За несколько недель, прошедших после вторжения России в Украину, миллионы украинцев покинули страну в качестве беженцев. Сотни этих беженцев сейчас прибыли на южную границу США в поисках убежища, прилетев в Мексику по туристическим визам.
На границе украинцы, наряду с тысячами других просителей убежища, вынуждены руководствоваться двумя политиками, призванными не допустить проникновения людей в страну. Первая — это «Протоколы защиты мигрантов», действие правительства США, инициированное администрацией Трампа в декабре 2018 года и неофициально известное как «Остаться в Мексике».
Вторая — это «Раздел 42», директива Центра по контролю и профилактике заболеваний, разработанная в 2020 году якобы для защиты здоровья населения во время пандемии COVID-19. Директива высылает всех нелегальных иммигрантов (тех, кто не имеет постоянного вида на жительство или визы на руках) и просителей убежища, которые пытаются въехать в США по суше.
Однако 11 марта 2022 года администрация Байдена предоставила руководство, позволяющее сотрудникам Таможенной и пограничной службы освобождать украинцев от действия раздела 42 в каждом конкретном случае, что позволило многим семьям въехать в страну. Однако это исключение не было предоставлено другим лицам, ищущим убежища, независимо от того, какой опасности они подвергаются. Возможно, администрация отменит действие раздела 42 в конце мая 2022 года, но этот план встретил ожесточенные споры.
Различное отношение к украинским и центральноамериканским, африканским, гаитянским и другим просителям убежища вызвало критику, что администрация проводит иммиграционную политику расистскими методами, отдавая предпочтение белым, европейским, в основном христианским беженцам перед другими группами.
Этот вопрос не нов. Как исследователи религии, расы, иммиграции, расовой и религиозной политики в США, мы изучаем как историческую, так и современную иммиграционную политику. Мы утверждаем, что американская политика в отношении беженцев и предоставления убежища на практике уже давно является дискриминационной по расовому и религиозному признаку.
Китайские просители убежища
В первые годы холодной войны раса играла важную роль в том, кто считался беженцем. Перемещение миллионов людей, спасавшихся от коммунистических режимов в Восточной Европе и Восточной Азии, привело к гуманитарному кризису в обеих странах.
Под сильным международным давлением Конгресс принял Закон о помощи беженцам 1953 года. По словам историка Карла Бон Темпо, в сознании президента Дуайта Эйзенхауэра и большинства законодателей слово «беженец» означало «антикоммунистический европеец». Текст и реализация закона отражали это. Из 214 000 виз, выделенных для беженцев, закон выделил квоту только в 5 000 мест для азиатов (2 000 для китайцев и 3 000 для «дальневосточных» беженцев).
В конечном итоге, в течение следующих трех лет по закону о беженцах 1953 года было принято около 9 000 китайцев (включая 6 862 китайских жен граждан США, прибывших в качестве мигрантов без квоты) по сравнению с почти 200 000 южных и восточных европейцев.
Расовые предрассудки повлияли и на международную реакцию на беженцев. К концу 1940-х — началу 1950-х годов представители Организации Объединенных Наций объявили перемещенное население в Европе гуманитарным кризисом и обратились к международному сообществу с призывом облегчить это давление, принимая беженцев. В течение следующего десятилетия западные страны, включая США, Францию и Великобританию, приняли миллионы перемещенных европейцев в рамках более широкой стратегии пиара времен холодной войны, направленной на сдерживание Советского Союза и демонстрацию превосходства западных капиталистических обществ над жизнью за железным занавесом.
Миллионы этнических китайцев, перемещенных в результате коммунистической революции 1949 года, были встречены не так радушно. В начале 1950-х годов население Гонконга утроилось за счет материковых китайцев, бежавших от гражданской войны и коммунистического правления, что спровоцировало кризис. Однако большинство западных стран продолжали отказывать китайцам и другим азиатам в иммиграции и делали редкие исключения для беженцев.
В США положения, запрещающие азиатам иммигрировать в качестве «иностранцев, не имеющих права на гражданство», были исключены из иммиграционного законодательства только после принятия Закона об иммиграции 1965 года.
Гаитянские просители убежища
![](https://baznica.info/wp-content/uploads/2022/05/file-20220427-24-4xkqtt.jpg)
Первые просители убежища из Гаити, в подавляющем большинстве чернокожие, попытались добраться до США на лодках в 1963 году во время диктатуры Франсуа Дювалье. Это был период огромного экономического неравенства и жестоких репрессий против политической оппозиции на Гаити.
