Сразу скажу, что выраженное в этой статье мнение является лишь частным, поскольку многим, особенно на себе испытавшим шок от переключения от радостей жизни к тяготам войны подобная точка зрения может показаться несправедливой. Если даже не сказать обидной. Но правда всегда нелицеприятна. Христианство, как бы мы ни хотели увидеть в нем лишь религию нескончаемой радости и вдохновенного ликования в действительности в своей основе коренится на страдании, а также на сострадании. На страданиях распятого Христа, умершего за наши грехи, и сострадании к Его жертве людей, призванных стать избранными, и войти в Царствие Небесное.
Когда мы видим толпы беженцев — женщин, детей, стариков оторванных от родного очага, голодающих, бездомных, ищущих спасения где угодно, лишь бы поскорее оказаться от того ада, в который превратилась Украина, то наши сердца наполняются гневом. Кто виноват в бедствиях, которые выпали на долю этих сотен тысяч несчастных? Ответ для многих, особенно людей далеких от религии лежит на поверхности — спятивший кремлевский старец, в одночасье обрушивших на их головы тонны бомб и снарядов, спаливший из дома, отобравший у них сыновей и отцов, защищающих сейчас с оружием в руках «родную отчизну».
Человек так устроен, что во всех своих жизненных неприятностях склонен винить других — плохого начальника, изменившую жену, мужа-алкоголика, завистливого коллегу по работе, или вредного соседа. Так и сейчас, во всем как известно виноват Путин. У меня нет никакого желания выступать в роли адвоката дьявола. Но если дьяволу что-то и было попущено, то не иначе лишь как с позволения Бога. Если отбросить этот тезис, то мы не только пойдем ложной дорогой, которую нам услужливо предлагает ад, но и умалим могущество Божье, а это есть ничто иное, как маловерие, смертный грех по отношению к Всемогущему Творцу. Ибо лишь в деснице Бога находится жизнь и судьба каждого из нас. Понятно, что сейчас многие сердца содрогнулись от ужаса и впали в уныние. Психологи говорят о потстравматическом синдроме, вызванном войной, ночных кошмарах и навязчивых страхах поразивших многие души. Но если бы человек имел веру, а не только счет в банке и горы бытовой техники, копившейся годами как ненужный тлен, который сейчас пришлось бросить, то что смогло бы поколебать его внутренний покой? Что могло бы лишить веры во Всемогущество Бога, провидца наших душ и устанавливающего каждому меру испытаний лишь в пределах его личных сил. Если бы мы имели веру, то что побудило бы нас легкомысленно поверить больше не в Него, а в некую инфернальную сущность, безудержно надвигающуюся на привычный мирный уклад на своих танковых армадах? Почему люди предпочли взять в руки пулеметы и пушки, вместо того, чтобы вооружиться куда лучшей защитой — броней веры в Бога?
Мне пишут с Украины, что после начала боевых действий, многие люди, до того холодные к вере, стали обращаться к Христу. И идя в церковь за гуманитарной похлебкой стали получать и читать Евангелие, начали задавать вопрос священнику до которых раньше им просто не было дела. Действительно, когда там было спрашивать о Боге, когда надо успеть на распродажу, купить билет на очередной блокбастер, или слетать позагорать в Анталью? У меня нет желания говорить, что общество потребления следует выжечь каленым железом. Это уже пытались сделать при коммунистах. Но и поклонение золотому тельцу, беззаботное времяпрепровождение вместо напряженного поиска смысла в тот короткий временной промежуток, который мы называем жизнью тоже не может служить оправданием нашему легкомыслию.
Сейчас люди становятся самим собой, стоят наедине с Богом, лишившись многих вещей и страстей, загораживавших от них лик Творца. Если отпущены на их долю страдания, то они были заранее взвешены на чаше весов правосудия Божия. Ибо страданиями очищается душа человека. Наша задача не проклинать, не звать к оружию, но задуматься зачем нам были посланы эти испытания, что из столь важного мы оставляем позади. Только так можно обрести покой в душе, выкарабкаться из бездны отчаяния и примириться с Богом.
Фарабундо Марти