В честь столетия Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, нового названия и юридического статуса Всемирной Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви (Latvijas Evaņģēliski luteriskās Baznīcas pasaulē — LELBP), а также нового логотипа, 16 октября этого года в Риге в Новой церкви Святой Гертруды прошла Служба благодарения LELBP.
Богослужение совершила архиепископесса LELBP Лаума Зушевица, духовенство Латвийского округа LELBP: пробст Иева Пуриня, епископесса-эмерита Яна Йерума-Гринберга, почетный декан Карлис Жолс, пасторы доктор Даце Балоде, Варис Битениекс, Гунтис Букалдерс, Айнарс Костанда и Рудите Лосане. За органом: Вилис Колмс и Нора Битениеце, скрипка: Анда Костанда, труба: Карлис Жолс. Цветы «С птицами» Илзе Балоде.
Архиепископ Лаума Зушевица:
16 октября 2022 года. Рига Новая ул. Церковь Гертруды, служба благодарения и юбилея LELBP.
Добро пожаловать! Мне очень приятно быть с вами и попытаться выполнить задание: за несколько минут — оглянуться на сто лет истории! Давайте же, с жезлом дороги в руках, пойдем словами Христа из Евангелия от Луки, когда на вопрос фарисеев, когда придет Царство Божие, Иисус ответил им: «Не придет Царство Божие приметным образом. И никто не скажет: «Вот, здесь! — Или: «Се, Царствие Божие! — Ибо вот, Царство Божие среди вас!».
Боже, благослови нас в истине Твоего Слова, ибо оно вечно. Этого мы просим во имя Христа. Аминь.
Не только в Латвии, но и здесь! Не только за пределами Латвии, но и там — Царство Божье было, есть и будет и среди латышских верующих, но не так, как это сразу видно глазами — оно обитает в сердцах.
В великие годовщины сердце радуется, а время замирает. Прошлое и будущее сливаются в одно мгновение. Мы видим тех, кто прошел до нас, тех, кто оставил свой след в истории нашей Церкви; мы видим вокруг нас тех, без кого эта служба благодарения была бы невозможна и прекрасна! А за нами? Дай Бог, чтобы мы могли увидеть тех, кого мы призовем следовать за Тем, во имя Которого и в силе Духа любви мы трудились!
Сегодня мы благодарим Бога за Его милость, потому что только благодаря ей Латвийская Евангелическо-Лютеранская Церковь смогла существовать в мире, и только благодаря Его благословению она будет расти и созидать Его Царство еще долгое время!
Сегодня мы также благодарим за вас — ближних и дальних! В служении в наших церквях, в вашей работе, в укреплении латвийского народа вы стали знаком Божьей работы по преобразованию жизни и объединению сердец.
На протяжении ста лет LELBP собиралась в благородных церквях, лагерях беженцев и арендованных помещениях. Ее вели несколько пастырей, каждый из которых написал свою часть ее истории — своим почерком, как однажды сказал мой предшественник.
Первый архиепископ, Карлис Ирбе, служил пастором в харьковском лагере латышских беженцев! А в 1917 году он основал приход в Москве за пределами Латвии! Чтобы, где бы ни оказались латыши, они могли поклоняться Богу на родном языке. И вот позже, в немецких лагерях беженцев и в других местах, наша Церковь работала над тем, чтобы побудить латышей молиться с верой в любых обстоятельствах, верить, что Христос по-прежнему среди них. Здесь, в Латвии, где Церковь продолжала свою работу в таких трудных обстоятельствах, так самоотверженно, а также за пределами Латвии, где были созданы новые общины.
Те, кто живет на краю света, по-прежнему жаждут поклоняться Богу на латышском языке. Слава Богу, Он дал нашей Церкви тех, кто ходит к ним! Пусть в объединенном мире LELBP растут дети, которые понимают, что и им дано священное наследие, которое нужно не только хранить, но и наслаждаться им, и делиться им! Архиепископ Теодор Гринберг во время Второй мировой войны постоянно напоминал нам, что каждый должен заботиться о другом, помогите нам не забыть Латвию — о ее судьбе должны говорить в мире! Он сделал это как один из основателей Всемирной лютеранской федерации. Враги хотят нас уничтожить, друзья — ассимилировать, но мы сами хотим оставаться латышами!
Он верил, что Царство Божье будет и там, где детям будут рассказывать о нем в их семьях! Он был дядей Теодором из детского журнала «Пчелка! А «Пчелка» уже начала летать в 1913 году! До того, как Латвия стала свободной, через нее детей учили, как с радостью подходить к Христу, Другу всех детей. LELBP продолжал публиковать его еще долго после смерти архиепископа Гринберга.
Как знаменательно, что сегодня в этой прекрасной церкви Новой Святой Гертруды мы видим картину Яниса Розенталя, под которой написаны слова Христа: «Ведите детей малых ко Мне и не отвергайте их, ибо таковым принадлежит Царствие Божие». Кажется, детям легче доверять и верить — даже в чудеса! Однако я считаю, что сегодня мы все чувствуем себя такими детьми! Потому что — разве это не чудо, данное Богом, что мы здесь!