С 1973 по 1991 год более 80 000 гаитян пытались получить убежище в США. Однако США постоянно пытались перехватить и повернуть назад суда с гаитянскими просителями убежища, чтобы избежать рассмотрения их дел.
В 1980-х и 1990-х годах почти каждому гаитянину, пытавшемуся попросить убежище, было отказано или отказано в предоставлении убежища. Некоторые различия между показателями предоставления убежища можно объяснить политическими факторами, в частности, заинтересованностью правительства США в приоритете беженцев из коммунистических стран.
Однако Окружной суд США по Южному округу Флориды и 11-й окружной суд в делах «Гаитянский центр беженцев против Чивилетти» и «Жан против Нельсона», соответственно, установили, что расовая дискриминация может быть единственной причиной столь разительных отличий в результатах рассмотрения дел гаитян.
В деле Жан против Нельсона 11-й округ заслушал доказательства истцов о том, что вероятность того, что гаитянам так постоянно отказывали бы в условно-досрочном освобождении, если бы иммиграционная политика применялась расово нейтрально, составляет менее двух к одному миллиарду. Оба суда также отметили различия в результатах рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища между кубинскими беженцами, которые были преимущественно белыми, и гаитянскими беженцами.
В тот же период времени, даже когда чернокожим гаитянским просителям убежища отказывали, европейские иммигранты, преимущественно белые, получали предпочтение в системе многообразия виз, созданной Законом об иммиграции 1990 года. Северная Ирландия, например, была выделена в отдельную страну из состава Соединенного Королевства, и 40% виз «переходного периода многообразия», выделенных в 1992-1994 годах, были предназначены для ирландских иммигрантов.
Подобные обвинения в расизме и дискриминационном обращении появились в последние несколько месяцев, когда гаитянских просителей убежища на американо-мексиканской границе заставляли садиться на рейсы в Гаити и сталкивались с унизительным обращением.
Сирийские беженцы и мусульманский запрет
Начиная с января 2017 года, президент Дональд Трамп издал серию указов, которые многие защитники беженцев называют «мусульманским запретом». Запрет приостанавливал въезд людей из стран с мусульманским большинством, включая сирийцев, и ограничивал количество принимаемых беженцев из нескольких стран с мусульманским большинством.
![](https://baznica.info/wp-content/uploads/2022/05/file-20220427-26-28awrs.jpg)
Сирийские беженцы, большинство из которых бежали от гражданской войны в Сирии, начавшейся в 2011 году, и насилия со стороны «Исламского государства», были специально выбраны в качестве мишени в мусульманском запрете.
В версии «Мусульманского запрета» от февраля 2017 года утверждалось, что сирийские беженцы «наносят ущерб интересам Соединенных Штатов и поэтому отстранены от приема», за редким исключением. Это способствовало значительному сокращению числа сирийских беженцев — с 12 587 до 76 в период с 2016 по 2018 финансовый год.
Исследования показывают, что религия, в частности ислам, используется для создания символических границ расовых различий для продвижения целей иммиграционного правоприменения. В частности, правительство попыталось оправдать политику исключения беженцев на основе расы и религии, обвинив мусульман и беженцев в терроризме, как это делал Трамп в своих выступлениях, даже назвав сирийцев «троянским конем» терроризма.
Международные соглашения по беженцам и лицам, ищущим убежища, четко указывают, что прием беженцев должен основываться на необходимости. В принципе, закон США также говорит об этом. Но эти ключевые моменты в истории Соединенных Штатов показывают, как раса, религия и другие факторы играют роль в определении того, кто входит, а кто выходит.
Хотя беженцы от войны в Украине заслуживают поддержки со стороны США и других стран, контраст между обращением с различными группами беженцев показывает, что процесс получения убежища в США все еще далек от справедливости.
Лаура Э. Александр
доцент кафедры религиоведения и председатель сообщества семьи Гольдштейн по правам человека в Университете Небраски Омаха.
Джейн Хонг
доцент истории в колледже Оксидентал.
Карен Хуге Михалка
доцент социологии в Университете Мэри. Луис А. Ромеро — доцент Техасского христианского университета.