Существует распространенное заблуждение, что в православном христианстве нет оснований для отказа от военной службы по убеждениям. На самом деле, в Православной церкви уже давно есть люди, которые возражали против военной службы на основании своей религиозной совести. Православные христиане вправе ссылаться на свою веру в качестве основания для отказа от военной службы или в качестве причины для альтернативной службы. Этот документ был подготовлен несколькими священниками Русской Православной Церкви с целью помочь христианам, чья вера вынуждает их отказаться от военной службы по убеждениям.
Православная церковь безоговорочно осуждает войну как противоречащую воле Божией, и поэтому имеет тысячелетнюю традицию отказа от военной службы по соображениям совести.
Православное осуждение войны
Ряд современных заявлений православных епископов и юрисдикций свидетельствуют о зле войны и праве на отказ от военной службы по соображениям совести.
В 2000 году собрался Синод архиереев Русской Православной Церкви и провозгласил:
Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт.4:3–12)…. Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19).
С тех пор это утверждение было добавлено к Русскому Православному Катехизису.
В то время как некоторые западные церкви провозгласили доктрину «справедливой войны», у Православной церкви нет исторической основы для такой доктрины. Вместо этого война рассматривается нашей Церковью как зло, точка. Всякий раз, когда православные христиане участвовали в вооруженных силах, позиция Церкви заключалась в том, что это трагедия и что такие солдаты должны покаяться. Эта позиция изложена в церковном каноническом праве.
Каноны 12-17 св. Ипполита, например, гласят:
Относительно магистрата и воина: никого не убивать, хотя бы и получили приказ… Имеющий власть и не делающий праведности евангельской да будет исключен и не `молится с епископом.
Солдат под властью не должен убивать человека. Если ему прикажут, он не должен выполнять приказ и не должен приносить присягу. Если он не хочет, пусть будет отвергнут. Тот, кто обладает силой меча или является магистратом города, который носит багряницу пусть прекратит свое существование или будет отвергнут. Оглашенные или верующие, которые хотят стать солдатами, должны быть отвергнуты, потому что они презрели Бога.
Христианин не должен становиться солдатом, если только его не принуждает вождь, носящий меч. Он не должен обременять себя кровавым грехом. Но если он пролил кровь, то не должен причащаться в таинствах, если только не очистится наказанием, слезами и плачем. Он не должен выступать с лукавством, но в страхе Божием.
Точно так же в 13-м каноне св. Василия говорится: «…благоразумно отказывать [солдатам] в причастии в течение трех лет, на том основании, что они не чисторуки». Этот канон в равной степени относится к солдатам, погибшим на войне, и к тем, кто не погиб, ибо простое участие в вооруженных силах требует покаяния в виде временного отлучения от церкви.
Точно так же в Каноне 12 Первого Никейского собора говорится:
Те, которые были призваны благодатью и проявили первую ревность, сбросили свои воинские пояса, а потом возвратились, как псы, на свою блевотину, так что некоторые израсходовавшие деньги и посредством даров вновь обрели свои ` воинские звания; пусть они, после того как они проведут три года в качестве слушателей, будут в течение десяти лет лежать ниц.
Здесь требуется десять лет покаяния для возвращения на службу, опять же независимо от того, имел ли место какой-либо акт убийства. Таким образом, в самой военной службе нужно каяться. Сегодня буква этих канонов больше не соблюдается, ибо каждому человеку оказывается индивидуальная пастырская забота. Тем не менее, эти каноны остаются обязательными для Церкви с точки зрения ее богословского понимания ведения войны. Богослов и историк протоиерей Иоан Макгакин отметил, что эти каноны во многом ответственны за то, что Православная Церковь так и не формализовала теорию справедливой войны. Такое отношение проникло даже в сознание политических властей Византийской империи. Император Юстин II, например, чье правление было отмечено войной с Сасанидской империей, раскаялся в своих действиях, когда ушел с поста императора, заявив: «Не наслаждайтесь кровавыми делами, не принимайте участия в убийствах, не воздавайте за зло злом, и не подражайте мне во вражде моей». Вместо того, чтобы пытаться добиться одобрения своего военного опыта, в конце своего правления император Юстин пожелал, чтобы его последователи не подражали ему в этом отношении.
