Несмотря на долгую карьеру в гуманитарной сфере, Ребекка Майсснер была глубоко тронута сценами, которые она увидела на польско-украинских пограничных переходах, которые она посетила во время недавнего визита по установлению фактов для Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ). По ее словам, больше всего ее тронули «длинные очереди очень уставших, измученных и невероятно грустных женщин, несколько бабушек, но в основном матерей с маленькими детьми, которых встречали щедрость и энтузиазм волонтеров, предлагающих им помощь».
Майсснер, руководитель программы ВЛФ по проектам церквей-членов, провела четыре дня в Польше, посетив Варшаву и приграничные районы, куда, по данным ООН, уже бежали более 1,8 миллиона украинцев, спасаясь от российского вторжения в их страну. Она посетила Польшу с 3 по 6 марта вместе с г-ном Чеем Маттнером, руководителем отдела операций Всемирного служения ВЛФ, и преподобным доктором Иренеушем Лукашем, региональным секретарем по Европе, чтобы выразить солидарность, оценить потребности беженцев и понять, как лучше всего поддержать местную Евангелическую церковь Аугсбургского исповедания в Польше (ЕЦАИП) в ответ на разворачивающийся кризис.
Майсснер и ее коллеги посетили два из семи пограничных переходов Польши, воочию наблюдая «благонамеренную, но зачастую хаотичную» реакцию людей, предлагающих помощь и гостеприимство беженцам. «Существует большой риск того, что некоторые люди, которые являются преступниками, хищниками, видят в этом реальный потенциал для себя, потому что у вас есть семьи, возглавляемые женщинами, которые чрезвычайно уязвимы, чрезвычайно устали и просто хотят, чтобы их отвезли в более безопасное место», — говорит Маттнер. По его словам, обеспечение зарегистрированного транспорта и поиск безопасных мест для них с помощью церквей и других организаций является сейчас первоочередной задачей в стране.
В ответ на риск торговли людьми и эксплуатации, LWF совместно с Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев работает над созданием регистрационных пунктов, где беженцы могут получить карточки для распределения наличных денег, а также получить направление на защиту и психосоциальную помощь, чтобы помочь им справиться с пережитой травмой. По словам Майсснера, еще одной насущной проблемой является количество людей с ограниченными возможностями, которые бегут от боевых действий и нуждаются в специализированной помощи, которая может быть недоступна в принимающих их общинах.
Отмечая, что подавляющее большинство беженцев — женщины с детьми, она говорит, что в долгосрочной перспективе возникнет потребность в образовании и уходе за детьми, предоставляемых носителями украинского языка. «Тех, кто уже нашел место для проживания в Польше, можно было бы подготовить в качестве воспитателей, что дало бы им чувство цели и предотвратило бы появление негативных механизмов преодоления», — добавляет она. Еще одним способом, в котором церкви смогут сыграть ключевую роль, является предоставление пастырской помощи тем, кто ищет духовной поддержки, и LWF будет консультироваться с церквями-членами, чтобы обеспечить обучение, ресурсы или другие формы укрепления потенциала, добавляет она.
Церковь ЕЦАИП — крупнейшая протестантская деноминация в Польше, насчитывающая 63 000 членов, которые входят в 133 прихода, разбросанных по всей стране. Ее диаконическая ветвь, Диакония Польша, имеющая персонал и ресурсы, ограниченные текущим кризисом, стремится расширить свой ответ на нужды беженцев. «Изучение более тесного сотрудничества с римско-католической церковью, составляющей большинство населения страны, также является приоритетом», — говорит Маттнер, — «чтобы избежать дублирования и обеспечить более скоординированные услуги для наиболее нуждающихся». Он также указывает на роль, которую церкви и религиозные организации могут играть в защите прав неукраинских граждан, которые бегут из страны, но подвергаются дискриминации и жестокому обращению, пытаясь перебраться в безопасные западные страны.
Майсснер говорит, что ее воодушевил щедрый отклик многих поляков, готовых открыть свои двери, чтобы принять семьи, потерявшие все в результате российских атак на их города и поселки. «Потребности огромны», — заключает она, — «и нам всем необходимо продолжать молиться за мир и жертвовать все возможные средства для поддержки скоординированного ответа на этот кризис».
LWF/P. Хитчен