Конфликт на Украине затронул не только политику, экономику, но и культуру. На Западе под сомнение поставлены тысячелетние достижения русской цивилизации. Закрываются выставки, отменяются концерты, предпринимаются попытки арестовать музейные экспонаты только по той причине, что на них лежит клеймо «русские».
Россию выбрасывают из мирового общекультурного пространства. Но результат может быть лишь один — одичание человечества. Без Толстого, Достоевского, эти мировые проблемы не решить. Если тупо взять и закрыть Россию, люди лучше не станут, потому что то что мы называем «цивилизацией», как видим легко облезает при малейшем столкновении с неизбежностью, судьбой. Судьба России это судьба человечества. Никуда ее в карман не положить, не отгородиться. Это извечный спор иосифлян и нестяжателей, если понимать под первыми мистический порыв в горние выси, а под последними — торжество рационализма и приспособленчества бессмертной души к повседневности и комфорту. Если вместе с Россией выкинуть и нестяжателей, то иосифлянство победит во всем мире, и уже побеждает. В общем то чему и удивляться, поскольку согласно христианству «весь мир во зле лежит». А бесы сейчас крутят против святой Руси (как всегда под самыми благовидными предлогами, популярными среди обывателей), чтобы используя как фетиш Путина, растереть в пыль и удел Богородицы на земле.
Мне кажется из этого катаклизма мир должен выйти обновленным — и Россия и Запад и все прочие. Потому что как жили раньше, жить уже тоже нельзя — ни задавленным несвободой мысленной, политической людям востока, ни пресыщенномм эгоизмом, удовольствиями и развратом обитателям запада. Украина это урок для всех нас. Если конечно только сделать правильные выводы, а не свести все к конфронтации, бессмысленным упрекам и ненависти, и как следствие в лучшем случае законсервировать нынешнее порочное состояние мира, а в худшем — и вовсе уничтожить его.
Поскольку все происходит не просто так, а с Провидческой целью дать человечеству шанс, эсхатологический ориентир нынешнего конфликта состоит в том, чтобы эта война стала последней. Последнее предупреждение человечеству перед окончательной катастрофой. Чтобы люди пришли к святости и миролюбию. Поэтому нагнетание конфронтации здесь только вредит. Вместо озлобления надо проращивать в душах семена понимания бессмысленности войн как наступательных так и оборонительных. Но не только. Важно не просто вернуть все на свои места, то есть оборотиться снова к сытому мещанству и порочному довоенному обывательству, но повернуть помыслы людей от земной отчизны, к небесной. Отвергнуть границы и разделения как территориальные, так и национальные, конфессиональные. Иначе порочный круг вражды не будет разорван никогда.
Уже ясно, что не получится — ни нападающим, ни защищающимся так как раньше копить богатства, заниматься фитнесом и жить в кредит, а Богу лишь для отмазы иногда поклоны класть. А то и вовсе не класть, как живет весь Запад, и Украина и русские. Война многое поменяет в душах людей в этом и ее промысел. Причем, если в создавшейся ситуации только расточать проклятья и вопить о страданиях невинных жертв, то никаких выводов не будет сделано. Возвращение к мещанскому благополучию не та великая цель ради которой приносятся такие колоссальные жертвы. Огненная метла придет снова.
Еще раз повторюсь — из круга насилия все должны выйти обновленными и русские, и украинцы и Запад. Это урок для всех. Все стрелы сейчас метятся в кремлевского старца. Но по сути, причем здесь Путин если без воли Божьей ничего не происходит в этом мире? Если эта война и началась, то есть и в ней промысел. Главное сделать выводы. Причем все их должны сделать, все должны покаяться и примириться
Особенно остро сейчас стоит вопрос о том, почему великая русская культура не смогла стать противоядием против пришедшей беды? Но хорошо ли мы учим уроки русской культуры? Читаю опус польского политолога. По его мнению «Толстой был бы на стороне жертв, и проблема для него заключалась бы в том, как примирить это с идеей непротивления злу насилием.». Но здесь концептуальная ошибка. Великий русский писатель, кстати сам прошедший через горнило войны, не был на стороне жертв. Он считал, что любой кто берет в руки оружие уже не прав. Поэтому когда царская пропаганда твердила о «тевтонском нашествии», его последователи предлагали отказаться от сопротивления и не идти в армию. Чего и украинцам желаю. А с русскими надо работать. Многие толстовцы отказавшиеся брать в руки оружие пошли в Сибирь.
Зараза родоплеменная крепко сидит, в русских, украинцах, поляках. Мы все еще варимся в котле первобытной дикости. В то время, как Запад уже успешно преодолевает эти инстинкты. Если конечно Путин не разбудить варварство и там. Но мы пацифисты должны противостоять этому и на Западе и на Востоке. И по крайней мере не плыть по этой канализации.
Касаясь той же статьи польского товарища хочу сказать, что Бердяева совершенно напрасно тень потревожили. Он считал что если Россия соединится с Западом, то на планете наступит Царство Божье. Уж кто-кто а он не одобрил бы ни санкции, ни бойкот русской культуры.
