Мы не можем игнорировать человеческую трагедию, разворачивающуюся в Украине

Диалог

На следующей неделе исполняется год со дня последнего вторжения России в Украину. В это время в прошлом году мы все переживали, что российские войска быстро двинутся на Киев, сокрушат демократически избранное правительство, а затем продолжат свои исторические усилия по подавлению культуры и национальной идентичности Украины. Вместо этого украинское сопротивление сорвало атаки на Киев, отвоевало второй по величине город, Харьков, и завело русских в тупик в Донбассе.

Российская атака в прошлом году продолжила вторжение, которое началось в 2014 году, когда Россия незаконно аннексировала Крым и взяла под контроль часть Донбасса вдоль восточной границы Украины с Россией. В некотором смысле это продолжение российских усилий по искоренению украинской культуры, наблюдавшихся во время принудительной коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х — начале 1930-х годов, в результате которой погибли миллионы людей, в основном от голода.

Подавление украинской католической церкви советскими властями на протяжении 70-летней тирании коммунизма и попытки заставить украинскую православную церковь присоединиться к своей московской, российской кузине, также были частью российского наступления на украинскую культуру. Однако украинцы помнят, что именно крещение киевского князя Владимира, принявшего христианство в 10 веке, в конечном итоге принесло христианскую веру в Москву, а не наоборот. Крещение в Днепре предшествовало крещению в Москве-реке примерно на 200 лет.

Героическое неповиновение украинских военных и их народа в течение этого последнего года не может позволить нам игнорировать человеческую трагедию, которая разворачивается на наших глазах, даже несмотря на то, что подсчеты потерь трудно сделать, пока продолжаются боевые действия. По данным The New York Times, Россия быстро приближается к 200 000 жертв в этой несправедливой войне, а в прошлом месяце министр обороны Норвегии подсчитал, что военные Украины понесли 100 000 потерь и что погибло около 30 000 гражданских лиц. Последние данные разведки Соединенного Королевства указывают на то, что в последние недели российские потери значительно возросли, так как плохо обученные солдаты, часто недавно освобожденные из тюрем, используются в качестве пушечного мяса, пытаясь расчистить путь для более опытных войск. Это варварская, чтобы не сказать удивительная, тактика.

Человеческие страдания измеряются не только в смертях. Как сообщил в декабре мой коллега Кристофер Уайт, тысячи детей были насильно вывезены в Россию для «перевоспитания», десятки тысяч остались без крова, а во многих городах вся инфраструктура была разбомблена в пух и прах. Даже когда убийства прекратятся, шрамы останутся.

В ноябре прошлого года на встрече конференции епископов США в Балтиморе архиепископ Филадельфийской архиепархии Борис Гудзяк обратился к своим братьям-епископам, поблагодарив их за поддержку и попросив их молитв. Как я тогда отметил, во время выступления Гудзяка в зале было слышно, как падает булавка. Его выступление стало главным событием трехдневного пленарного заседания.

Гудзяк распространил брошюру «Ukraina Redux: On Statehood and National Identity» («Украина заново: о государственности и национальной идентичности») Пола Роберта Магочи, профессора истории и политологии в университете Торонто, и попросил епископов прочитать её. Я надеюсь, что они это сделали. В ней содержится сжатая история различных гонений, которым подвергалась Украина, а также рассматриваются меняющиеся границы страны. Что еще более важно, Магоччи объясняет усилия, предпринятые после восстановления независимости в 1991 году, чтобы понимать «украинца» как гражданский, а не этнический ярлык. Иными словами, в законах Украины, системах образования и даже в названиях улиц были предприняты усилия, чтобы уважать различные этнические и национальные меньшинства в стране и их вклад. Украина не является космополитичной, как Париж, но она двигалась в либеральном, современном и гуманном направлении, когда президент России Владимир Путин принес ад на ее улицы и в очаги.

Еще одна книга, которую я недавно прочитал, — «У подножия креста: Уроки Украины», книга-интервью Джона Бургера с архиепископом Святославом Шевчуком, еще молодым главным архиепископом Киево-Галичским, лидером Украинской греко-католической церкви на Украине. Шевчук отправил своих священников в бомбоубежища и метро, когда началась война.

«Кризис 2022 года содержал параллели с временами нелегального существования Украинской греко-католической церкви», — пишет Бургер. «Священники, уходящие под землю — в буквальном смысле — чтобы служить Божественную литургию для населения, ютящегося в темных, импровизированных бомбоубежищах, были похожи на те времена, когда священники ходили по домам ночью, а христиане собирались тайно и в тишине, чтобы услышать проповедуемое им Слово Божье».

В советское время церковь находилась под землей метафорически. Теперь, в военное время, метафора стала реальной. В обе эпохи вера была непоколебима. Теперь верующие ежедневно смотрели видео от Шевчука. Затем они слушали радио Ватикана. Воспоминания Шевчука о том, как он рос, когда католическая вера подвергалась гонениям, и как люди сохраняли веру живой, а отношения с Богом занимали центральное место в их жизни, увлекательны и вызывающи. От чего мы, не подвергающиеся гонениям, готовы отказаться ради веры?

Бургер спросил Шевчука об апологетах России, которые рассматривают режим Путина как оплот против «декаданса, грязи, безнравственности» Запада. Ответ Шевчука должен стать обязательным чтением для тех епископов, которые бросили свой жребий Дональду Трампу, чтобы получить более консервативный Верховный суд.

Эта мрачная годовщина — время для всех, кому небезразлична демократия, агитировать за постоянную поддержку храбрых мужчин и женщин Украины, защищающих свою родину и принцип самоопределения.

«Я бы не поверил, что в сегодняшних условиях государство своей патерналистской защитой Церкви способно воспитать христианские ценности», — сказал Шевчук. «Реальность такова, что очень часто государство будет инструментализировать религию и христианскую церковь для своих собственных политических или геополитических предложений. И это именно то, что происходит в России».

Эта мрачная годовщина — время для всех, кому небезразлична демократия, агитировать за постоянную поддержку храбрых мужчин и женщин Украины, защищающих свою родину и принцип самоопределения. Это также время, чтобы посмотреть за пределы высоких идеалов и статистики и задуматься об ужасе, который принесла эта война, о семьях, разрушенных смертью, о городах и поселках, которые были уничтожены, о мечтах, превращенных в прах военными преступлениями. Это время молиться о том, чтобы Бог принес победу солдатам Украины и послал смятение на ее врагов. Это время молиться о том, чтобы на этих кровавых землях наступил мир, мир, который не предложит вознаграждения российским преступникам, спровоцировавшим этот конфликт, и который будет уважать достоинство и свободу украинского народа.

Майкл Шон Уинтерс

автор книги «Left At the Altar: How Democrats Lost The Catholics And How Catholics Can Save The Democrats» /Оставленные у алтаря: Как демократы потеряли католиков и как католики могут спасти демократов/ (Basic Books, 2008). Его биография преподобного Джерри Фолвелла «Правая рука Бога: как Джерри Фолвелл сделал Бога республиканцем и окрестил американских правых» была опубликована издательством Harper One в январе 2012 года и получила одобрение критиков.

National Catholic Reporter

Расскажите друзьям