Они не носят монашеских ряс, живут вдвоем, втроем или вчетвером, работают минимум восемь часов в день и стараются жить скромно и просто. Хотя они не проповедуют Евангелие напрямую, они живут его идеалами, как никто другой. Познакомьтесь с младшими братьями Иисуса.
Я прибываю в Варшаву на поезде. Поездка проходит быстро, как и поездка на метро в Млоцины. Все мои пассажиры сидят в своих смартфонах, ощущая прилив анонимности и суеты большого города. Только когда я пересаживаюсь на пригородный автобус, за окнами появляется зелень, а люди, кажется, меньше спешат.
Я еду в Трускавец — маленькую деревню на краю леса Кампинос, где я должен встретиться с Младшими Братьями Иисуса. Я уже посещал их однажды, четырнадцать лет назад, в качестве волонтера в соседнем Ласки. И хотя я провел в их доме всего час, я до сих пор помню тепло и гостеприимство. Я не ожидаю, что на этот раз все будет по-другому. Вчера Эндрю (один из братьев) заверил: «Вы можете приходить в любое время дня и ночи» наполняет меня миром и уверенностью в том, что мне рады.
Автобус останавливается на улице Изабелин-Серваковской. Выйдя из машины, я глубоко вдыхаю воздух, пахнущий смолой и сиренью. Несмотря на то, что вот-вот пойдет дождь, погода прекрасная. Ветер с каждым порывом приносит аромат соснового леса. Через пятнадцать минут я поворачиваю на улицу Сора, где находится дом Младших Братьев. В тот же момент меня приветствует Анджей, который вышел мне навстречу. С этого момента мы ходим вместе и разговариваем. Я чувствую, как столичная суета становится лишь далеким воспоминанием.
Дом младших братьев Иисуса — это контраст с богатыми виллами, которые я видел по пути сюда. Это простое здание с белыми стенами, скатной крышей с ласточкой и пристройкой сзади. Войдя, Анджей показывает мне комнату, где я буду спать — она скромная, но в ней есть все необходимое: кровать, стол, шкаф и простой крест на стене. За окном начинается лес Кампинос. Я оставляю рюкзак и иду на кухню, где мои братья — Казимеж и Якуб — готовят ужин. Вскоре мы вместе садимся за стол и читаем молитву.
Жизнь Иисуса из Назарета
Младшие Братья Иисуса живут в соответствии с харизмой, оставленной св.Шарлем де Фуко, который выразил желание после своего обращения: «Я мечтаю о чем-то очень простом, о чем-то похожем на простейшие христианские коммуны в первые века существования Церкви». Хотя при его жизни не было людей, готовых следовать его наставлениям, после его смерти были основаны две религиозные конгрегации: Малые сестры и Малые братья Иисуса.
Женщины и мужчины, которые решили следовать харизме св.Шарля, живут жизнью, максимально приближенной к той, которой жил Иисус в Назарете. На практике это означает жизнь в небольших семейных общинах, выбор самой простой работы, близость с другими людьми — соседями и сослуживцами — и ежедневную жизнь, наполненную молитвой.
Как и хотел св.Шарль, Младшие братья не носят монашеской рясы (только во время молитвы они надевают простые белые одежды), живут парами по два, три или четыре человека, работают минимум восемь часов в день и стараются жить в скромности и простоте. Хотя они не проповедуют Евангелие напрямую, они живут его идеалами, как никто другой.
Община в Трускавце под Варшавой состоит из братьев Анджея и Казимежа (уже на пенсии), а также Якуба и Мирослава. Кроме них, в Польше живут еще три брата; их община находится в варшавском районе Прага.
Разговариваем о повседневной жизни Младших братьев.
— Мы живем, как Иисус в Назарете и как все остальные люди, — говорит Казимеж. — Мы встаем, идем на работу, возвращаемся домой, делаем простые, повседневные вещи. В своей работе мы контактируем с мирянами. Разница в том, что у них есть свои семьи, а мы религиозны. Наша семья — это общество.