Итак, надежды архиепископа Карлиса Кундзиньша сбылись! В его время работа продолжалась верно и усердно, строились церкви, школьные здания, но он также не забывал всегда молиться за Латвию, за всех пострадавших, о чем свидетельствуют слова его песни: «Слава Богу! Хотя боль и печаль давят на нацию, Враг, когда он бушует, чтобы опустошить, расколоть и разрушить: Крепкий, как скала, вечно будет процветать верный род, Разве Бог позволит ему утонуть?»
Нет! Латвийская нация не утонула, а поднялась в 1991 году! Архиепископ Арнольдс Лусис, который также обладал дарами поэта, испытал это на себе! В приходах мы часто пели его слова: «Поверь мне, все цепи заржавеют, Время может залечить все шрамы. «Все изменится к лучшему, когда мы будем молиться святому Богу: тогда Он позволит нам вернуться, встретиться в земле наших отцов!».
И он встречался с архиепископом Латвии Карлисом Гайлитисом — и мы тоже, и все чаще и чаще! Каким чудом было это время, когда мы почувствовали — Царство Божье стало так близко!
Под руководством архиепископа-эмерита Элмара Эрнста Розитиса расширилась наша экуменическая работа и служение в Латвии. Очень важный проект церквей-побратимов был реализован, когда прихожане двух церквей узнали друг друга и стали как сестры и братья во Христе! Была создана комиссия по сотрудничеству ЛЕЛЦ и ЛЕЛЦЗ, вместе с архиепископом Янисом Ванагсом и настоятелями обеих церквей мы старались лучше прочитать почерк друг друга. Иногда казалось, что мы поем в своей собственной мелодии, может так и останется — надеюсь, что нет, но нас всегда будет объединять один Бог и молитва нашего народа!
Когда здесь это было запрещено, за пределами Латвии мы пели еще громче. Когда пришло время всем нам спеть ее вместе, мы были так благодарны, так убеждены, что нет ничего невозможного!
И такую обнадеживающую радость мы также испытали благодаря движению возрождения и обновления! Пламя Святого Духа зажгло всех — в Латвии и за ее пределами!
Когда здесь открылись двери, родилась наша первая евангельская церковь в Риге! Постепенно работа расширялась, и мы стали сотрудничать с теологическим факультетом Латвийского университета. Это стало местом встречи с будущими священнослужителями и священнослужительницами нашей Церкви — теми из вас, кто сегодня рядом с нами или отдаляется от нас и наших церквей! И вы с нами! По крайней мере, мы должны упомянуть деканов: декана, покойного доктора Вили Варсберга и пастора, доктора Юриса Каллитиса, и всех остальных, кто перешел от нас к вам и наоборот, чтобы мы все обогатились!
Бог благословил нашу церковь желанием служить вместе и смелостью не просить! Совет LELBP работал очень добросовестно и настойчиво, прося молитв и, да, пожертвований и подарков, чтобы сохранить LELBP сильной — независимо от того, где она находится! Другие представители руководства этой страны пришли помочь — так мы вдохновляли и укрепляли друг друга!
Давайте смело войдем в следующие сто лет! Нам еще так много нужно молиться и работать, чтобы мир, истина и справедливость воцарились в каждой стране и в сердце каждого ребенка! Пусть никто не испытывает недостатка в Божьей любви и благодати Христа. Отче, Я возвестил им имя Твое и возвещу его, чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, была в них, и Я в них.
И вот, сегодня Царство Божье среди нас! Аминь.
Декан Латвийского округа LELBP Иева Пуриня
(2 Тимофею 3:14 — 4:5)
«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.»
Эти слова из 2 Тимофею так нужны сегодня. Воистину, Божье Слово — это основание нашей веры и наша точка отсчета. Это по-прежнему наше величайшее достояние и сокровище, которым мы делимся и хотим поделиться с другими в сезон и вне сезона. И я очень рада, что сегодня одна из вещей, за которую мы благодарим Бога, а также наших сторонников — это наш официальный юридический статус в Латвии как признанной церкви среди всех остальных. В последние годы наша работа и служение в Латвии расширились, поэтому необходимо было укрепить наш правовой статус здесь, чтобы мы могли еще более полно выполнять свою работу в центрах социальной помощи, в тюрьмах и везде.
Там, где уже служат наши священники, это не принесет большой пользы, потому что люди знают их и их работу, но, возможно, это побудит других открыть возможность работать с нами. И не только учреждения и общины, которым мы можем служить, но и другие церкви здесь, в Латвии, чтобы мы могли быть частью экуменического разнообразия со своим собственным голосом и мнением.
К нашему духовенству уже достаточно часто обращаются за интервью и выражением своих взглядов в СМИ, мы открыты и будем открыты для общения. Мы являемся частью нашего общества, и нам важно, как формируются мнения и отношение жителей Латвии как друг к другу, так и к текущим событиям в обществе.
