Война в Украине подвергает испытанию поддержку Путина американскими евангелистами, как лидера консервативных ценностей

Диалог

В феврале 2022 года лидер евангелистов Франклин Грэм призвал своих последователей молиться за Владимира Путина. В своем твите он признал, что это может показаться «странной просьбой», учитывая, что Россия явно собиралась вторгнуться в Украину. Но Грэм попросил верующих «молиться о том, чтобы Бог подействовал на его сердце так, чтобы любой ценой избежать войны».

Ответная реакция была быстрой и прямой. Грэм не просил молиться за Украину, отметили некоторые наблюдатели. И он редко призывал верующих молиться за президента США Джо Байдена.

Значительная часть американского евангелического сообщества, особенно белые консерваторы, уже почти 20 лет развивает политический и эмоциональный союз с Россией. Эти американские верующие, включая таких видных деятелей, как Грэм и Джей Секулоу из Американского центра права и справедливости, рассматривают Россию, Путина и Русскую православную церковь как защитников веры, противостоящих нападкам на «традиционные» и «семейные» ценности. В центре внимания находятся российские законы против ЛГБТК, которые стали образцом для некоторых законов против транссексуалов и геев в США.

Сейчас, когда Россия бомбит церкви и разрушает города в Украине, самой протестантской из бывших советских республик, американские евангелические общины разделились. Большинство выступает против действий России, особенно потому, что в Украине есть сильная евангельская церковь, которая получает внимание и молитвы от целого ряда евангельских лидеров.

Тем не менее, небольшая группа наиболее консервативных американских евангелистов не может окончательно порвать со своим давним союзником. Энтузиазм в отношении России олицетворяет Грэм, который в 2015 году посетил Москву, где у него состоялась теплая встреча с Путиным.

По сообщениям, во время этой поездки Путин рассказал, что его мать сохранила христианскую веру даже при коммунистическом правлении. Грэм в свою очередь похвалил Путина за его поддержку православия, противопоставив «позитивные изменения» в России росту «атеистического секуляризма» в США.

Но так было не всегда. Когда-то американские евангелисты считали Советский Союз и другие коммунистические страны самой большой угрозой для своей веры.

Они вели драматическую и незаконную деятельность, контрабандно перевозя Библии и другую христианскую литературу через границы. И все же сегодня Россия — страна с низкой посещаемостью церквей и низкой терпимостью правительства к протестантскому евангелизму — стала символом консервативных ценностей, которые провозглашают некоторые американские евангелисты.

Контрабанда Библий

Начиная с 1950-х годов, но усиливаясь в 1970-х и 1980-х годах, американские и европейские евангелисты были в тесной связи с христианами, страдающими от рук коммунистических правительств.

Одной из евангельских групп, возникших в это время, была «Открытые двери», основной целью которой была работа для «гонимых христиан» по всему миру. Она была основана «братом Эндрю» Ван дер Бийлом, голландским пастором, который контрабандой ввозил Библии в Советский Союз и Восточную Европу.

Брат Эндрю и другие евангелисты утверждали, что христиане в коммунистических странах действительно нуждаются в Библиях, что отражает важность личного чтения Библии в евангельской вере.

Брат Эндрю превратил контрабанду в антикоммунистический политический театр. Направляясь к границе в специально оборудованном автомобиле с потайным отсеком, в котором могло поместиться до 3000 Библий, он молился. Согласно одному объявлению, опубликованному в христианских журналах, он сказал:

«Господи, в моем багаже есть запрещенные Писания, которые я хочу передать Твоим детям через границу. Когда Ты был на земле, Ты сделал слепые глаза зрячими. Теперь я молюсь: сделай так, чтобы зрячие глаза ослепли. Не дай охранникам увидеть то, что ты не хочешь, чтобы они видели».

Мемуары Ван дер Бийла «Божий контрабандист» стали бестселлером, когда были опубликованы в 1967 году.

Провоз Иисуса в коммунистический мир

К началу 1970-х годов насчитывалось более 30 протестантских организаций, занимавшихся контрабандой литературы, и между группами шла острая, иногда довольно неприятная, конкуренция.

Их работа зависела от их харизматических лидеров, которые часто использовали сенсационные подходы для сбора средств.

Например, в 1966 году румынский пастор по имени Ричард Вурмбранд предстал перед подкомитетом по внутренней безопасности судебного комитета Сената, раздевшись до пояса и повернувшись так, чтобы показать свою покрытую глубокими шрамами спину.

