Когда мне было 22 года, я сделал на руке татуировку с изображением русского писателя Федора Достоевского. Впоследствии я буду считать, что его книга «Братья Карамазовы» вновь пробудила мою любовь к христианству после многих лет, проведенных в пригородном евангелическом христианстве. Преданность любви и тайне, которая, казалось, населяла восточное православие, представленное в романе, очаровала и вдохновила меня. Много лет спустя я даже посещал занятия по этому роману в местной русской православной церкви. Меня, странствующего протестанта, там тепло приняли, и я стал поклонником как теологии, так и стиля восточного православия.
Когда в течение последнего месяца в Украине разразилась кровавая и беспощадная война, развязанная Владимиром Путиным и российским государством, я сразу же попытался узнать, какова будет реакция Русской православной церкви. Мое восхищение церковью привело меня к мысли, что я найду сильное обличение действий Путина со стороны церковного руководства. Вместо этого я с ужасом увидел, что патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, выразил поддержку вторжению Путина в Украину, вторжению, характеризующемуся жестокими убийствами украинских граждан, с леденящим душу утверждением, что вторжение было оправдано тем, что Украина приняла западные ценности и поддержала права геев.
Моя реакция отчасти объясняется тем, что я не был в курсе истории Кирилла и Путина. Недавно в интервью с Кириллом Говоруном, православным архимандритом и профессором Стокгольмской школы богословия, в программе The Unbelievable Podcast я узнал, что Кремль и православная церковь вступили в сговор о власти вскоре после избрания Путина президентом.
Говорун рассказывает, что когда Путин пришел к власти, «было предложение от русской церкви, предложение своего рода идеологии, которая должна была заменить коммунистическую идеологию. … И это была именно идея «Святой Руси»… И русской церкви удалось предложить, я бы сказал продать, эту идеологию Кремлю, Путину, и Кремль принял ее… И когда я слушал Путина всего неделю назад перед тем, как он начал свои нападения на Украину, я слышал голос церкви».
Больше всего в описании Говоруна меня поражает идея о том, что церковь обращается к политической власти государства с предложением вступить с ней в сговор на националистических условиях. Концепция Святой Руси связана с идеей о том, что Россия и несколько окружающих ее стран, таких как Украина и Белоруссия, являются частью святой земли, созданной за последнюю тысячу лет, и что защита этой святой земли от влияния Запада является святым долгом, выполняемым как церковью, так и государством.
Такое соглашение между лидерами церкви и авторитарными политическими лидерами должно показаться нам в Америке до боли знакомым. Именно в январе 2016 года в предвыборной речи в христианском колледже Дональд Трамп пообещал, что если он будет избран президентом США, то «христианство будет иметь власть. Если я буду там, у вас будет много власти, вам больше никто не нужен. У вас будет кто-то, кто будет представлять вас очень, очень хорошо. Помните об этом» (цит. по Dias).
На выборах в том же году 81 процент белых евангелистов, похоже, приняли эту сделку, когда помогли проголосовать за него на выборах. В тот момент, подобно соглашению, заключенному между русской церковью и Путиным, церковь бросила свою шляпу в сильную руку государства. Трамп уже показал свою авторитарную руку, предварительно рассказав о своей склонности к беззаконию, поскольку именно в этой речи он печально заявил: «Я могу встать посреди Пятой авеню и застрелить кого-нибудь, и я не потеряю ни одного избирателя, ясно?».
Мы уже видели последствия этого соглашения между этой большой частью американской церкви и Трампом в пенистых формах христианского национализма, возникших в США. Не нужно смотреть дальше крестов и знаков Иисуса, которые держали в руках те, кто штурмовал здание Капитолия в Вашингтоне, чтобы использовать ту власть, которую они все еще разделяли с Дональдом Трампом, чтобы нарушить функционирование демократии убийственным образом.
Идея чего-то вроде «Святой Руси» как Святой земли, созданной Богом, также не должна быть незнакома американцам. Многие из первых европейских поселенцев принесли с собой в новый мир это представление, больше всего пуритане, что видно из таких идей, как пуританская колония Джона Уинтропа как «город на холме». Потомок пуритан и богословский лидер первого Великого пробуждения Джонатан Эдвардс однажды заронил эсхатологическое семя в американское богословие: что касается окончательного обновления Богом всего человечества, то «это великое дело Божье должно быть близко. И есть много вещей, которые делают вероятным, что эта работа начнется в Америке».
Эдвардс считал, что именно Америке уготована судьба исполнить высшую волю Бога. Если мы рассмотрим сходство, которое Америка исторически разделяет с Россией, когда речь идет о глубоко укоренившихся убеждениях, что наши страны представляют собой некое святое повторение избранного Богом народа, а затем объединим это с тем, что эти убеждения используются для наделения диктаторских и жестоких силовиков огромной властью, мы увидим страшную опасность, которая нависла над нами.
Нынешний кризис заставляет нас задаться вопросом: а что, если бы они преуспели в своих целях по расстройству демократии и передали власть растущему автократу? Что бы произошло, если бы представители американской церкви, жаждущие политической власти, объединились с диктатором и помогли передать ему контроль над страной? Каковы были бы плоды такого союза? Возможно, этот момент, когда Владимир Путин, авторитарный диктатор, марширует в ногу с лидером русской православной церкви, показал нам истинные последствия христианского национализма: резню во имя Христа.
Иисус предупреждал нас о сочетании религии и земной человеческой власти, когда отверг подобное предложение, сделанное самим сатаной. В книге Матфея, когда Иисус постится в пустыне, написано: «И опять диавол взял Его на весьма высокую гору и показал Ему все царства мира и великолепие их. «Все это дам тебе, — сказал он, — если поклонишься мне». Иисус сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! Ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»». (Матфея 4: 8-10). Часто кажется, что искушения, с которыми Иисус столкнулся в пустыне, — это искушения, с которыми человечество также должно сталкиваться снова и снова. Поэтому мы должны воспользоваться моментом и научиться у Христа тому, что наша верность — Богу, и мы «служим только Ему», ибо когда верность церкви привязывается к устремлениям государства, мы теряем всякий моральный авторитет и сходим с пути Иисуса.
Наблюдая за трагедией, происходящей в Украине, наши сердца и молитвы должны быть со страждущими, и мы должны горячо молиться о том, чтобы Святой Дух изменил сердце патриарха Кирилла и лидеров русской церкви, но в этом очаге возмущения, который так уникально объединил народ Америки, мы должны позволить ужасу, который мы чувствуем в наших сердцах, глядя на жестокий плод оксюморонов христианского национализма и священной войны, заставить нас вспомнить, как близко Америка подошла к тому, чтобы передать бразды правления нашим религиозным сознанием авторитарной власти, и как серьезно эта угроза все еще маячит на нашем горизонте.
Дэвид Пиорек