Реформы Папы Франциска поднимают вопрос о возрождении традиции кардиналов-мирян с участием женщин

Диалог

Папа Франциск проводит реорганизацию Ватиканской курии — церковных администраторов и старших сотрудников — и в июне может назначить новых кардиналов.

В новой апостольской конституции Франциска «Praedicate Evangelium» («Проповедуй Евангелие»), опубликованной в прошлом месяце, отмечается, что главы дикастерий и других офисов, управляющих церковью, не обязательно должны быть рукоположены. Это подчеркивает заявленную Франциском цель дать «больше места» женщинам в церкви.
Большинство важных дикастерий, по сути, возглавляют кардиналы. Но если любой католик может возглавить куриальный офис, возникает вопрос, прилагается ли к этой работе титул? И, что еще важнее, нужен ли титул для выполнения этой работы?

Если основная обязанность кардинала — быть советником Папы, и для этого не требуется рукоположение, возможно, имеет смысл возобновить традицию светских кардиналов и включить в их число женщин.

В средневековой церкви кардиналами становились некоторые испанские и итальянские короли. Совсем недавно Папа Пий IX назначил кардиналом адвоката курии Теодольфо Мертеля, за два месяца до того, как в 1858 году рукоположил его в дьяконы.

Мертель был не совсем светским кардиналом — он получил клерикальную тонзуру, обряд, лишь немного не дотягивающий до рукоположения, в возрасте около 30 лет, — но он оставался кардиналом-дьяконом до конца своей жизни.

Будучи аудитором папской казны, он контролировал значительную часть денег Ватикана.

Существуют даже исторические свидетельства того, что женщины-дьяконы занимались тем же самым. Надпись шестого века напоминает о диаконе Анне, которая вместе со своим братом, по-видимому, служила казначеем Рима.

Однако, согласно Кодексу канонического права 1917 года, любой человек, получивший звание кардинала, должен был быть как минимум священником. Кодекс 1983 года предписывает, чтобы новые кардиналы не только избирались из числа мужчин, являющихся как минимум священниками, но и принимали рукоположение в епископы. Назначение мирянина или женщины потребовало бы изменения или, по крайней мере, отступления от закона.

Тем не менее, в конце 1960-х годов Папа Павел VI рассматривал возможность назначения французского философа Жака Маритена светским кардиналом, но сам Маритэн эту идею отверг. Ходят слухи, что мать Тереза отказала папе Иоанну Павлу II, когда он предложил ей стать кардиналом.

Так что кардиналы-миряне и кардиналы-женщины не исключены. Вопрос в том, будет ли это иметь какое-то значение?

Это, конечно, было бы интересно. Кардиналы-миряне или кардиналы-диаконы были бы приняты в Коллегию кардиналов, которая с 1179 года избирает следующего Папу. Маловероятно, что епископом Рима будет избран кардинал-мирянин или кардинал-женщина.

Однако Франциск уже назначил мирянина, бывшего журналиста Паоло Руффини, главой Дикастерии коммуникации, и акцент Папы на евангелизационной миссии церкви свидетельствует о том, что его выбор персонала — мужчины или женщины, женатые или холостые, рукоположенные или нет — зависит исключительно от способности и готовности выполнять работу в этом контексте.

Послание «Praedicate Evangelium» заключается в том, что стать кардиналом — дело второстепенное и связано только с тем, как получение этого титула будет или не будет способствовать выполнению поставленной задачи. Это включает в себя расширение управления и служения для мирян. Это также включает в себя сообщение миру о том, что женщины — такие же талантливые и способные человеческие существа.

Итак, пришло ли время для женщин-кардиналов?
Может быть, да, а может быть, нет. Но это новая церковь.

Филлис Загано
старший научный сотрудник и адъюнкт-профессор религии в Университете Хофстра, член Папской комиссии по изучению положения женщин в диаконате в 2016-2018 годах. Она является автором книг «Женщины: Иконы Христа» и «Женщины религиозные, женщины диаконы: Вопросы и ответы».

Расскажите друзьям