Новообращенный еврей и лютеранский священник, Вурмбранд дважды попадал в тюрьму румынского правительства за свою деятельность в качестве «подпольного» священника, прежде чем ему удалось бежать на Запад в 1964 году.

Стоя без рубашки перед американскими сенаторами и национальными СМИ, Вурмбранд свидетельствовал: «Мое тело представляет Румынию, мою страну, которая была замучена до такой степени, что не может больше плакать. Эти отметины на моем теле — мои верительные грамоты».

В следующем году Вурмбранд опубликовал свою книгу «Пытки за Христа», которая стала бестселлером в США. Он основал свою собственную активистскую организацию «Иисус — коммунистическому миру», которая в дальнейшем стала привлекать к себе внимание.

Например, в мае 1979 года двое 32-летних мужчин, связанных с этой группой, пролетели на своем небольшом самолете над побережьем Кубы, сбросив 6 000 экземпляров брошюры, написанной Вурмбрандом. После «библейской бомбардировки» они сбились с курса во время шторма и были вынуждены приземлиться на Кубе, где были арестованы и отсидели 17 месяцев в тюрьме, после чего были освобождены.

Как я описываю в своей книге «Царство Божье не имеет границ», критики обрушились на эти группы за такие провокационные подходы и жесткий сбор средств. Один из ведущих деятелей Южной баптистской конвенции жаловался, что практика контрабанды Библий «создает проблемы для всего христианского свидетельства» в коммунистических районах.

Другой христианский активист, однако, признал, что сочетание веры и политики в группах активистов трудно превзойти, и они способны привлечь «большие деньги».

После коммунизма: ислам и гомосексуализм

В наши дни в противостоянии с коммунистами не так много захватывающих приключений. Но это не означает прекращения внимания евангелистов к гонимым христианам.

После падения Берлинской стены в 1989 году защитники обратили свое внимание на положение христиан в странах с мусульманским большинством. Евангелисты в Европе и США все чаще обращали внимание на ислам как на конкурента и угрозу. Война Путина против чеченских боевиков в 1990-х годах и его недавнее вмешательство в дела правительства Башара Асада в Сирии сделали его популярным среди христианских консерваторов. Путин утверждал, что защищает христиан, ведя войну против исламского терроризма.

Между тем, политика Путина по подавлению евангелизма, похоже, не слишком беспокоит некоторых его консервативных союзников-евангелистов. Когда в июне 2016 года Путин подписал российский закон, запрещающий рассказывать о своей вере дома, в Интернете или где-либо еще, кроме признанных церковных зданий, некоторые евангелисты были возмущены, но другие отводили глаза.

Отчасти это объясняется тем, что американские евангелисты в 2010-х годах продолжали считать, что Путин готов открыто поддержать христиан в глобальной войне против их веры. Но более актуальным вопросом было противодействие Путина правам ЛГБТК+ и нетрадиционным взглядам на семью.

Грэм был среди тех, кто с энтузиазмом говорил о российском законе о так называемой гей-пропаганде, который ограничивает публичные материалы о «нетрадиционных» отношениях. Другие организации, такие как Всемирный конгресс семей и Альянс в защиту свободы, уже давно налаживают связи с российскими политиками, а также с Русской православной церковью.

Союзники Путина в обороне

Итак, в 21 веке наиболее консервативное крыло евангелистов продвигает свою повестку дня не за счет количества Библий, перевезенных через государственные границы, а за счет другого вида пересечения границ: силы репутации Путина как лидера возрождающихся глобальных правых.

Вторжение в Украину заставило союзников Путина обороняться. Они все еще есть, включая поддерживающую QAnon кандидата в Конгресс от республиканцев 2020 года Лауру Вицке, которая в марте 2022 года объяснила, что она «больше идентифицирует себя с христианскими ценностями Путина, чем с Джо Байденом». Однако сам Грэм подчеркнул в интервью Religion News Service, что он не поддерживает войну, а его гуманитарная организация Samaritan’s Purse отправила в Украину несколько команд для работы клиник и распределения помощи.

На данный момент статус Путина как морального авангарда глобальных правых подвергается серьезному испытанию, а пересекающие границы сторонники традиционного брака могут оказаться на грани развода.

Мелани Макалистер
Профессор американских исследований и международных отношений, Университет Джорджа Вашингтона

The Conversation

Расскажите друзьям