Граница проходит между разными мировоззрениями

Колонки

Сейчас Россия атакует соседнюю страну Украину, ее народ и государство так, как никогда прежде. Кадры новостей показывают разрушения, которые несет война, и бедствия народа, и люди повсюду энергично реагируют на увиденное. Эта война, развязанная российским государством, является нападением на человечество, права человека и на суверенитет независимой страны. Религиозные лидеры всего мира почти единодушно осудили агрессию.

В заявлении собора епископов Православной Церкви Финляндии говорится, что ничто не может оправдать эту войну, и что наша Церковь решительно ее осуждает. В то же время собор епископов Православной Церкви Финляндии призвал лидера РПЦ Патриарха Кирилла обратиться с призывом к Президенту Путину. В этом контексте следует отметить, что Православная Церковь Финляндии автономна, и почти 100 лет она находится в составе Вселенского патриархата в Константинополе. Наша Церковь не имеет административных связей с Москвой.

Реакция патриарха Кирилла на войну была поразительной. Он сослался, среди прочего, на падение морали на Западе, заявив, что меры, предпринятые Россией, оправданы защитой традиционных семейных ценностей. Как будто отсутствие морали на Западе оправдает войну! Самое потрясающее в этой ситуации – это то, что значительная часть украинцев относится к православным общинам, подчиняющимся Московскому патриархату. Таким образом, они паства патриарха Кирилла. Народ сейчас бежит от ужасов войны и боится за свою жизнь. Похоже, Русская Православная Церковь стала частью той политической игры, которую ведет Кремль — так это выглядит на практике.

Все это происходит на фоне так называемого Русского мира, той русской культурной традиции и цивилизации, которая включает в себя Россию, Беларусь и Украину. Русский мир должен возглавить Президент, который сидит в Кремле, вместе с Патриархом, а следовательно и со всей РПЦ. Власть президента в этой так называемой модели Русского мира распространяется на политику и оборону, а духовно-нравственное воспитание народа становится ответственностью патриарха.

Секуляризованный Запад рассматривается как противник. Для противодействия Западному миру развивается риторика моральной деградации, которая, по мнению российского руководства, рассматривается, среди прочего, в форме глобализации, защиты прав гомосексуалистов и широкомасштабной секуляризации. В противовес этому, правители России и РПЦ представляют правильное мышление и правильное учение.

Если присмотреться к проповедям Патриарха Кирилла в последнее время, то Русский мир постоянно маячит на заднем плане. С этой точки зрения высказывания выглядят логичными, но оправдать их нельзя. Наоборот, высказывания патриарха Кирилла войдут в историю как хрестоматийный пример всего самого худшего, что может произойти, если Церковь и государство будут слишком тесно сотрудничать и Церковь будет вмешиваться в политику. Православная Церковь Финляндии служит в обществе, где уважают человеческое достоинство. Финское общество основано на совершенно иных принципах, чем общество в стране нашего восточного соседа. Между Финляндией и Россией есть географическая граница, но граница также проходит между двумя разными мировоззрениями и даже взгляды людей отличаются по обе стороны границы. Во время продолжающегося кризиса это становится все более очевидным.

Президент Ниинистё заявил в начале войны, что Россия сбросила маску. То же самое можно сказать и о руководстве РПЦ. Эта война не имеет победителей, и в результате войны Европа изменилась навсегда. Надеюсь, что и Русская Православная Церковь это поймет, но пока ее позиция по разрешению кризиса — это отсутствие позиции.

Илия, митрополит Оулу

Православная Церковь Финляндии

Расскажите друзьям