Римская конференция изучает «Amoris Laetitia», как призыв церкви принимать маргинализированных католиков

Репортажи

Хотя Amoris Laetitia, эпохальный документ Папы Франциска о браке и семейной жизни 2016 года, получил широкое признание за призыв к большей интеграции разведенных, повторно вступивших в брак и ЛГБТК католиков в церковную жизнь, богословы уже давно говорят, что реализация текста на местах была неоднозначной.

Однако на крупной конференции 11-15 мая в Папском Григорианском университете в Риме собралось около 200 епископов, священников, религиозных женщин и теологов из 25 стран Африки, Азии, Северной Америки, Южной Америки и Европы с целью прочно закрепить магистерское учение Папы по этим вопросам в пастырской практике по всему миру.

«Семейные отношения хрупки», — сказала участникам конференции Зигрид Мюллер, член факультета теологии Венского университета. «Сопровождение хрупких семейных отношений — это задача церкви».

Для этого, отметила она, «церковь должна измениться, чтобы сопровождать семьи», а «для адекватного сопровождения семей церковью необходимо обращение».

Состояние усилий по всему миру

Хотя Amoris Laetitia осторожно открывает доступ к причастию разведенным и состоящим в гражданском повторном браке католикам и восстанавливает баланс роли личной совести в практике морального богословия, его публикация оказалась очагом напряженности для некоторых консервативных католиков, которые относятся к документу с подозрением, что порой затрудняет «обращение».

На протяжении всей четырехдневной конференции представители из разных уголков земного шара рассказывали о способах реализации апостольского увещевания Папы, иллюстрируя резкий контраст между странами с епископальными конференциями, более склонными поддерживать Франциска, и странами, скептически относящимися к его реформам.

Иезуит о. Эрик Марсело Генило рассказал, что на Филиппинах, где, как он отметил, 80% 110-миллионного населения страны являются католиками и где Франциск пользуется широкой поддержкой, конференция епископов выпустила документ, в котором заявила, что «духовенство и миряне должны действовать немедленно и без промедления, чтобы оказать гостеприимство тем, кто чувствует себя отчужденным от Церкви из-за ситуаций разрыва».

Хотя он привел случаи отказа духовенства в крещении детям неженатых или однополых пар и отметил, что клерикализм присутствует в некоторых частях филиппинского общества, Генило сказал, что на институциональном уровне некоторые комитеты конференции епископов рассмотрели программы подготовки к браку, и что конференция епископов «подтвердила Amoris Laetitia как авторитетное учение церкви».

Эмили Реймер-Барри, доцент кафедры христианской этики в Университете Сан-Диего, сказала NCR, что, по ее мнению, «реализация Amoris Laetitia в США», где проживают некоторые из самых ярых критиков Папы Франциска, «была неравномерной».

«Документ епископов США «Призванные к радости любви» не отражает того, что является новаторским в Amoris Laetitia», — заметила она, добавив, что «шокирует то, что слово «совесть» встречается в документе только один раз».

Она отметила, что многие конкретные проблемы семейной жизни, описанные Папой в Amoris, находят глубокий отклик в контексте США, и что церкви нужны епископальные лидеры, готовые прислушиваться к жизненному опыту семей, который принимает различные формы.

Докладчик конференции в Кении, сестра Вероника Роп из сестер-ассумпционисток из Эльдорета, сказала, что, вдохновленная «Аморис», Конференция католических епископов Кении и Католический университет Восточной Африки проводят совместную консультацию, чтобы лучше оценить потребности семейной жизни в этой стране.

По мнению Ропа, акцент, сделанный в увещевании на диалоге, имеет особый резонанс с церковью в Африке и «указывает на уникальный африканский подход к диалогу, который направлен на общий поиск вдохновляющего консенсуса, следовательно, личного и общинного способа реагирования на жизненные вызовы».

«Брак и семейная жизнь постепенно меняются, многие семьи оказались между традиционной семейной системой, которая отстаивает этнические культурные ценности и практики, и современной семьей, которая, похоже, ценит межплеменные браки, христианские и прозападные взгляды на брак и семейную жизнь», — заметила она.

В другом месте, на Глобальном Юге, бразильский теолог Мария Клара Бингемер сказала NCR, что принятие Amoris там «имеет те же проблемы, что и каждый понтификальный документ»: Большинство католиков-мирян не читают его.

В настоящее время, по ее словам, конференция епископов и богословы работают над тем, чтобы «перевести на более популярный язык открытость Amoris Laetitia», особенно когда речь идет о приветствии людей, состоящих в повторном браке, и сообщества ЛГБТК.

Хотя, по ее словам, бразильская церковь «все еще гомофобна», многие из ее студентов ЛГБТК «чувствуют открытость по отношению к ним» и что ситуация постепенно начинает улучшаться.

