Главы Церквей и религиозных общин должны встретиться на Голгофе в Иерусалиме и попросить прощения за халатность, которая привела к войне, — говорит профессор Альберто Меллони, историк Церкви.
Петр Дзюбак (KAI): Профессор, время перед Пасхой 60 лет назад было драматичным: несколько месяцев после кризиса на Кубе, когда существовала реальная угроза третьей мировой войны. 11 апреля 1963 года Папа Иоанн XXIII обнародовал энциклику «Pacem in Terris». Как мы должны смотреть на сегодняшнее послание Папы Ронкалли?
Профессор Альберто Меллони: Иоанн XXIII пережил две мировые войны. Во время Первой мировой войны он служил военным капелланом. Во время Второй мировой войны он был дипломатом Ватикана в Турции.
Он познал ужасы войны, окопы и знал о Катастрофе. Он воочию увидел, что такое разрушение войны. Он лично знал, что такое потребность в мире. И это уже отличалось от бескомпромиссного учения Церкви в предыдущие десятилетия. В девятнадцатом и начале двадцатого века Церковь, что сегодня звучит ужасно, описывала войну как «кровавую санкцию современного отступничества». Это было сделано для того, чтобы доказать, что люди, далекие от Бога, могут вызывать только катастрофы. И самым большим бедствием является именно война.
Папа Ронкалли уже по-другому смотрел на вопрос о войне. В октябре 1962 года конвой кораблей перевозил ядерные ракеты на Кубу в качестве противовеса размещению американских ракет в Турции, президент Кеннеди блокировал остров, и казалось, что вот-вот разразится Третья мировая война. Затем Папа Ронкалли сделал жест, который только выглядел как нечто простое. Он направил послание главам обоих государств, Хрущеву и Кеннеди, призывая их заключить мир — не во имя морали, церковного учения, а во имя семей, во имя человечества, которое просит мира. И это сработало.
Для Хрущева это был выход из тупика, в который он сам себя загнал. Он мог сообщить в политбюро советской партии, что кое-что приобрел благодаря этому авантюрному и извилистому сюжету.
Именно тогда Папа решил написать энциклику, язык которой значительно отличается от предыдущих папских документов, и не только о мире. «Pacem in terris» и сегодня содержит великое предупреждение о том, что в ядерный век концепция справедливой войны в ее классическом понимании больше не существует. Я думаю, что сегодня мы находимся в похожей ситуации. Начиная со Второго Ватиканского собора, все папское учение, вплоть до недавней энциклики Папы Франциска «Fratelli tutti», абсолютно отвергает и даже осуждает само обладание ядерным оружием.
— Если Папа Ронкалли каким-то образом помог Хрущеву выйти из тупика, может ли Франциск сделать что-то подобное с Путиным?
– Францисканские легенды описывают события, некоторые из которых особенно нравятся нынешнему Папе. Например, история о том, как Святой Франциск идет к султану или как он укрощает волка из Губбио. Эти ссылки стали как бы визитной карточкой межрелигиозного диалога Папы Франциска и не только.
Все видят, что действия Российской Федерации полны политических и дипломатических противоречий. С одной стороны, перед лицом действий Путина кажется, что такие страны, как Словакия, Польша и страны Балтии, поступили правильно, вступив в НАТО, поскольку, оставаясь вне этого оборонного союза, они рисковали подвергнуться нападению со стороны России. С другой стороны, НАТО не может делать то, что выходит за рамки защиты границ стран-членов. Альянс также не может быть полицейским в мире, которому угрожает ядерное оружие.
Поэтому дипломатия должна быть на первом месте в этой войне, которая требует больших усилий. В этом измерении Католическая церковь хочет и берет на себя ответственность. Жаль, что она не может сделать это в экуменическом диалоге с Православными Церквами, чтобы в нынешней ситуации общим голосом вспомнить заповедь: «Не убий!».
— Многие комментаторы говорят, что Путин не хочет никого слушать. А Хрущев вообще кого-нибудь слушал?
— Абсолютно нет, хотя в широком западноевропейском воображении Хрущев был хорошим тираном, в отличие от своего предшественника Сталина. Мы знаем, что он был очень жесток по отношению к христианским церквям в Советском Союзе. Именно во время его правления они подвергались особым гонениям. Однако он понимал, что не может сделать две вещи. А именно, что его огромная страна не могла развиваться дальше из-за царящей бедности и одновременно вести войну. Он и его преемники совершили множество ошибок, которые привели к распаду Советского Союза.
