Европа вновь переживает огромную волну иммиграции, которая, вероятно, превзойдет все предыдущие. После вторжения России в Украину за первые две недели границы ЕС пересекло больше беженцев, чем за весь 2015 год. Такое развитие событий создает огромные проблемы для ЕС и Великобритании.
Как нам лучше всего справиться с этой новой человеческой трагедией и какие уроки можно извлечь из предыдущих волн беженцев?
- Обеспечить прибывающих работой
Принимающие страны должны сделать все возможное для немедленной интеграции беженцев в социальные и экономические структуры. Это означает, что нужно избегать длительных процедур предоставления убежища и бюрократии. Бюрократия часто приводит к тому, что после прибытия беженцы живут в неопределенности, не имея возможности содержать себя.
Вместо этого прибывшим следует сразу же предоставлять возможность работать. Это не только поможет самим беженцам, но и позволит им отправлять помощь на родину всем, кого они вынуждены были оставить. Длительные процедуры предоставления убежища, неопределенность и исключение из рынка труда также были показаны в предыдущих волнах как основные факторы, препятствующие социальной интеграции беженцев и их будущим экономическим результатам.
- Предоставьте им необходимое обучение
Получение работы — это, конечно, лучший способ интеграции, но людям, прибывшим из кризиса, может понадобиться обучение и поддержка, чтобы начать работать.
Беженцы, по определению, совершенно не готовы к жизни в другой стране, поскольку их бегство никогда не планировалось. Украинский юрист, врач или учитель, работавший до кризиса в Киеве, вероятно, не подозревал, что вскоре окажется беженцем где-то в Европе. Для того чтобы получить работу, им необходимо обеспечить необходимую подготовку, будь то изучение языка или получение сертификатов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в принимающей стране. Принимающая страна также должна обеспечить быстрое и прагматичное признание имеющихся у них сертификатов, подтверждающих их квалификацию.
- Дайте им возможность выбрать, где жить
Беженцам часто не дают выбора, где им поселиться, но они должны иметь такую свободу. Возможность выбора места проживания — лучший способ для них найти работу, поскольку они могут воспользоваться существующими сетями украинцев.
Предыдущая политика расселения часто лишала беженцев преимущества существующих этнических сетей и направляла их в районы с ограниченными экономическими возможностями, ограничивая их собственные перспективы и подрывая интеграцию в принимающие общины.
- Планировать наперед
Необходимо, чтобы у правительств был четкий, скоординированный и хорошо донесенный до населения план по преодолению кризиса — как немедленного, так и долгосрочного. Такой план должен предусматривать поэтапную и прозрачную стратегию с четкими долгосрочными обязательствами.
Это важно не только для самих беженцев, но и для работодателей, которые будут воздерживаться от обучения беженцев, если есть неопределенность в том, как долго они будут доступны.
И если разные принимающие страны не скоординируют свою политику в этом вопросе, они могут пожалеть об этом позже. Различные договоренности между странами приведут к межстрановым потокам.
- Привлекайте местные сообщества, чтобы избежать предрассудков
Важным уроком прошлых волн беженцев является необходимость вовлечения местного населения в ближайшие и долгосрочные стратегии поддержки и интеграции на рынке труда.
Национальные правительства должны предоставить возможность большему числу групп местного уровня оказывать поддержку прибывающим — в том числе людям, которые будут их трудоустраивать, работать рядом с ними и предоставлять им повседневные услуги, в которых они будут нуждаться.
Если местное население будет вовлечено в процесс интеграции беженцев, этот опыт поможет преодолеть возможные заблуждения и предрассудки, которые могут возникнуть.
- Признать возможность обратной реакции
Важно предвидеть политические последствия кризиса беженцев, выходящие за рамки непосредственных этапов. В Европе волна сочувствия к сирийским беженцам в 2015 году, символом которой стала трагическая смерть курдского мальчика, выброшенного на турецкий пляж, быстро уступила место враждебности после насилия, развернувшегося в канун Нового года в Кельне всего несколько месяцев спустя.
Массовые миграционные потоки неизбежно порождают недовольство и тревогу, которые могут быть (и уже были) оппортунистически использованы радикальными политическими движениями. Ценность открытости, прозрачности и хорошей коммуникации о том, как происходит интеграция беженцев, очень велика.
Задача огромная, но приток людей из Украины — это также возможность для европейских стран продемонстрировать силу и солидарность перед лицом человеческой трагедии. Страны, расположенные вдоль украинской границы, которые во время предыдущих кризисов наиболее скептически относились к размещению беженцев, на этот раз твердо намерены оказать гуманитарную поддержку. Для Великобритании этот кризис предоставляет возможность продемонстрировать, что она и остальная Европа могут объединиться, преодолевая свои политические разногласия в интересах эффективного реагирования на гуманитарный кризис.
Кристиан Дустманн
Директор, Центр исследований и анализа миграции (CReAM), UCL
Ян Престон
Профессор кафедры экономики, UCL