После объявления решения Верховного суда об отмене решения «Roe vs. Wade», которое, как ожидается, приведет к запрету или ограничению абортов примерно в половине штатов США, многие католические лидеры приветствовали эту новость как кульминацию десятилетий активизма в защиту жизни, призывая при этом к созданию более прочной системы социальной защиты для помощи женщинам, столкнувшимся с кризисной беременностью.
«Почти пятьдесят лет в Америке действовал несправедливый закон, который позволял одним решать, жить или умереть другим», — сказали архиепископ Хосе Гомес, президент Конференции католических епископов США, и архиепископ Уильям Лори, глава комитета епископов по защите жизни, в совместном заявлении. «Сегодня мы благодарим Бога за то, что суд отменил это решение. Мы молимся о том, чтобы наши избранные должностные лица теперь принимали законы и политику, которые способствуют и защищают наиболее уязвимых среди нас».
Архиепископы высоко оценили «молитвы, жертвы и защиту бесчисленных простых американцев из всех слоев общества», которые протестовали против абортов, и сказали, что «движение за жизнь заслуживает того, чтобы быть причисленным к великим движениям за социальные изменения и гражданские права в истории нашей страны».
Поскольку ожидается, что многие штаты примут строгие запреты на аборты после решения суда, архиепископ Гомес и архиепископ Лори сказали: «Сейчас самое время начать работу по созданию Америки после Ро».
Они призвали к «гражданскому диалогу» и «к объединению усилий для построения общества и экономики, которые поддерживают браки и семьи, и где каждая женщина имеет поддержку и ресурсы, необходимые ей для того, чтобы в любви привести в этот мир своего ребенка».
В заявлении Общества Иисуса в США аборты названы «огромной несправедливостью в нашем обществе», и решение было оценено как «важнейший шаг к правовой защите всех нерожденных детей».
Американские иезуиты также призвали к созданию «более прочной системы социальной защиты, чем та, которую наша страна имеет сегодня».
«Чтобы быть истинными сторонниками сохранения жизни, мы должны поддерживать всех женщин, будущих родителей и их детей, выступая за такие меры, как всеобщее медицинское обслуживание, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и более справедливое распределение богатых ресурсов нашей страны», — говорится в заявлении.
Группа католических ученых отнеслась к постановлению с меньшим энтузиазмом, предупредив, что оно поставит под угрозу здоровье и безопасность женщин.
«Большинство католиков признают, что криминализация абортов не поможет бедным и уязвимым слоям нашего общества», — заявила Наталья Императори-Ли, профессор религиоведения Манхэттенского колледжа, в пресс-релизе, распространенном прогрессивной активистской организацией «Вера в общественной жизни». «Это решение поставит под угрозу жизни людей, особенно бедных цветных женщин. Мы можем доверять женщинам в принятии нравственных решений относительно своей жизни».
M. Тереза Лисаут, профессор Института биоэтики и лидерства в здравоохранении имени Нейсвангера при Чикагском университете Лойолы и член Папской академии жизни, в том же релизе заявила, что внимание движения за жизнь к Роу было направлено на устранение основных причин, побуждающих людей прибегать к абортам.
«Это движение никогда не было действительно о жизни: оно просто стремилось отменить Роу, не пытаясь практически устранить основные причины абортов», — сказал д-р Лайсаут. «Речь никогда не шла о создании условий, в которых о детях заботятся и воспитывают их как часть общего блага».
Она назвала решение Доббса «тактикой в более широкой стратегии захвата установленных конституционных, судебных процессов, которые необходимы для поддержания крепкой, демократической государственности и общего блага».
Глория Пурвис, ведущая подкаста «Глория Пурвис» на America Media, предложила другую точку зрения:
«Когда в истории этой страны чернокожие женщины не испытывали трудностей с беременностью и воспитанием детей? Никогда! И все же мы рожали и воспитывали детей в самых тяжелых обстоятельствах. Может быть, теперь, когда Roe больше нет, мы сможем сосредоточиться на поддержке чернокожих женщин. Мерилом того, что нужно черным женщинам, не являются аборты, которые могут сделать богатые белые женщины. Мерилом являются все основные потребности, которые эти богатые белые женщины воспринимают как должное».
Многие католические лидеры выразили поддержку решению суда, но сказали, что общество должно лучше работать над оказанием поддержки нуждающимся женщинам.