Большинство членов конференции епископов, отметила она, «поддерживают Папу», хотя она добавила, что «есть некоторые диссидентские голоса, как и в Штатах».

Сложности семейной жизни

Теолог Бостонского колледжа Лиза Соул Кэхилл отметила, что Франциск, как в «Аморис», так и в своем собственном понтификальном руководстве, подчеркивает важность умения слушать и учиться, особенно для католиков, которые исторически были маргинализированы.

Однако, несмотря на пример, поданный на самом верху, изменения на низовом уровне остаются сложной задачей.

Многие католики не видят благодати и возможностей, которые они испытывают в своих собственных отношениях, отраженных в учении Католической церкви, которая считает их «нерегулярными» и запретными», — сказал Кэхилл.

«Также не все семьи и члены семей находят в католическом учении или католических служениях сострадание, «милосердие» и поддержку, необходимые им для выживания семьи и воспитания детей, когда отношения болезненны и требуют дорогостоящих жертв», — добавила она.

В «Amoris», продолжила она, «Папа Франциск предостерегает от применения моральных законов, «как если бы они были камнями, которые бросают в жизни людей». »

«Объективная моральная истина о конкретных людях и отношениях может быть познана только путем вовлечения, различения, суждения и действия людей или вместе с ними в контексте», — сказала она.

Теолог Стефани Хёллингер из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) сказала, что язык, используемый для описания людей или отношений как «неправильных», «несовершенных» или «неполных», может быть проблематичным и указывает на проблему в том, как катехизация исторически практиковалась в Католической церкви.

«Проблема традиционного катехизиса», — заметила она, — заключается в том, что он «не стремится встретить людей там, где они есть, и работать в грязных областях, где все несовершенно».

Ее опасения поддержала Элен Брикут из Католического института Парижа, которая сказала, что постоянные разговоры о «нестандартных ситуациях» могут привести к социальной изоляции.

Когда речь идет о принятии причастия, многие дискуссии сосредоточены на недостойности определенных людей или сторон, что, по ее словам, «увековечивает идею о том, что таинства нужно заслужить».

«Мы должны признать, что в глазах Бога мы все и всегда являемся несостоятельными должниками», — сказала Брикоут.

Аморис и синодальность

Когда Amoris Laetitia была опубликована в 2016 году, она стала итоговым продуктом двух синодов по вопросам семьи (в 2014 и 2015 годах), которые впервые в истории включали широкие консультации с католическими мирянами по всему миру.

По этой причине мальтийский кардинал Марио Греч, который сейчас возглавляет Синод епископов, сказал участникам конференции, что Amoris — это продукт «синодального слуха» церкви.

По его словам, важнейшей темой как документа, так и приоритетов Франциска является «синодальный диалог», о чем свидетельствует недавно обновленный синодальный процесс, направленный на консультации с каждым членом католической церкви и даже с теми, кто находится за ее пределами.

«Мы знаем ценность диалога на примере его неудач», — сказал Греч, отметив, что война демонстрирует, что происходит, когда диалог разрушается.

Диалог, продолжил он, связан с евангелизацией, и когда речь идет о богословских вопросах, доктрина должна способствовать «евангелизационной миссии церкви».

О. Филипп Бордейн, ректор Католического института Парижа, сказал, что при чтении Amoris нельзя остаться равнодушным или не тронутым этим документом, поскольку он является призывом к церкви встретиться с обществом и семьей.

Вопросы морали, продолжил он, являются «следствием встречи с Христом», а миссия синодального собрания дает церкви шанс «использовать хаос» жизни, чтобы понять, что даже посреди него «Бог способен дать жизнь».

В своем заключительном слове аргентинский иезуит о. Мигель Яньес, организатор конференции, подвел итоги последних дискуссий, которые, по его словам, стали возможны благодаря смене эпох в церковной жизни и управлении.

«Конференция показала, что Amoris Laetitia пробудила интеллектуальное оживление в моральном богословии, которого не наблюдалось в течение нескольких десятилетий», — сказал он. «Со времен Второго Ватиканского собора мы не сталкивались с папским магистериумом, который приглашал бы нас идти дальше, продвигаться в понимании морали в современном культурном контексте».

Спустя более пяти лет после выхода «Amoris», когда его анемично приняли в одних кругах и восторженно приняли в других, Янес сказал участникам конференции, что предстоит еще много работы, чтобы документ укоренился в церковной жизни.

«Хорошее богословие не может быть сделано с помощью страха: страха быть обвиненным, страха быть неправым, страха остаться в стороне и т.д.», — сказал он. «Верующий не боится».

В заключение он сказал: «Великие богословы шли на риск, и даже если они страдали от непонимания и подвергались суровым дисциплинарным взысканиям, они тем самым сеяли новые возможности понимания человека и осознания присутствующего в истории Царства Божьего, которое призывает нас к обращению и миссии».

Кристофер Уайт

ватиканский корреспондент NCR

Расскажите друзьям