Весь смысл русской классической литературы был направлен на то, чтобы изжить родовые инстинкты и раствориться в Боге и человечестве. По крайней мере в лучших проявлениях русской классики. На Западе такого не было. И в философии, если взять того же Бердяева, Соловьева. Это русский космизм, а не фашизм как нам сейчас подают примитивы. Которые и подметок русской культуры не стоят.
Рахманинова перечисленного в статье тоже трудно назвать пацифистом. Он хоть и уехал в Америку, и при всем его универсализме, оставался русским патриотом, «оборонщиком». Что противоречило линии того же НТС, который некоторые до сих пор превозносят. Да и Шостакович, который был ура патриотом, и сочинял в блокадном Ленинграде свои симфонии которые транслировались на немцев, а после войны подвергся опале за «формализм». Все это сложный пласт вопросов, но корень зла так и не вырван.
Мне в свое время руководитель электронной Библиотеки Вне насилия, известный русский толстовец Виталий Адаменко прислал дореволюционный гимн русских толстовцев (1907 год). Советую всем — и укринцам и русским над ним поразмышлять.
Вперёд, товарищи, ступайте,
День славный наступил для вас.
Оружье вдребезги ломайте.
Убийц не будет среди нас.
Вперёд идите, все народы
Давно вас ждут на братский пир,
И пусть под знаменем свободы
Для всех настанет вечный мир.
Припев:
Оружие долой! Солдаты по домам!
Вперёд, вперёд! И пусть весь мир отчизной будет нам!
Зачем эти ружья и пики?
Не надо штыков и мечей,
Кровавых разбоев улики,
Наследие злых палачей.
Нет, нет, не подымутся руки,
Мы братскую кровь не прольём.
Довольно насилья и муки,
Мы песню свободе поём:
Припев.
Долой все границы, заставы,
Для братьев весь мир — общий дом.
И власти долой и державы…
Мы песню свободы поём.
Все крепости, тюрьмы разрушим,
Оковы родимой страны,
И факелы злобы затушим
Дыханием мирным весны.
Припев.
Весеннее солнце сияет.
Ждёт пахаря поле давно,
Оружье из рук выпадает,
И падает в землю зерно.
Пусть тучи над нами нависли;
Пусть дикие вихри ревут;
Нам зёрна могучие мысли
Обильную жатву дадут.
Припев.
Сквозь бурю, грозу, непогоду,
Подставив открытую грудь,
Идём мы за свет и свободу,
За мирный и радостный труд.
Развейся, свободное знамя,
Свободное знамя труда!
Могучее доблести пламя
Не гасни в сердцах никогда!
Толстовцы (если они еще остались, группировались несколько лет назад вокруг «Толстовского альманаха») никогда не примут ни русского, ни украинского насилия. Какими бы целями это не оправдывалось.
Еще, кстати, о вселенском характере русской культуры. Сижу на набережной в Александрии, дуем пиво с египтянином. Ну я давай ему трындеть про величие русской культуры, дошел до Пушкина. Тот жестом прервал меня: «Пушкин — наш». И ведь прав! Русская культура в своих лучших проявлениях универсальна и в этом ее смысл. Опять-таки, помню в Антониевом монастыре — самом древнем на планете, в сердце египетской пустыни. Коптский монах (абуна), показал ему иконку Сергия Радонежского. Сразу признал, облобызал. Признают за своего, почитают. Никуда от это не деться от русской святости, тысячелетней культуры. Только искусственно если разорвать, но от этого никто лучше не станет, только отупеет от своего прагматизма и мещанства. Не к этому нас Бог зовет. Нельзя выплескивать вместе с водой и ребенка.
Вот кстати к вопросу о русской культуре, я против того безоглядного отрицания и пренебрежения всего русского, которое сейчас идет как пандемийная волна. Нет ничего глупее чем ставить на одну доску русcкое самовластье, и культуру, которая ему противостояла. Чернышевский писал «Что делать?» в петропавловской крепости, у Толстого были обыски и шельмовали, Пушкин погиб при невыясненных обстоятельствах, Некрасов боролся с цензурой, про Радищева уже вообще молчу. Герцен эмигрировал и свой Колокол в Лондоне издавал. Достоевского подвергли унизительной гражданской казни от которой он по факту свихнулся. Это только при царизме. При коммунистах этот мартиролог стал поистине бесконечен. Русской культуре нет надобности доказывать свою ценность, а дуракам все равно ничего не докажешь. Посади Россию за забор и человечество оглупеет и озвереет окончательно, хотя бы без наших классиков. Какой путь, какой светоч духа способен зажечь Запад, прозябающий на фоне экономического могущества в непроглядном ханжестве, рационализме и убогом мещанстве? Неуспокоенность русского духа нельзя равнять с казенным самовластьем. И разобраться что здесь к чему, вот с чего западному человеку нужно начинать, чтобы понять собственное предназначение и причастность универсуму, неотъемлемой частью которого является великая русская культура.
Фарабундо Марти