«Придя на место, называемое Голгофа, распяли там Иисуса с преступниками, одного по правую, другого по левую сторону (Лк 23:33)».
В этих нескольких трезвых словах евангелист Лука описывает одну из самых жестоких форм казни в Римской империи, которая использовалась для устрашения преступников и бунтовщиков. Умирать прилюдно, мучительно, чтобы все видели — символ власти в мире, охваченном беспорядками.
Для тех, кого возлагали на крест, пути назад уже не было. Они были прибиты гвоздями до самого конца, зациклившись на том, что они сказали и сделали. А Иисус? Его казнь без вины была преступлением. Он жил с глубоким доверием и верой в Бога.
Иисус на кресте без вины, с двумя преступниками по обе стороны. Один полон насмешек: «Спаси Себя и нас». Другой полон изумления: «Этот человек не сделал ничего плохого. Иисус, помяни меня, когда придешь в Царство Твое» (Лк 23:41-42).
Логика умиротворения, «синица в руках», картина Бога, нарисованная на основе человеческой справедливости, основанной на делах, не имеет смысла, когда справедливый человек страдает от наказания рядом с преступниками.
Того, кто стоит рядом с Иисусом, осеняет: «Мы получаем по заслугам за свои поступки, а этот человек не сделал ничего плохого». Иллюзия, что человеческая справедливость вознаграждает добрых и наказывает злых, устарела. «Истинно говорю тебе, — говорит Иисус преступнику, сидящему рядом с Ним, — «ныне же будешь со Мною в раю». Грешники и праведники одинаково страдают на кресте. Однако смерть Иисуса между двумя преступниками открывает Божью благодать. Становится виден Бог, Который превосходит наше человеческое сердце.
Я читаю в новостях:
Рыдая, Сергей целует окровавленное лицо своего погибшего брата. Российская ракета попала в казарму Игоря под Николаевом. Он и десятки его товарищей погибли. Игорь ушел добровольцем, чтобы защитить свою страну. Не прошло и месяца. Галина, его невеста, находится со своими русскими родителями в Молдове. Только Сергей находится там, чтобы похоронить своего брата. С лопатой, в казарме, на краю спортивной площадки. Он слышит гром выстрелов. Это их сторона или вражеская? Выстрелы приносят одни и те же разрушения, они приносят смерть. Близлежащий район Кульбакино, где живет Сергей, почти опустел. Там, где еще месяц назад люди жили вместе, разговаривали друг с другом на русском и украинском языках, больше нет ни воды в трубах, ни отопления. Все, кто мог, сбежали в безопасное место.
В Страстную пятницу перед Богом предстают преступления, несправедливые убийства и несправедливая смерть. Страдания Иисуса и страдания людей становятся единым целым. Повсюду истории Пасхи — и посреди них Бог милосердия.
Иисус не взывает: «Даруй мне справедливость!». Вместо этого Он говорит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».
Эти слова открывают глаза одному из преступников, распятых вместе с Ним. В зеркале прощения он осмеливается заглянуть в свою собственную бездну и осознает свою вину.
Люди, которые не были близки к Иисусу, также приблизились к Нему во время Его страданий и «стояли и смотрели». Возможно, они узнали Его иначе, чем те, кто знал Его лучше. По словам Луки, «все знакомые его… стояли в отдалении».
В пасхальное утро мы тоже будем стоять там и смотреть в наши собственные бездны и бездны нашего века. И снова, по-другому, мы будем поражены тем, как Бог призывает к новой жизни из тьмы смертной тени.
Пропстин Астрид Клейст,
представитель Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии, является вице-президентом LWF по Центральной Западной Европе.