— Община — это школа любви, но и одна из самых сложных задач, — объясняет Анджей, первый польский Младший брат. — Мы часто хотим повлиять на других людей, но это всего лишь вопрос принятия их такими, какие они есть. Это великая милость, когда человек счастлив, что у него такие братья, а не другие.
— Иногда нужно сесть и поговорить, — добавляет Казимеж. — Я думаю, что это нормальное явление в семьях. У нас могут быть совершенно разные взгляды — политические, по поводу пандемии и личные. Но мы принимаем эти различия как богатство.
Младшие братья работают с мирянами. Интересно, как реагируют их коллеги, когда узнают, что их коллега — Младший брат?
— Мы не выставляем напоказ свою религиозную жизнь, не носим ряс, не используем какой-то особый язык», — объясняет Казимеж. — Мы просто узнаем своих коллег, и тогда приходит понимание, которое гораздо глубже, чем «просто то, как обстоят дела».
— Мы хотим следовать за Иисусом таким образом, Его скрытой жизнью, — добавляет Анджей. — Иисус оставался скрытым девяносто процентов Своей жизни. Это было Его «становление». Как в колядке: «Он ходил среди любимых людей, разделяя с ними трудности и тяготы». Мы должны быть всеобщими братьями, делать то, что делал Иисус, а Он был солидарен с самыми бедными, с последними.
Я спрашиваю об истории Дома младших братьев в Трускавце. Оказалось, что братья построили его сами. В 1983 году они купили землю и незаконно (как и их соседи), используя деревянные части старого здания, построили дом, который позже расширили. И по сей день они сами заботятся о нем, выполняя большую часть работы и ремонта. Ловкость и изобретательность братьев видна на каждом шагу — все углы дома грамотно озеленены, а практичность сочетается с простотой. Братья рады использовать свои навыки для помощи соседям.
Когда мы заканчиваем ужинать, Мирек возвращается с работы. Хотя он выглядит усталым (он — рабочий по обслуживанию одной из варшавских школ), он приветствует нас с добротой и искренней улыбкой.
Созерцание, молитва и деление радостью
Время после обеда посвящено отдыху. Затем у братьев короткая сиеста. Поскольку до адорации остается больше часа, я отправляюсь на прогулку в лес Кампинос. Когда я прохожу мимо окна кухни, Казимеж широко открывает его и с улыбкой желает мне хорошей прогулки.
Я иду по лесной тропинке среди сосен и через десяток-другой минут дохожу до Мокрых Лонков — водоема на краю Национального парка Кампинос. Вокруг царит тишина, нарушаемая лишь звуками водоплавающих птиц и ветра. Рыболов сидит на берегу и лениво смотрит на свой поплавок. Окружающая обстановка располагает к тишине и созерцанию; через час я возвращаюсь омоложенный и отдохнувший. Осознание того, что всего в нескольких километрах отсюда начинается Варшава, кажется абсурдным.
В часовне, точно в восемь часов вечера, Якуб открывает дарохранительницу, в котором скромный попечитель «содержит» Тело Христово. Мы проводим с Ним час, глядя на Него, без лишних слов и мыслей.
Часовня — это сердце дома Младших Братьев. Он расположен на втором этаже, под скатной крышей. Солнечный свет проникает через окно на южной стороне. Два небольших окна на западной стене заслонены тонкой соломой. Рядом с дарохранительницей находятся Священное Писание и две иконы Марии и Воскресшего Иисуса, а на полу, среди цветов, небольшая фотография св. Шарля де Фуко. Сама часовня очень скромна и, как и сельская местность Кампиноса, располагает к созерцанию и медитации. В нем есть что-то от пустыни, места, столь близкого св.Шарлю и многим другим французам, искавшим близость Бога среди скал и песков.
В окна проникает все меньше света, а тучи, которые с раннего вечера все плотнее собираются на небе, наконец, приносят дождь. Его капли начинают падать на крышу. Перемена погоды напоминает нам о том, что только Тот, Чье Тело находится перед нами, остается все тем же — смотрит на нас с одинаковой любовью из этой и миллионов других скиний по всему миру. Вчера и сегодня. Пока длится мир.