Кардинал Джозеф Тобин, архиепископ Ньюарка, сказал в своем заявлении: «Аборты представляют собой неспособность признать святость человеческой жизни и способствуют развитию культуры, в которой человеческая жизнь в ее наиболее уязвимый момент воспринимается как одноразовая». Приветствуя решение суда, он сказал, что общество «должно обеспечить доступность вариантов, дающих жизнь, и наша поддержка не заканчивается только с рождением ребенка».
Архиепископ Винченцо Палья, возглавляющий Папскую академию жизни, назвал это решение «мощным приглашением к совместному размышлению над серьезной и неотложной проблемой человеческой генеративности и условий, которые делают ее возможной».
Он добавил, что «выбирая жизнь, мы несем ответственность за будущее человечества».
Кардинал Блаз Купич, архиепископ Чикаго, также увидел в решении суда возможность для диалога.
«Этот момент должен послужить поворотным пунктом в нашем диалоге о том, какое место занимает нерожденный ребенок в нашей нации, о нашей обязанности прислушиваться к женщинам и поддерживать их во время беременности и после рождения ребенка, а также о необходимости переориентации наших национальных приоритетов на поддержку семей, особенно нуждающихся», — сказал он в своем заявлении.
Серрин Фостер из организации «Феминистки за жизнь» опубликовала заявление, в котором говорится следующее: «В это время мы делаем паузу, чтобы вспомнить и собраться с силами, вновь посвятив себя нашей миссии по обеспечению ресурсами и поддержке женщин и их детей — рожденных и нерожденных. Мы отказываемся выбирать».
В заявлении восьми епископов штата Нью-Йорк выражается благодарность активистам движения за жизнь, «которые неустанно работали над этим результатом на протяжении почти полувека».
«Как католики, мы молились и постились, проводили бдения, служили мессы и мирно свидетельствовали в течение последних пяти десятилетий», — сказали епископы. «Сегодня наш голос был услышан».
Ожидается, что в ближайшие недели аборты будут запрещены или подвергнутся жестким ограничениям примерно в половине всех штатов США. Католическая лоббистская организация Network выпустила заявление, в котором спрашивает, готовы ли религиозные лидеры и законодатели помочь в обеспечении страховочных ресурсов в свете ожидаемых изменений.
«Будут ли законодательные органы штатов и федеральные законодательные органы вводить и принимать политику, направленную на обеспечение надежной системы социальной защиты для всех женщин и семей, которая позволит всем процветать?» — спросили Джоан Ф. Нил, заместитель исполнительного директора и главный специалист по вопросам справедливости, Мэри Дж. Новак, исполнительный директор, и Эрин Зубал, OSU, руководитель аппарата организации. «Готовы ли религиозные лидеры выделять ресурсы за счет щедрости своих учреждений и доноров, чтобы обеспечить заполнение любых пробелов в системе социальной защиты?»
Глава группы по защите прав аборта «Католики за выбор» Джейми Мэнсон назвал решение суда «бессовестным» и сказал, что оно лишает «женщину самых основных свобод, а именно способности контролировать свою фертильность и определять свою судьбу».
В заявлении епископов Техаса говорится, что они с нетерпением ждут введения в действие так называемого триггерного закона, который должен немедленно вступить в силу после сегодняшнего решения Верховного суда и который запретит большинство абортов.
«Это решение начинает новую главу света в американской истории, положив конец легальным избирательным абортам в Техасе», — сказали они. «Оно требует, чтобы мы стали намеренно более осведомленными о нуждах беременных матерей и отцов нерожденных детей в наших собственных приходах и общинах, слушая их, ища понимания и помогая им получить все необходимое для жизни для себя и своих детей».
В редакционной статье, опубликованной в «Америке», говорится, что острые вопросы о правовых и моральных аспектах абортов заслуживают обсуждения в других политических пространствах, помимо судов.
«Как и прежде, редакция «Америки» продолжает утверждать, что с конституционной точки зрения регулирование абортов — это, прежде всего, вопрос законодательных органов штатов; с моральной точки зрения жизнь нерожденного человека обладает священным достоинством и заслуживает правовой защиты; и, наконец, с политической точки зрения сложные и вызывающие разногласия вопросы, связанные с абортами, не могут быть эффективно решены, когда единственной реальной политической площадкой для их решения является Верховный суд», — говорится в редакционной статье.