— Путин не может прислушаться к Русской православной церкви, которая дала ему идеологическую основу для ведения войны…
— Я думаю, что сейчас миру, вероятно, очень не хватает единства внутри самой Православной Церкви. Она была нарушена, например, в связи с Всеправославным собором на Крите в 2016 году. Это, кстати, было предвестием того, что возникнет конфликт, который выйдет из-под контроля.
Произошел раскол между экуменическим Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом. Православная церковь не выступает единым фронтом, а некоторые из национальных православных церквей стали трубами националистической пропаганды. Совместный документ, подписанный Папой Франциском и Патриархом Кириллом на Кубе в 2016 году, полон антимодернистской риторики, которая и сегодня присутствует в выступлениях Патриарха Московского. В то время почти никто не обратил на это внимания. В конце концов, речь шла не только о том, чтобы плохо отзываться о современности, но и о том, чтобы осудить войну, происходящую на востоке Украины.
Такая халатность должна быть исправлена. Христианство имеет многовековую традицию и знает, как об этом говорить. Необходимы конкретные жесты, в том числе жесты покаяния. Например, все главы христианских церквей и религиозных общин должны собраться на Голгофе в Иерусалиме и попросить прощения за всю ту халатность, которая привела к войне и мировому кризису. Лидеры всех стран мира, особенно тех, которые вовлечены в войну, должны присоединиться к такой инициативе и, возможно, в Иерусалиме установить прочный мир в Украине. Это было бы прекрасно.
— Но как объяснить позицию патриарха Кирилла, который использует религиозную риторику для оправдания войны? Он предлагает русским солдатам икону Божьей Матери…
— Наша бедная Божья Матерь, в Своей жизни и с точки зрения вечности Она уже видела так много. Она тоже была беженкой из своего дома и знает, что такое страдания матерей. Она, конечно, утешит матерей российских солдат, погибающих в бессмысленной войне, в которой не будет достигнута ни одна из заявленных Путиным целей. Украина — страна-смесь национальностей, культур, религий, и хотя бы по этой причине она не примет никакой формы национализации ни с какой стороны, не примет никакой формы национализма от русских, чьи бомбы разрушили страну.
Каждый верующий знает, что Бог на стороне страждущих, как это ясно из тайны Креста. Никто не сомневается, что украинцам тепло. На другой стороне — русские, которые не хотят этой войны, потому что это братоубийственная война. В прошлом году Путин опубликовал эссе о единстве Украины и России. Я понятия не имею, кто написал ее для него. Это текст, полный националистической идеологии, относящейся к славянскому миру. В нем говорится о союзе трех Русов: Большая Рутения, Малая Рутения и Белая Рутения, что следует читать, Россия, Украина и Беларусь. Вся статья написана в стиле имперской логики, которая включает в себя единую православную веру под руководством мифического третьего Рима, Москвы. Теперь мы знаем, что этот текст был идеологической подготовкой к войне.
Я думаю, что любые отношения между Великой и Малой Русью после такой большой военной разрухи, какую пережила Украина, немыслимы. Украинцы, конечно, не сдадутся. На данный момент необходимо сделать все возможное, чтобы уменьшить число жертв среди мирного населения.
— Профессор, должен ли западный мир проверить свою совесть после такого опьянения российскими деньгами, будь то в мире спорта, промышленности или других областях?
— На протяжении веков Западу удавалось побеждать в войнах и завоевывать мир. Когда Советский Союз и, соответственно, Варшавский договор распались, к сожалению, необходимо было осознавать, что конфликт Запада с бывшей советской империей еще не закончился. Для стран бывшего Восточного блока начался гораздо более сложный процесс — построение гражданского, справедливого, демократического общества, в котором будут гарантированы индивидуальные и общественные свободы.
К сожалению, Запад, видя, что в России ничего подобного не происходит, решил, что может заключить сделку с ограниченным числом олигархов, которые грабят свою собственную страну, зарабатывая при этом огромные деньги. Для западного мира это выглядело как некая форма успешного бизнеса с путинской Россией. Сегодня мы можем видеть, насколько неудачной была такая сделка.
