие Папы Римского концепции справедливой войны обусловлено двумя фундаментальными причинами. Во-первых, из-за неправильного использования этого термина в последние десятилетия, а во-вторых, из-за легкости эскалации войны. Давайте начнем с первой причины. Трудно не согласиться с Франциском в этом вопросе. Война в Ираке также была представлена как превентивная и справедливая война, хотя, если говорить однозначно о моральных нормах, то это определенно не так. Меняющийся характер войны и сложность подтверждения информации, используемой политиками для оправдания войны, действительно могут вызвать опасения по поводу злоупотребления этой категорией. Однако тот факт, что категория может быть использована неправильно, что она может быть чрезмерно интерпретирована, не означает, что от ее использования следует отказаться. Война в Украине — и это ключевой момент — является абсолютно классическим примером оборонительной войны против незаконной агрессии. Поэтому невозможно считать, что термин «справедливая война» мог быть неправильно использован в данном контексте.

Второй аргумент Франциска более сложен. Папа предупреждает, что война в наши дни может легко выйти из-под контроля и обрушиться на гражданское население с огромной силой. Это тоже аргумент, который можно и нужно воспринимать всерьез. Фактом является то, что нападения на гражданское население являются неотъемлемой частью военных действий со времен Второй мировой войны. Фундаментальное различие между солдатами и гражданскими лицами уже не так актуально. А развитие военной техники означает, что существует соблазн перейти от ограниченной войны к тотальной. Однако баланс сил в отношении оружия массового уничтожения означает, что ни одна из сторон не может использовать его без риска получить аналогичный ответ. Поэтому риск в мышлении политиков или военных чрезвычайно высок. Означает ли это, что ограниченная война не может выйти из-под контроля? Может быть, найдется безумец, который сможет его использовать? Этого нельзя исключить, но предположить это априори означает, что в ситуации реальной войны справедливая жертва агрессии лишена той моральной категории, которая делает ее действия не только морально допустимыми, но даже необходимыми.

По этим причинам, на мой взгляд, хотя папские аргументы весомы и значимы, не стоит полностью отвергать категорию справедливой войны, которая, применительно к этой войне, идеально подходит.

Однако, даже если признать папский аргумент, не следует игнорировать другие слова, содержащиеся в том же папском документе. В «Fratelli tutti» Папа не только одобрительно использует термин «справедливая война», но и указывает, почему существует не только право, но и обязанность защищать себя в случае угрозы. «Мы призваны любить всех без исключения, но любить гонителя не значит позволять ему оставаться таким или считать, что то, что он делает, приемлемо. Напротив, правильно любить его — это пытаться различными способами заставить его прекратить угнетение; это отнять у него ту силу, которую он не способен использовать и которая уродует его как личность. Прощение не означает позволения и дальше попирать собственное достоинство и достоинство других людей, равно как и не означает позволения обидчику продолжать причинять вред. Тот, кто страдает от несправедливости, должен решительно защищать свои права и права своей семьи, именно потому, что он должен защитить то достоинство, которое им дано, достоинство, которое любит Бог. Если преступник причинил вред мне или близкому мне человеку, никто не мешает мне потребовать справедливости и сделать так, чтобы этот угнетатель — или кто-либо другой — больше не причинил вреда мне и не причинил такого же вреда другим». — подчеркнул Папа Римский.

Из этих слов стоит сделать выводы и в пространстве нынешней войны. И Папа определенно допускает это, поскольку далее в тех же размышлениях он ссылается на примеры из политической истории, аналогичные незаконной агрессии России против Украины. Таким образом, правда об этих событиях, а это также означает назвать виновных, считается основой справедливости, а наказание виновных — важной частью продвижения вперед. И если я в чем-то обвиняю ватиканскую дипломатию (я говорю о себе, за других не отвечаю), а также некоторые папские заявления, то именно в отсутствии этого

Томаш П. Терликовски
Доктор философии, обозреватель телеканала «Республика» и колумнист «Плюс минус», автор многих книг, в частном порядке муж и отец.

Deon.pl

Расскажите друзьям