Тишину адорации нарушает звук дверного звонка. Анджей спускается вниз, чтобы открыть ее для гостей — дружной семьи, которая, как и я, проведет ночь в доме Младших Братьев. Сообщество всегда открыто. Для всех.
После адорации мы спускаемся вниз, чтобы поприветствовать гостей, но вскоре все снова собираемся в часовне для вечерни и Евхаристии. Молитва и литургия очень интимны. Проповедь произносит каждый из нас, делясь Словом. Мы находимся близко друг к другу, потому что часовня в доме Младших Братьев маленькая и не позволяет расстояния. Во время приготовления Даров и пресуществления я невольно обращаю внимание на руки пресвитера — Казимежа, которого другие братья много лет назад единогласно выбрали для совершения таинств в своей общине — они грубые и изношенные. Я думаю, что руки Иисуса очень напоминают руки Младших Братьев.
После Евхаристии наступает время ужина и разделения радости. Я рад, что в этот вечер я не единственный гость в доме Младших Братьев, потому что радость еще больше в большой компании. Готовить ужин, есть вместе, разговаривать, мыть посуду, быть вместе…. Все как в семье.
Я ложусь спать до полуночи. Я специально оставляю окно незакрытым, чтобы наблюдать, как кроны сосен шевелятся от ветра, а утром — чтобы проснуться при свете дня. Этой ночью ничто не потревожило мой сон. Я просыпаюсь отдохнувшим.
«Ты уже все знаешь. Просто нужно так жить».
Утром я встречаю на кухне Казимежа, который готовится к отъезду; он должен посетить фонд, помогающий хроническим и неизлечимо больным.
— Сначала я был наблюдателем, но потом сам прошел через рак и включился в работу. Сегодня я такой же член фонда, как и все остальные, не брат, не священник, просто Казек, — объясняет он.
Мы смотрим из окна кухни на сад.
— У нас есть калитки с четырех сторон и низкий забор, чтобы не создавать расстояние, — объясняет Казимеж. — Наши ворота всегда открыты. У нас нет собаки, потому что собака, даже маленькая, может отпугнуть живое существо.
Он указывает на близлежащее дерево.
— Там на ветке голуби свили себе гнездо. Животные приходят к нам из леса. К нам приходила коза, в другой раз косуля, а в третий раз заяц съел мой салат», — говорит она со смехом.
Я шучу, что у зайца, должно быть, был вкусный пир, потому что я никогда не пробовал такого вкусного салата, как у «Младших братьев».
— Контакт с природой и другими людьми важен, потому что мы созданы для взаимоотношений. И очень важно любить себя, иначе мы не сможем любить других», — заключает Казимеж, собираясь уходить. Через мгновение я вижу, как он бодро шагает к воротам. Он машет мне на прощание. В девять часов мы начинаем утреннюю молитву, а затем завтракаем.
Время у Младших Братьев проходит быстро, и вскоре нам приходится прощаться. Я делаю это неохотно. Окружение добротой, благостью и ощущение, что меня приняли без всяких «но», не побуждают меня отправляться в путь. Один день — слишком короткий срок, чтобы познакомиться с Младшими Братьями Иисуса. Но этого достаточно, чтобы ощутить их доброту и быть уверенным, что если вы когда-нибудь посетите их снова, вам будут рады.
К автобусу меня провожает Куба, самый младший из Младших Братьев, который сегодня не работает. Мы выбираем короткий путь. Хотя у нас мало времени, я стараюсь «выжать» последние несколько минут как можно больше. У меня в голове много вопросов, но Куба, как бы обращаясь ко мне, говорит спокойным голосом: «Ты уже все знаешь. Нужно только так жить».
Петр Косьярский
Редактор DEON.pl, журналист, блогер, путешественник и наблюдатель за миром. Интересуется железнодорожным и природным туризмом. Любит походы в горы и дайвинг.
Источник:DEON