Коллега из Киева, Украина, которую я буду называть Н.М., прислала мне краткие эссе своих учеников о том, что они будут делать, когда закончится война. Будучи одновременно ученым и писателем, я знала, что эти голоса, выражающие удивительно прямую и чистую тоску по самым простым вещам, которые теряются во время войны, должны быть услышаны миром.
Эссе были написаны на английском языке, и Н.М., которая имеет степень магистра в области английского языка и литературы, сказала мне, что она сделала только «2-3 исправления». Ученики учатся в 10 и 11 классах одной из киевских школ, им от 15 до 17 лет, они из столицы и ее пригородов. Сочинения были написаны в период с 14 по 18 марта 2022 года.
Через большинство эссе проходит несколько тем. Подростки жаждут мира и хотят заниматься обычными делами, например, встречаться с семьей и друзьями, гулять, наслаждаться городом. Повседневная рутина стала необычной после нескольких недель войны. Все они намерены остаться в Украине. Отчаяние отсутствует. Студенты ожидают, что война закончится победой Украины, и гордятся тем, что они украинцы.
Их оптимизм тем более удивителен, что эссе были написаны в середине марта, когда победа казалась чем-то отдаленным. Многие из студентов также усвоили важный экзистенциальный урок: Жизнь может оборваться в любой момент, и очень важно прожить ее на полную катушку.
Диана хорошо передает общее настроение:
«Буквально 2 недели назад все жили своей спокойной повседневной жизнью, но однажды ночью эта жизнь изменилась навсегда. Россия напала на наши города и заставила некоторых людей навсегда покинуть свои дома или остаться в опасном месте и жить в страхе. Но ужас не может быть вечным, конец придет, и он будет значимым для нашей страны. После нашей победы я обязательно встречусь со всеми своими друзьями и членами семьи, скажу, как сильно я их люблю. Также я буду ценить каждое мгновение, проведенное с семьей и близкими мне людьми. Также я обязательно помогу своей стране восстановить то, что она потеряла, буду волонтером и после окончания школы поступлю на тот факультет, который будет полезен Украине. Теперь остается только надеяться и молиться о лучшем».
Как и Диана, Маша тоскует по обыденности:
«Сегодня ситуация в нашей стране очень сложная, и мы понимаем, что не ценили нашу повседневную жизнь, наши встречи с друзьями и даже простую прогулку. …После всех этих обстоятельств твои взгляды на жизнь меняются, ты начинаешь ценить то, что для тебя было обыденным и скучным. После войны мы все станем совсем другими людьми!».
Ожидания Даши столь же просты:
«Когда я вернусь домой, первое, что я сделаю, это буду играть на пианино. Я буду играть столько, сколько смогу. После этого я буду поливать свои растения».
Настя, между тем, сказала,
«Я буду делать все, на что у меня не было времени до войны. Например, схожу к стоматологу, потому что именно в этот четверг у меня была назначена встреча с ним на вечер. Но больше всего я хочу вернуться домой, в свою мирную и сильную Украину».
Аня открыла для себя глубину своего патриотизма:
«Каждое утро я встаю и благодарю Бога, что я жива. … Когда я услышала взрывы, я подумала, что это может быть моя последняя минута. Я буду проводить больше времени со своей семьей и друзьями. И я буду любить свою Украину больше, чем когда-либо».
София тоже:
«Мы сильны, я горжусь тем, что я украинка».
Влад также испытывает чувство патриотизма:
«Когда эта война закончится, я буду благодарить наших Героев, абсолютно бесстрашных защитников, которые защищали нашу страну все это время. Я полностью горжусь ими. Их поведение вдохновляет весь мир, и это замечательно. … В любом случае, мы побеждаем в этом кровопролитии и строим новую страну со свободой для наших потомков. … Я надеюсь, что наша культура будет лучшей в мире, и люди начнут уважать ее».
Оптимизм Глеба носит как религиозный, так и политический характер:
«Я думаю, что война закончится, когда скажет Бог, потому что все зависит от него. А также когда уберут президента России или когда закончатся все припасы и все солдаты отступят. Когда российская экономика будет полностью разрушена и начнется революция. Когда все перестанут бояться президента России и выступят против него. Но война, конечно, скоро закончится. Потому что добро всегда побеждает».
Ожидания Анжелики касаются политики — и еды:
«Я очень молюсь за Киев, потому что это невероятный город, в который я мечтаю вернуться! А после войны, конечно, все напьются, так что, может быть, я выпью пару капель за победу. А еще я мечтаю поесть суши, это мое любимое блюдо, поэтому буду есть их всю неделю. И, конечно, я по-прежнему хочу поступить в университет в Украине и жить в Украине со своими друзьями и родственниками. И я верю, что после победы не Украина попросится в НАТО, а НАТО [вступит] в Украину, потому что у нашего народа невероятная сила! Слава Украине!»
Алина подхватывает тему силы Украины:
«Эти три недели непрерывного ужаса изменили всех нас. Кто-то остался без крова, кто-то без родственников, огромное количество украинцев отдали свои жизни за мир. Но есть, по крайней мере, одна главная вещь, которая является общей для всех нас: Наша нация стала сильнее. Мы стали сильнее. … Все снова будет спокойно. Все будет Украина».
Вторая Алина смотрит на цену войны — и на то, как Украина будет двигаться вперед после ее окончания:
«Рано или поздно война прекратится. Эти события оставят отпечаток в каждом украинце. … Может быть, мы похороним многие тысячи людей, но все они пали не напрасно. Мы будем помнить всех. Потом мы будем восстанавливать наши дома, торговые центры, музеи. … Украинцы будут строить свое будущее в прогрессивной стране. Мы все будем развиваться, и другие страны будут нас уважать. Никто больше не будет спрашивать: «Украина? Где она? Это в России?». Наша страна вступит в НАТО и Европейский Союз. В конце концов, никто больше не будет на нас нападать».
Александр Мотыль
Профессор политологии, Рутгерский университет — Ньюарк