Сразу после публикации этой статьи я узнал, что Рон Сайдер, неутомимый сторонник мира и справедливости, умер в возрасте 82 лет. Его книга «Богатые христиане в эпоху голода» оказала глубокое влияние на мою собственную жизнь и путь веры. Я посвящаю эту статью ему; пусть он покоится в мире и любви. — Адам Рассел Тейлор
Мы служим Богу изобилия, Богу, который хочет, чтобы каждый человек «имел жизнь, и имел ее сполна» (Иоанна 10:10). Пророк Исайя увещевает своих слушателей ответить на Божье изобилие актами справедливости и сострадания, включая разделение пищи со всеми голодающими и демонтаж систем, которые в первую очередь порождают голод (58:7). Наш собственный доступ к целостности и изобилию явно связан с поиском целостности других.
Провозглашение Божьего изобилия кажется нелогичным в мире, наполненном мучительным и растущим голодом: в США давние продовольственные пустыни, расовое неравенство, усугубленное пандемией COVID-19, и разрушенная система социальной защиты — все это способствует растущему кризису голода. В настоящее время в мире по меньшей мере 140 миллионов человек страдают от острого продовольственного кризиса; 49 миллионов человек находятся всего в одном шаге от голода.
Причины этого нарастающего кризиса сложны: Цены на продовольствие стабильно росли в течение последних двух десятилетий, но в 2021 году они резко выросли из-за воздействия COVID-19 на трудящихся-мигрантов, судоходство и промышленные цепочки поставок. Экстремальные погодные явления, вызванные изменением климата, и политические конфликты — включая вторжение России в Украину — еще больше усугубили проблему.
Тем не менее, изучение изобилия — важнейшее начало, поскольку оно меняет наше представление об этой сложной проблеме. Как сообщает Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), продовольствия хватит на всех. Хотя бесконтрольное изменение климата может поставить под угрозу наше изобилие продовольствия к концу века, нынешний кризис, с которым мы столкнулись, связан не только с тем, сколько продовольствия производит мир, но и с тем, как оно распределяется. В то время как миллионам людей грозит голод, ежегодно теряется или выбрасывается 1,3 миллиарда тонн продовольствия. И это моральная и политическая проблема, которая требует личных и коллективных изменений.
Один из недавних примеров проблемы распределения: Россия и Украина вместе составляют около 30 процентов мирового экспорта пшеницы, но из-за вторжения России в Украину 20 миллионов тонн украинского зерна застряли на складах. 22 июля Турция и ООН помогли заключить соглашение с Россией, которое позволило бы грузам украинского зерна покинуть портовый город Одессу. Но менее чем через день две российские ракеты нанесли удар по порту, поставив под серьезное сомнение возможность безопасного возобновления экспорта. Эта нестабильная ситуация иллюстрирует степень, в которой конфликты и геополитика могут серьезно нарушить доступ к продовольствию.
Что мы можем сделать, чтобы положить конец этому растущему кризису?
Как недавно отметил преподобный Тим Костелло, Библия полна историй о том, как Божий народ реагирует на голод, включая Иосифа, «мудрого египетского управляющего», чье тщательное распределение продовольствия сохранило жизнь нескольким народам во время пятилетнего голода. Подобным образом, в Деяниях 11:27-30 мы видим, как ученики реагируют на предсказанный голод по всей Римской империи. Как «ученики решили, что каждый из них пошлет помощь, по мере своих возможностей, верующим, живущим в Иудее», — пишет Костелло, исполнительный директор австралийской организации Micah и член правления Sojourners, — так и «у нас есть ресурсы, по мере наших возможностей, чтобы послать помощь».
Я благодарен лидерам и политикам, которые активно предлагают смелые решения для преодоления нынешнего кризиса: Наши союзники из SDG2 Advocacy Hub — коалиции групп, работающих над искоренением голода — предложили на саммите «Группы семи», встрече семи ведущих промышленных стран, в этом году мощный набор политических мер. Рекомендации центра включали как неотложные меры по спасению жизней — например, обеспечение достаточного финансирования Всемирной продовольственной программы ООН, обеспечение возможности вывоза зерна и удобрений из порта Одессы и противодействие запретам на экспорт этих жизненно важных товаров, — так и долгосрочные стратегии по предотвращению подобных кризисов в будущем: помощь мелким фермерам на глобальном Юге в увеличении производства продовольствия, отмена мандатов, требующих от поставщиков топлива предлагать топливо из продуктов питания (например, кукурузы), и расширение исследований для определения правильной политики и мер по предотвращению потерь и отходов продовольствия.
В июне страны Большой семерки обязались выделить еще 4,5 миллиарда долларов на обеспечение продовольственной безопасности, причем более половины этой суммы поступило из США. Это позитивный шаг, но все еще далеко от того, что, по мнению таких групп, как SDG2 Advocacy Hub, необходимо для прекращения глобального кризиса голода. Большая семерка» говорит о выделении 14 миллиардов долларов на борьбу с продовольственным кризисом. Но это даже близко не соответствует 21,5 млрд долларов, которые необходимы Всемирной продовольственной программе только в этом году, — сказал агентству Рейтер Стефан Экзо-Крайшер, директор организации ONE Germany. Для преодоления этого кризиса потребуется гораздо большее лидерство стран Большой семерки в решении проблемы глобального отсутствия продовольственной безопасности, что означает, что граждане должны оказывать большее политическое давление, в том числе в Соединенных Штатах.
Помимо того, что мы можем использовать свой голос для отстаивания этих и других изменений в политике, мы также можем поддержать организации, которые предпринимают практические действия для борьбы с голодом, в том числе путем создания связей прагматической солидарности между фермерами в США и борющимися за существование фермерами в Африке, Латинской Америке и Азии. Одним из вдохновляющих примеров является организация Growing Hope Globally, которая строит партнерские отношения между фермерами, общинами, сообществами и их союзниками, помогая более чем 2 миллионам фермеров избежать голода и обеспечить свои семьи. Как недавно поделился со мной президент и генеральный директор этой организации Макс Финберг: «На протяжении почти двадцати пяти лет мы используем еду как инструмент надежды. Несмотря на то, что нынешняя картина безрадостна, у тех, кому мы служим, и у тех, кто нас поддерживает, есть надежда на будущее без голода».
Затем Финберг указал мне на Евангелие от Матфея 25, где Иисус говорит: «Я был голоден, и вы дали Мне есть». Сегодня голод выглядит несколько иначе, чем во времена Иисуса. Сейчас еда застряла в порту, стала заложником войны и находится под угрозой из-за изменения климата. Свежие фрукты гниют в наших холодильниках, но никогда не попадают в районы с низким уровнем дохода. Бешеная инфляция повышает стоимость продуктов питания таким образом, что это усугубляет голод. Голод может выглядеть по-разному, но вопрос остается тем же: Господи, когда это мы видели Тебя голодным и давали Тебе пищу? От нашего индивидуального и коллективного ответа на вечный вопрос Иисуса зависит, сможем ли мы построить мир, свободный от голода.
Адам Рассел Тейлор
редактор журнала Sojourners