Кроме того, эта аранжировка по-прежнему излучает большую долю безрассудства. Сегодня некоторые западноевропейские страны принимают некую легкую линию в духе интервенционизма, напоминающую 1914 г. Это немного похоже на таких морских пехотинцев в тапочках в твиттер-войнах или социальных сетях. С одной стороны, некоторые требуют от украинцев сопротивления, которое, как известно, есть. Украинцы героически сражаются отнюдь не потому, что кто-то через твиты, написанные на диване, приказал им это сделать. С другой стороны, нет другой альтернативы, кроме как финансировать оружие и людей, которые ведут войну. К сожалению, как всегда, большинство жертв приходится на гражданское население.
Я думаю, что важным во всем этом является понятие времени в духе христианского паломничества. Конечно, в реальном времени происходят важные вещи, принимаются важные решения, но все это делается в духе недолговечной горячей информации, которую ежедневно предоставляют нам СМИ. Паломничество, с другой стороны, требует более длительного времени, потому что вы должны добраться до выбранного вами места и понять, зачем вы туда отправились.
Вот почему дипломатия — это тоже такое паломничество. Еще не было войны, которая могла бы закончиться разговором по Skype между двумя делегациями. Профессия дипломата требует терпения в переговорах и времени.
Восточный фланг Европейского союза, в свою очередь, взял на себя бремя заботы о беженцах, которые покинули места своего проживания в основном из-за этнических чисток. После такого исхода людей потребуется много лет, чтобы достичь некоего равновесия.
— В энциклике «Pacem in terris» ясно сказано, что логика оружия — это не логика Евангелия. Папа Франциск постоянно повторяет это, указывая на то, какие огромные деньги тратятся на вооружение и торговлю оружием.
— Я думаю, что прежде чем говорить о торговле оружием, необходимо рассмотреть два вопроса. Во-первых, так называемый метод ядерного сдерживания должен быть осужден. Во-вторых, необходимо внушить людям, что обладание ядерным оружием достойно презрения и что все усилия по разоружению и сокращению этого оружия будут благословлены Богом.
Сегодня мы видим, что модель веры в то, что ядерное оружие является гарантией безопасности и мира, действует. Из некоторых выступлений украинских лидеров также следует, что Украина потеряла свое ядерное оружие, и что если бы оно у нее было, то она была бы в большей безопасности, и войны не было бы вообще. Ничто не может быть дальше от истины. Сегодня войны начинаются с оценки ядерных арсеналов, которыми обладает та или иная страна, и они не сдерживают вооруженное вторжение.
Все еще необходимо пропагандировать в обществах, что война — это обманчивое суеверие. Каждый здравомыслящий человек знает, что война не решит ни одной проблемы. Война всегда длится гораздо дольше, чем объявляют генералы, и вызывает гораздо больше разрушений, чем предполагалось, а все проблемы все равно остаются или становятся еще больше. Человечеству удалось преодолеть многие проблемы, которые считались неразрешимыми, например, рабство, и не в результате тотальных войн.
Мы находимся в очень рискованном моменте. С одной стороны, мы наблюдаем отчаяние украинцев, которые воспринимают нынешнюю реальность как уже начавшуюся Третью мировую войну, которую европейцы и американцы еще не заметили. С другой стороны, в России есть люди, которые считают, что если мы уже что-то начали, несем расходы, то надо довести войну до конца. Мы должны отказаться от такого образа мышления.
Давайте спросим себя, помнит ли кто-нибудь сегодня, что война на Балканах началась с минометного обстрела боснийского базара в Сараево. Если бы не эта драматическая сцена перед камерами западных СМИ, мог ли кто-нибудь подумать, что НАТО в конце концов ввяжется в войну и будет бомбить Белград? В нынешней ситуации, не дай Бог, чтобы у нас произошло то, что произошло на Балканах, так как это было бы катастрофой для всего человечества.
Профессор Альберто Меллони — итальянский церковный историк, председатель кафедры ЮНЕСКО по религиозному плюрализму и миру, известный прежде всего своими публикациями о Соборах, особенно о II Ватиканском. С 2020 года он является одним из главных научных советников Европейской комиссии.
Интервью появилось в службе Католического информационного агентства под названием «Конец войны в Украине. «Чтобы положить конец войне в Украине, дипломатия должна быть на первом месте».