Мы молим Бога, чтобы мы могли совершать дело евангелизации и нести наше служение с ясным умом во всем, перенося зло, чтобы каждый человек Божий был совершен и снаряжен на всякое доброе дело, чтобы мы вместе могли созидать Царство Небесное здесь и сейчас. Аминь.
Пастор Гунтис Букалдерс:
(Матфея 22:1-14)
«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.»
Это третья притча о Царстве Небесном, которую Иисус рассказывает в Иерусалимском храме первосвященникам, старейшинам народа и фарисеям. Притча о брачном пире подводит итог всему учению Писания о связи между призванием и избранием — о желании Бога быть со всеми людьми и о том, что люди отвечают на этот призыв верой.
Конечно, когда мы читаем о нежелании приглашенных гостей прийти на свадьбу царского сына, вполне по-человечески можно задаться вопросом, почему приглашенные решили не приходить. В Луке 14 приводятся причины их отказа, которые звучат не очень убедительно.
Но в Евангелии от Матфея Иисус рассказывает эту притчу не с точки зрения потенциальных гостей, а с точки зрения царя. Несмотря на нежелание приглашенных гостей прийти на брачный пир, свадьба состоится — будут приглашены другие, которые оценят приглашение.
Сегодня мне было доверено рассказать вам о новом логотипе нашей церкви. Как и в притче о свадебных гостях, которые не хотели приходить, которую я читал ранее, сначала мне не пришла в голову убедительная идея. Первые эскизы логотипа были сделаны два года назад, всего было сделано около 7-8 эскизов, но ни один из них не понравился. В мае этого года предстоятель церкви попросила меня попробовать создать логотип на основе дизайна обложки сборника песен — латвийские флаги в форме креста с аусеклитисом на заднем плане.
Я выяснил, что версткой и графическим дизайном сборника занималась Криста Варсберга, но она не «берет на себя ответственность» за дизайн обложки, поскольку не помнит, кто первым предложил крест и аусеклитис. Она считает, что это был ее отец, Вилис Варсбергс, который в то время возглавлял администрацию LELBaL. В любом случае, я хотел бы выразить благодарность тому, кто предложил эту идею, и Высшему совету Церкви за то, что он взял ее за основу — благодаря этому был создан новый логотип Церкви, который вы все видите сегодня.
Логотип состоит из латвийских флагов, расположенных в форме креста, символизирующего Латвийскую евангелическо-лютеранскую церковь.
В центре логотипа, между красными линиями флага, находится знак креста — символ христианства и Церкви Христа.
Концы флага слегка расклешены и скошены, как бы открыты, что указывает на открытость Церкви и приглашает людей присоединиться к Церкви Христа.
В центре креста на заднем плане, срезанная под углом 45° к кресту, находится золотой аусеклитис, которая является одновременно латышским символом и символом утренней звезды или Христа, а золотой цвет в то же время представляет пламя огня, которое символизирует Святого Духа. Лучи серьги одновременно напоминают стрелы, направленные как к центру — к кресту Христа, как приглашение приблизиться к Христу и Церкви, так и наружу — к миссии Церкви в мире, в которой ее ведет Святой Дух.
За крестом рест и аусеклитисом на заднем плане — символический глобус, обозначающий территорию и поле миссии LELBP.
Но как быть с гостем, который прибыл на свадьбу без соответствующей одежды? То, что он не ответил царю, указывает на то, что он осознавал свою вину. Несмотря на то, что приглашены были все — и добрые, и злые, — приход на свадебный пир требовал соответствующей праздничной одежды.
Перенесем эту историю в современный мир: этот человек откликнулся на призыв Евангелия Христа, был в церкви, имел доступ к Слову Божьему и средствам Божьей благодати — таинствам, но в его жизни ничего не изменилось. Принадлежность к церкви не означает автоматического спасения. Царь ожидает от нас соответствующей брачной одежды — ответа на призыв в вере, приносящей плоды: любовь, мир, радость, терпение, доброту, благость, верность, кротость и самоконтроль.
Миссия Церкви — нести весть Евангелия в мир, свидетельствовать о Божьей благодати и в то же время призывать людей в Церкви жить в любящих и прощающих отношениях — также отражена в нашем новом логотипе. Как во внешней открытости, так и в призыве приблизиться к центру, ближе к Христу, жить, славить и поклоняться Богу и действовать в Его свете.
Однажды я прочитал, что в Нидерландах 16-летняя девушка забыла поставить «private» в приглашении на вечеринку по случаю дня рождения в Facebook. Пришло три тысячи человек.
Пусть новый логотип нашей церкви будет постоянным напоминанием о том, что не стоит устанавливать слишком строгие настройки конфиденциальности, чтобы дом Божий был наполнен людьми, ожидающими с верой и надеждой дня свадьбы сына Царя. Аминь.
Новый логотип LELBP:
Видеозапись службы благодарения LELBP: