4 декабря 2022 года был рукоположен новый архиепископ Упсалы Мартин Модеус. В праздновании приняли участие епископы и другие пасторы со всего мира. Король Карл Густав и королева Сильвия также присутствовали на высокой мессе в Упсальском кафедральном соборе. Мартин Модеус — 71-й архиепископ Упсалы с момента появления первого архиепископа, Стефана, в 1164 году. Он сменил на этом посту Антье Якелен. Архиепископ является главным представителем Церкви Швеции.
В богослужении и праздновании принял архиепископ Утрехтский Бернд Уоллет. Публикуем его путевые заметки:
Выходные, в которых я участвовал от имени Союза Утрехта, начались в небольшой компании с неформального ужина в эфиопском и эритрейском ресторане. Ресторан Messob не только очень рекомендуется за его вкусную вегетарианскую кухню, выбор этого ресторана был также сделан в честь самой большой делегации, присутствовавшей здесь: делегации Mekane Yesus («место Иисуса»), крупнейшей церкви-члена Всемирной лютеранской федерации (LWF). Но была еще одна важная причина для ужина здесь. Отношения с Церковью Швеции были напряженными в течение многих лет, потому что эфиопы не могут следовать решению шведов открыть брак для двух людей одного пола. Поэтому они разорвали евхаристическое общение со Шведской церковью. На практике остается много сотрудничества. А эфиопский способ питания, в том числе и в ресторане, подразумевает совместное поедание из общей миски, а также преломление хлеба и обмен друг с другом. Так что это стало символической вечерей с обнадеживающими разговорами. Церковь Швеции знает, как хорошо налаживать связи!
В субботу в течение дня более широкий круг экуменических гостей участвовал в англоязычном симпозиуме вместе со всеми епископами Церкви Швеции в Упсальском университете. Когда Мартин Модеус, епископ Линчепинга, был избран во втором туре в июне, некоторым пришлось погуглить. Он нечасто появлялся в средствах массовой информации. Однако где он был? В приходах, которые имеют его сердце. Вот почему симпозиум был посвящен роли приходов в нашем психическом здоровье. Как наши люди и церкви могут справиться с этим временем больших перемен? Вместо «психического» здравоохранения, не следует ли нам говорить об «экзистенциальном» здравоохранении, задалась вопросом профессор Сесилия Мелдер. Скорее не надо жаргона, рассуждали другие ораторы, пусть церковь занимает свое собственное пространство наряду с правительством, организациями социального обеспечения и игроками гражданского общества. Где еще к тебе будут обращаться как к целостной личности, всю жизнь, если хочешь, и постепенно учить быть стойким? Смысл обнаруживается вместе вокруг источников, где мы можем освежиться. Конечно, для этого остается место и в наше светское время — до тех пор, пока мы больше заботимся об источниках, привлекающих овец, чем о заборах, удерживающих их на собственной территории.
На последующей двуязычной вечерне я был приглашён проповедовать на тему 10 главы из Послания к Евреям. На следующий день во время его инсталляции заместитель председателя синода сказал новому архиепископу: «Не упускай своей смелости, ты будешь богато вознаграждён за неё». Как церковь, не отступай в безопасную среду вдали от неверия и кризисов нашего времени. С самого начала борьба является неотъемлемой частью жизни крещеных людей. Посреди жизни уверенность несет нас, перспектива Божьего будущего заставляет нас упорствовать в «совместной жизни во Христе» — девизе Мартина Модеуса. Его жена пела в соборном хоре Линчепинга, поэтому этот хор был приглашен петь эту вечерню — прекрасная связь.
Ранним воскресным утром нужно было отрепетировать прекрасную Высокую Мессу со всем пением и всеми облачениями на первом. Интегральная репетиция была требованием шведского телевидения. Поэтому мы заранее услышали гомилию и — очевидно, без их присутствия — увидели, как причащается королевская чета. В своей проповеди Модеус сказал: «В Иисусе есть свобода и легкость, послевкусие которых доходит до нашего времени. Прямо из отношения Иисуса исходит призыв к Церкви и к каждому из нас: говори правду о жизни и мире. Работай для освобождения в теле и душе, в структурах и для отдельных людей. Позволь радости расцвести. И даруй благодать нам, неадекватным, несовершенным существам, борющимся со своей жизнью. Наше призвание — прожить его в постоянно меняющихся обстоятельствах».
За ужином и обедом в замке 16 века в Упсале представители правительства и церквей говорили слова приветствия. Епископ Филиппинской независимой церкви Антонио Аблон, также известный многим в Нидерландах, растрогал присутствующих, поделившись тем, что лютеранская и старокатолическая церкви спасли ему жизнь. Нарушение прав человека на его родине продолжается; в Церкви Швеции у нас есть сильный партнер в борьбе за справедливость. Новое правительство было представлено министром, который обратился к церкви — которая очень критически отнеслась к некоторым планам правительства.
Как и мы, шведы безмерно любят петь; как и у нас, празднование — это взаимодействие поющих пасторов, хора и прихожан. Этос церкви также позволяет тебе чувствовать себя как дома в качестве старокатолика. Пять лет назад, после богословского диалога, мы официально признали, что хотим идти вместе как сестринские церкви в Европе. Участие в рукоположениях и инсталляциях друг друга является выражением этого. С ожиданием и радостью мы ждем следующих шагов в нашей общей жизни во Христе.