Каноническая традиция, осуждающая военное участие, еще более сильна, когда речь идет о духовенстве. По сей день православное духовенство канонически не может носить оружие, применять силу в целях самообороны или иным образом участвовать в силовых действиях. Апостольский канон 27 гласит:
Что же касается епископа, или пресвитера, или дьякона, который бьет верующих за грехи или неверных за неправильные действия с намерением напугать их, мы повелеваем, чтобы он был низложен с должности. Ибо Господь нигде этому не учил. Напротив, Он Сам, когда его ударили, не ответил; когда Его злословили, Он не злословил Своих злословящих; когда страдал, Он не угрожал.
Этот же запрет появляется и в Апостольском правиле 83 и в 7-м правиле Первого Никейского собора.
Духовенство обязано соблюдать эту форму пацифизма, потому что Православная Церковь учит, что такое отношение является нормативным состоянием для христианина. Принимая во внимание менее продвинутые духовные состояниям некоторых лиц, не принадлежащих к духовенству такой пацифизм не требуется каноном для всех христиан. Однако церковное требование призвано указать, что такое поведение рекомендуется всем и что путь духовного совершенствования — это путь, ведущий в конце концов к полному ненасилию.
Православная христианская традиция отказа от военной службы по соображениям совести
Христос учил любви к врагам и тому, что, когда кто-то поражен, они не должны наносить ответный удар, а вместо этого подставить другую щеку. Этот запрет вместе с общим осуждением войны церковью привел к очень давней традиции отказа от военной службы по соображениям совести в церкви.
На сайте Православной Церкви в Америке есть страница вопросов и ответов, на которой ПЦА пытается ответить на вопросы о вере применительно к жизни в мире. Православная Церковь в Америке — это юрисдикция, которая считается автокефальной (cамоуправляемой) Православной Церковью, исповедует русскую традицию Православия и находится в общении с Русской Церковью. В ответ на вопрос о позиции Православия в отношении войны и ненасилия ПЦА опубликовала следующий ответ:
Христос учил, что совершенство требует любви к врагам и абсолютного отказа от противодействия злу злом. Таким образом, если человек будет совершенен, он полностью откажется от относительных ценностей этого мира и не будет участвовать ни в одном нравственно двусмысленном поступке. Так, например, Церковь запрещает ношение оружия своему духовенству и не позволяет продолжать служение человеку, пролившему кровь, теоретически даже случайным образом!.. если человек будет совершенен и полностью отдаст свою жизнь Христу, он по необходимости откажется от военной службы, а также от любой политической службы, которая всегда и по необходимости связана с релятивистскими ценностями, большим и меньшим злом и добром… Таким образом, тотальный пацифизм не только возможен, это признак величайшего совершенства, совершенства Царства Божия.
Православные христиане часто смотрят на святых как на образец того совершенного образа жизни, к которому должны стремиться все христиане. Жития святых изобилуют примерами отказа от военной службы по убеждениям и противодействия им.
Св. Максимилиан, например, был казнен в 295 г. за отказ от военной службы. За это его тут же причислили к лику святых и считают мучеником. Стенограмма суда над ним сохранилась в его мартирологе. На суде св. Максимилиан заявил: «Я не могу сражаться за этот мир… Говорю вам, я христианин». В ответ на это проконсул указал, что в римской армии служили христиане. Максимилиан ответил: «Это их дело. Я тоже христианин и не могу служить».
Точно так же св. Мартин Турский оставил армию после своего обращения. Сообщается, что св. Мартин предстал перед Цезарем, чтобы получить военную награду, но св. Мартин ответил: «До сих пор я служил вам солдатом. Теперь позвольте мне служить Христу. Отдайте награду этим другим. Они собираются воевать, а я воин Христов, и мне не дозволено воевать».
