У людей есть достоинство. Нельзя бросать их в болото или на проволоку. Они не забудут того, что мы сейчас с ними делаем.
СМИ обеспокоены перспективой мирного марша к польской границе из Беларуси и спрашивают, кто организует мигрантов на белорусской стороне, и действительно ли это будет мирный марш.
Это беспокойство связано с призывом, который уже некоторое время циркулирует среди беженцев и мигрантов, застрявших в Беларуси после безуспешных попыток добраться до Польши. Текст обращения, озаглавленный «Крик о помощи», был впервые опубликован на каналах, посвященных миграции, в Telegram. Затем мигранты и беженцы начали распространять его между собой.
В нем, в частности, говорится следующее: «Мы, мигранты, временно проживающие в Минске, подверглись трагической эксплуатации и обману. Многие люди воспользовались нашими мечтами попасть в Европу и выманили у нас непомерные суммы денег. Они обещали нам попасть в Европу нелегально, и мы продавали все свои вещи, чтобы оплатить путешествие. К сожалению, их обещания оказались ложью, и мы застряли в Минске, в тяжелых условиях и без каких-либо ресурсов. Некоторые из наших коллег погибли, пытаясь пробраться через белорусские леса, другие получили непоправимые травмы.
Мы просим тебя организовать совместный конвой для большой группы мигрантов, не менее тысячи человек, среди которых много детей, подростков, женщин и пожилых людей. Это путешествие опасно, и мы не можем предпринять его в одиночку. Мы умоляем тебя помочь нам найти выход из этой трагической ситуации и позволить нам добраться до Европы и жить в мире. Мы надеемся, что ты услышишь наш призыв и примешь меры, чтобы позволить нам выбраться из этой ловушки эксплуатации и обмана, в которой мы оказались […]».
Я не знаю, кто мобилизует этих отчаявшихся людей, но легко представить, что ситуация в Беларуси напряженная и они просто боятся за свою жизнь.
Однако меня в первую очередь интересует то, что происходит на польской стороне границы. С моей точки зрения, ситуация на границе требует немедленного изменения политики польского правительства.
Масштабы присутствия мигрантов на границе невелики, и ими можно управлять цивилизованным образом. Пограничная служба говорит — тревожным тоном — о сотне человек в день, пытающихся пересечь границу Польши. Между тем, украинско-польскую границу в настоящее время ежедневно пересекают около 22 000 человек. И это не вызывает паники. Плохо, если у наших служб нет возможности законным образом разобраться с миграцией на белорусском участке.
Гораздо больше половины людей, попадающих в Польшу из Беларуси, по данным пограничной службы, приезжают из конфликтных стран: Афганистана, Йемена, Ирана. Поэтому у них есть основания искать безопасности. Они находятся на границе не для развлечения. И отталкивание, то есть отправка новоприбывших обратно туда, откуда они приехали, не является решением проблемы. Эти люди, в конце концов, не вернутся в свои разоренные войной страны, где царит голод и нет шансов на безопасную жизнь. Они будут пытаться пересечь границу во второй, третий, еще один раз. Наша политика толкает их в тупик. И это нехорошо ни для них, ни для нас.
Прежде всего, к тем, кто пытается пересечь границу с Польшей, следует прислушаться. У многих из этих людей есть причины обратиться за международной защитой. Кроме того, отправка кого-либо обратно в Беларусь в нынешней политической ситуации подвергает этого человека насилию. Поскольку Канада имеет наглость задаваться вопросом, являются ли Соединенные Штаты безопасной страной для беженцев (и эта тема обсуждается в Верховном суде Канады), Польша имеет все основания считать Беларусь опасной страной. И, наконец, давайте прекратим отправлять туда обратно людей, нуждающихся в защите.
Следует также рассмотреть практику запирания людей, незаконно пытающихся пересечь границу, на длительные сроки в охраняемых центрах для иностранцев (ЦОИ). Пребывание там одного человека, по данным пограничной службы, обходится от 2 000 до 4 500 злотых в месяц, не считая расходов на персонал, обслуживающий объекты. Таким образом, 18-месячное пребывание одного человека в СОКе составляет 36-80 тысяч злотых, потраченных нашим государством неизвестно на что. Тем более что содержание в таком центре во многих случаях не преследует абсолютно никаких целей — после 18 месяцев травмирующего содержания людей выпускают на свободу, и они как можно быстрее покидают Польшу. Они уезжают на Запад с очень плохими воспоминаниями. На эти деньги можно было бы быстро установить правовой статус людей, инвестировать в изучение польского языка и использовать ресурсы этих людей на польском рынке труда.
Предпоследним человеком, погибшим на польско-белорусской границе, был молодой врач, его похороны состоялись несколько дней назад. В воскресенье в лесу на границе было найдено тело ещё одной жертвы нашей политики — молодой женщины из Эфиопии.
Наше государство относится к людям на белорусско-польской границе как к воплощенному злу. А у них — как и у всех нас — есть достоинство, и их нельзя бросать в болота или на провода. Они не забудут того, что мы делаем с ними сейчас, плохое обращение с людьми сегодня однажды даст обратный эффект. Многие из этих людей могли бы питать нашу страну в качестве жителей и работников, если бы им дали возможность жить в безопасности.
Давай также вспомним о гражданах Беларуси. В прошлом году более 22 000 человек из этой страны подали заявления на получение различных видов разрешений на проживание в Польше. 16 человек обратились за статусом беженца. Уплотнение границы и закрытие пограничных переходов также может поставить в патовую ситуацию белорусских граждан и подданных, которым может понадобиться помощь Польши в случае реализации неблагоприятного сценария — мобилизации Россией Беларуси для активного присоединения к агрессии против Украины.
Перекрытие границы в таком случае оставит народ Беларуси в ловушке.
Агнешка Косович
Основатель и президент фонда «Польский миграционный форум». Инициатор многих проектов по интеграции иностранцев и межкультурному диалогу, включая проект «Мигротека», который оснащает сеть польских библиотек литературой о миграции, беженцах и межкультурализме. Автор монографии «Работаем вместе — 15 лет УВКБ ООН в Польше», описывающей зарождение системы защиты беженцев в Польше, соавтор многочисленных публикаций об иностранцах в Польше. Более шести лет руководила информационной политикой Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Польше. По профессии журналист.
Источник: Wiez