В другом таком случае новокрещеный сотник св. Маркелл бросил на пиру свои воинские знаки отличия, заявив: «Я служу Иисусу Христу, вечному Царю. Я больше не буду служить вашим императорам и презираю поклонение вашим богам из дерева и камня, которые являются глухими и немыми идолами». Материалы суда над святителем Марцеллом также сохранились. Сообщается, что на этом суде он заявил, что «христианину, который служит Господу Христу, не подобает служить в армиях мира».
Есть еще много таких православных святых, которые были канонизированы за отказ от военной службы по явно христианским мотивам, например, св. Киби, св. Кадок и св. Феаген. Каждый солдат фиванского легиона под командованием святого Маврикия считается святым в церкви. Этот легион был полностью христианским и отказался от приказа императора Максимиана, который противоречил их совести. Одна легенда гласит, что легиону было приказано подавить восстание христиан. Несмотря на понятную военную обеспокоенность восстанием, св. Морис и Легион, который, как сообщается, состоял из тысяч человек, отказались. Они заявили, что как христиане не могут убивать других христиан ни при каких обстоятельствах и ни по какой причине. Сообщается, что легион был построен, и каждый десятый мужчина был казнен. Когда они по-прежнему отказывались сотрудничать, казни продолжились. Когда же они продолжили упорствовать, всех воинов казнили, и за это их всех причислили к лику святых. Хотя они и потеряли свои жизни, они завоевали единственное, что имеет значение, место в Царстве Божьем.
Св. Иоанн Константинопольский Солдат и св. Себастьян также были святыми солдатами, которые, как сообщается, так же отказались от военной службы по соображениям совести. Хотя эти святые не ушли из армии, по сообщениям, они отказались выполнять определенные приказы и работали над тем, чтобы подорвать успех римских вооруженных сил, основываясь на своих убеждениях. Св. Иоанн Солдат сделал это потому, что его полку было приказано убивать христиан, а он как христианин не мог. Сообщается, что даже знаменитый Святой Валентин действовал против римских военных. Одна легенда гласит, что Святой Валентин подписал много фальшивых свидетельств о браке, потому что недавний брак был одним из способов, которым молодые христиане могли избежать призыва.
В ранней церкви такое отношение было настолько распространено, что язычник Цельс писал: «Если бы все люди поступали так, как вы, ничто не мешало бы императору остаться в полном одиночестве, и с дезертирством его войск Империя попала бы в руки самых беззаконных варваров». На это ответил богослов Ориген:
Христиан учили не защищаться от своих врагов; и поскольку они соблюдали законы, предписывающие кротость и любовь к человеку, они получили от Бога то, чего не достигли бы, если бы им было позволено вести войну, хотя они вполне могли бы это сделать.
Св. Иустин Мученик, другой важный раннехристианский богослов, подобным же образом писал: «Мы, исполненные войны и взаимной бойни, и всякого зла, каждый из нас во всем мире перековали свое воинское оружие… мечи свои на орала и копья свои на серпы.»
Позиция ранней церкви против войны и военной службы была довольно однозначной, а число христиан, которые были замучены за свой отказ дать отпор насилию, не поддается подсчету. Православная Церковь выделяется среди других Xристианских Церквей своей преданностью идее преемственности с этими ранними святыми и с разумом ранней Церкви. Таким образом, распространенность такого отношения среди святых задает тон для отношения Церкви к отказу от военной службы по соображениям совести.
Заключение
Позиция Православной Церкви, засвидетельствованная в соборных документах, заявлениях епископов, каноническом праве, агиографиях и писаниях святых, состоит в том, что воинство греховно, и поэтому отказ от военной службы по соображениям совести не только допустим, но и похвален. Все православные христиане должны стремиться жить святой жизнью, а отказ от применения силы и отказ от военной службы есть шаг на пути к царствию Божьему.
***
Есть несколько способов избежать призыва на военную службу. Руководства по этому вопросу можно найти по адресу
ВКонтакте: vk.com/stoparmy
YouTube: youtube.com/stoparmy
Facebook: fb.me/stoparmy
а также
Telegram bot: https://realarmy.org/telegram-bot-dlya-realizacii-prava-ags/